1.
Антон Вильгельм Амо, 18 век - первый чернокожий доктор философии в Галле (+ про него в немецкой
Вики).
«В 1707 году из рыбачьей деревушки, что находилась во владениях Голландской Ост-Индской компании на побережье Гвинейского залива, предприимчивые купцы вывезли маленького мальчика по имени Амо. Видимо, надеясь на получение торговых привилегий в германских землях, они подарили живую диковинку герцогу Брауншвейг-Вольфенбюттельскому. Негритенка обратили в христианство в 1708 году (почти в это же время Петр Великий крестил в Вильно эфиопского юношу Ибрагима под именем Петра Петровича Петрова) и назвали Антоном Вильгельмом в честь самого герцога и его сына-соправителя Вильгельма Августа. Маленький африканец стал пажом при дворе герцога и вскоре обратил на себя внимание живостью ума и способностью к наукам. Когда он подрос, покровители послали его в университет. Так в Галле в 1727 году на философском факультете появился «африканец из Гвинеи».
Кроме родного фанти, он бегло говорил на шести языках: голландском, еврейском, греческом, латыни, французском, немецком. В ноябре 1729-го задолго до широкого движения против рабства (начавшегося с 70-80-х годов XVIII века) он выступил на университетском диспуте с докладом «О правовом положении негров в Европе». Текст не сохранился, но можно представить себе страстность и непривычность речи в защиту людей, которым, как полагали, само провидение уготовило быть рабами (при этом нередко ссылались на библейскую легенду о Ное и его сыновьях, считая негров потомками Хама). Обратившись к истории права, Амо доказал, что европейцы поступают незаконно, обращая африканцев в рабство. Неудивительно, что сказанное не понравилось тогдашнему консервативному руководству университета. Амо, не закончив обучения, был вынужден покинуть Галле и перебраться в Виттенберг.
Здесь ему посчастливилось больше: он стал магистром философии и свободных искусств, а позже защитил докторскую диссертацию. Уже сложившимся ученым вернулся он в 1736 году в Галле, где преподавал философию, занимался физикой, стал последователем и пропагандистом идей Г.В.Лейбница о «гармонии сущности и существования». С знаменитым немцем, как утверждают, Амо познакомился в юные годы. Здесь же, в 1738-ом он подготовил свою основную работу - диссертацию по логике и метафизике.
Но люди все-таки относились к нему не столь терпимо, как в России к Абраму Ганнибалу, который, тоже получив образование в Европе, стал крупным инженером и вельможей. Амо вновь был вынужден переехать, на этот раз в Йену. В ту пору его связывала тесная дружба с профессором фон Людвигом, прусским философом и послом, оказавшим на Амо сильное влияние. Благодаря его поддержке Амо стал посланником при прусском дворе, с которым Брауншвейг с 1735 года был связан договорами и семейными узами. В это время Амо принимают в члены ряда европейских академий. Он был человеком своего века: изучал медицину, читал лекции по логике, метафизике, физиологии, астрономии, теории права, по геомантике и хиромантии.
Смерть фон Людвига в 1743 году нанесла Амо тяжелый удар. Без поддержки друзей трудно было противостоять злым наговорам, клевете, насмешкам над цветом кожи. Амо решает навсегда покинуть Европу.
В 1756 году спустя 49 лет после того, как маленького мальчика увезли с родины чужие белые люди, немолодой человек в камзоле и шляпе ступил на землю своих предков. Англо-голландское соперничество уже закончилось тогда победой англичан. Амо нашел свое место в жизни и уважение соплеменников, занимаясь врачеванием. В те же годы здесь работала школа мальчиков миссионера Т.Томпсона, где учился Филипп Квакве. Получив образование в Европе, Квакве возглавил это учебное заведение, став одним из первых африканцев-просветителей. Вполне возможно, что Амо и Квакве были знакомы».
2.
Ценофонд лесов Европейской части России 3. Г.В.Шубин.
Кризис в Зимбабве (1997-2007) 4. И.Р.Бёме.
Соотношение врождённого и приобретённого в песне птиц 5. И.Р.Бёме.
Формирование вокализации воробьиных птиц в онтогенезе: современное состояние проблемы.
6.
Подводная электростанция Deep Green 7.
Другой мир после 1945-го. Надежды, которым не было суждено сбыться (о сотрудничестве СССР и США после войны). 8.
Фальсификаты «историка» Солонина 9.
Мифы об атеизме 10. Марк Ферро.
Как рассказывают историю детям в разных странах мира? 11.
Наука в СССР в годы Великой Отечественной войны (спасибо latexzapal)
12.
Серия учебных пособий по сохранению и восстановлению биоразнообразия 13.
Критерии структурной полночленности лесных массивов (и выбора лесных территорий как перспективных для заповедания) 14. Геном неандертальца прочтён:
они оставили свой след в генах современных людей. А уж какой след в морфологии оставили!
Обсуждение в антропологическом блоге.
15. Greenhill S.J., Atkinson Q.D., Meade A., Gray R.D..
The shape and tempo of language evolution (
обсуждение).
16.
Влияние человека на скорость вымирания видов птиц в настоящем, прошлом и будущем. Из утверждения, что из 1,3% видов птиц вымерли в историческое время (с 1500 г. н. э.), следует, что скорость вымирания равняется 26 видов на миллион видов в год. Эта оценка значительно выше, чем скорость, равная приблизительно 1 вымиранию до вмешательства человека. Однако данная цифра представляется недооцененной. Во-первых,
часто недооценивается истребление видов первобытными племенами, особенно при попадании на острова (в том числе и некрупных либо не употребляемых в пищу, например из-за сведения лесов или крысами, свиньями, мангустами и т.п., прибывшими вместе с людьми). Так, экспансия полинезийцев по островам Тихого океана привела к вымиранию многих видов птиц задолго до их открытия европейцами, обычно наиболее крупных представителей авифауны. Только на Гавайских о-вах полинезийцы прикончили 6 или 7 видов местных нелетающих гусей (мелким летающим вариантом которых является нынешняя гавайская казарка), ибиса, орлана и ещё нескольких, в
Новой Зеландии - 8 из 15 видов местных водоплавающих птиц, не считая общеизвестных моа.
Во-вторых, три неучтенных фактора существенно увеличивают оценку скорости вымирания: количество вымираний до 1800 года существенно возрастает, поскольку большое число видов описывается по костным остаткам, 2 - скорость вымирания должна вычисляться после описания видов, так как большинство видов было описано после 1850 г., 3 - ряд видов предположительно вымершие, и их также следует считать вымершими в анализе.
С учётом сделанных выше замечаний оценки скоростей вымирания должны быть скорректированы до 100 вымираний на миллион видов в год. В последнее время эта цифра составляет 50, но предположительно возрастет до 150, если не будут предприняты попытки сохранения исчезающих видов. Отмечается, что возрастает число вымирающих видов на континентах, в то время, как в прошлом основу вымираний составляли островные виды. Предсказывается, что в 21 веке скорость вымирания станет _»1000.12% современных видов угрожает вымирание, еще 12% живут на территориях, которые интенсивно осваиваются человеком. Если
сведение лесов продолжится современными темпами, скорость вымирания к концу века достигнет 1500.
17.
Вымирание видов остановить не удаётся.
В 2002 году на Конференции по устойчивому развитию в Йоханнесбурге мировые лидеры подписали Конвенцию о биологическом разнообразии, предполагающую существенное снижение риска вымирания видов и темпов деградации основных биомов планеты к 2010 году. Для оценки степени продвижения к цели экологами были разработан 31 индикатор, оценивающий жизнеспособность видов и популяций в динамике. Обзорная статья в Science от 29 апреля 2010 г. показывает печальную картину: индикаторы состояния биоразнообразия (риск вымирания, разрушение и трансформация местообитаний, площади ареалов, экологическая полночленность сообществ, в которых обитают соответствующие виды) показывают сокращение области существования видов дикой природы и ухудшение качества этого существования. Напротив, показатели антропогенного давления на биоразнообразие (глобальное потребление ресурсов, «глобальное перемешивание» видов, биологические инвазии, перепромысел, загрязнение нитратами с эвтрофикацией, влияние климатических изменений) существенно выросли. Темпы первого и второго процессов в первое десятилетие XXI века были не ниже, чем в ХХ. Несмотря на отдельные частные успехи (успешное сохранение биоразнообразия в ряде резерватов, переход к устойчивому лесопользованию в ряде стран, верные политические решения в ответ на биологические инвазии) темпы потери биоразнообразия оказываются неожиданными и пугающими.
18. Надпись из Экрона и надпись из Гезера
«
Надпись из Экрона. Сообщение об открытии в городе храма, посвященного местной языческой богине Патагии.
Надпись из Гезера. Древний еврейский сельскохозяйственный календарь.
Экрон - филистимский город, Гезер - иудейский. Но сравнение надписей не оставляет сомнений в том, что язык письма и алфавит у тех и у других был одинаковым. О том, на каком языке разговаривали в Экроне и в Гезере, мы не знаем, и не узнаем, скорее всего, никогда. Кстати, расстояние от Тель-Микне (древнего Экрона) до Тель-Гезера - 12 километров.
ЗЫ. Про календарь из Гезера
хорошо расписано в русской википедии. Там же есть материал про
надпись из Силуана, выполненную на том же языке. А вот про филистимскую надпись из Экрона, выполненную на этом же языке, все википедии, кроме ивритской, почему-то умалчивают».
http://leorer.livejournal.com/525223.html?#cutid1 19.
Бывшие мусульмане 20. Дж.Лакофф. Метафора и война. Система метафор для оправдания войны в Заливе.
«Существует бессознательная система метафор, которой мы пользуемся для понимания реальности. Что делает метафора? Ограничивает то, что мы замечаем; выдвигает на первый план то, что мы видим, и частично представляет дьявольскую структуру, с которой мы сосуществуем. Из-за проникновения метафоры в сознание, мы не всегда можем обсуждать реальность в исключительно точных категориях.
Не существует способа избежать метафоризации мышления, особенно в сложных случаях, таких как проблемы внешней политики. Я, таким образом, не возражаю против использования метафоры как таковой в дискурсе внешней политики. Мои возражения, в первую очередь, направлены против отрицания присутствия метафоры в дискуссиях о внешней политике, и, во-вторых, против неспособности понять, что скрывают метафоры, и в третьих, против неспособности образно мыслить о том, что новые метафоры могут быть более милосердными.
Мы должны уделять больше внимания механизмам метафорического мышления, в особенности потому, что такие механизмы обязательно используются в дискуссиях о внешней политике, и потому, что метафоры, подкрепленные бомбами, способны убивать».
http://www.philology.ru/linguistics1/lakoff-06.htm