Ссылочная 5

May 14, 2020 22:48


1. Антон Вильгельм Амо, 18 век  - первый чернокожий доктор философии в Галле (+ про него в немецкой Вики).

«В 1707 году из рыбачьей деревушки, что находилась во владениях Голландской Ост-Индской компании на побережье Гвинейского залива, предприимчивые купцы вывезли маленького мальчика по имени Амо. Видимо, надеясь на получение торговых привилегий в германских землях, они подарили живую диковинку герцогу Брауншвейг-Вольфенбюттельскому. Негритенка обратили в христианство в 1708 году (почти в это же время Петр Великий крестил в Вильно эфиопского юношу Ибрагима под именем Петра Петровича Петрова) и назвали Антоном Вильгельмом в честь самого герцога и его сына-соправителя Вильгельма Августа. Маленький африканец стал пажом при дворе герцога и вскоре обратил на себя внимание живостью ума и способностью к наукам. Когда он подрос, покровители послали его в университет. Так в Галле в 1727 году на философском факультете появился «африканец из Гвинеи».

Кроме родного фанти, он бегло говорил на шести языках: голландском, еврейском, греческом, латыни, французском, немецком. В ноябре 1729-го задолго до широкого движения против рабства (начавшегося с 70-80-х годов XVIII века) он выступил на университетском диспуте с докладом «О правовом положении негров в Европе». Текст не сохранился, но можно представить себе страстность и непривычность речи в защиту людей, которым, как полагали, само провидение уготовило быть рабами (при этом нередко ссылались на библейскую легенду о Ное и его сыновьях, считая негров потомками Хама). Обратившись к истории права, Амо доказал, что европейцы поступают незаконно, обращая африканцев в рабство. Неудивительно, что сказанное не понравилось тогдашнему консервативному руководству университета. Амо, не закончив обучения, был вынужден покинуть Галле и перебраться в Виттенберг.


Здесь ему посчастливилось больше: он стал магистром философии и свободных искусств, а позже защитил докторскую диссертацию. Уже сложившимся ученым вернулся он в 1736 году в Галле, где преподавал философию, занимался физикой, стал последователем и пропагандистом идей Г.В.Лейбница о «гармонии сущности и существования». С знаменитым немцем, как утверждают, Амо познакомился в юные годы. Здесь же, в 1738-ом он подготовил свою основную работу - диссертацию по логике и метафизике.

Но люди все-таки относились к нему не столь терпимо, как в России к Абраму Ганнибалу, который, тоже получив образование в Европе, стал крупным инженером и вельможей. Амо вновь был вынужден переехать, на этот раз в Йену. В ту пору его связывала тесная дружба с профессором фон Людвигом, прусским философом и послом, оказавшим на Амо сильное влияние. Благодаря его поддержке Амо стал посланником при прусском дворе, с которым Брауншвейг с 1735 года был связан договорами и семейными узами. В это время Амо принимают в члены ряда европейских академий. Он был человеком своего века: изучал медицину, читал лекции по логике, метафизике, физиологии, астрономии, теории права, по геомантике и хиромантии.

Смерть фон Людвига в 1743 году нанесла Амо тяжелый удар. Без поддержки друзей трудно было противостоять злым наговорам, клевете, насмешкам над цветом кожи. Амо решает навсегда покинуть Европу.

В 1756 году спустя 49 лет после того, как маленького мальчика увезли с родины чужие белые люди, немолодой человек в камзоле и шляпе ступил на землю своих предков. Англо-голландское соперничество уже закончилось тогда победой англичан. Амо нашел свое место в жизни и уважение соплеменников, занимаясь врачеванием. В те же годы здесь работала школа мальчиков миссионера Т.Томпсона, где учился Филипп Квакве. Получив образование в Европе, Квакве возглавил это учебное заведение, став одним из первых африканцев-просветителей. Вполне возможно, что Амо и Квакве были знакомы».

2. Ценофонд лесов Европейской  части России

3. Г.В.Шубин. Кризис в Зимбабве (1997-2007)

4. И.Р.Бёме. Соотношение врождённого и приобретённого в песне птиц

5. И.Р.Бёме. Формирование вокализации воробьиных птиц в онтогенезе: современное состояние проблемы.

6.

Подводная электростанция Deep Green

7. Другой мир после 1945-го. Надежды, которым не было суждено сбыться (о сотрудничестве СССР и США после войны).

8. Фальсификаты «историка» Солонина

9. Мифы об атеизме

10. Марк Ферро. Как рассказывают историю детям в разных странах мира?

11. Наука в СССР в годы Великой Отечественной войны (спасибо latexzapal)

12. Серия учебных пособий по сохранению и восстановлению биоразнообразия

13. Критерии структурной полночленности лесных массивов (и выбора лесных территорий как перспективных для заповедания)

14. Геном неандертальца прочтён: они оставили свой след в генах современных людей. А уж какой след в морфологии оставили! Обсуждение в антропологическом блоге.

15. Greenhill S.J., Atkinson Q.D., Meade A., Gray R.D.. The shape and tempo of language evolution (обсуждение).

16. Влияние человека на скорость вымирания видов птиц в настоящем, прошлом и будущем.

Из утверждения, что из 1,3% видов птиц вымерли в историческое время (с 1500 г. н. э.), следует, что скорость вымирания равняется 26 видов на миллион видов в год. Эта оценка значительно выше, чем скорость, равная приблизительно 1 вымиранию до вмешательства человека. Однако данная цифра представляется недооцененной. Во-первых, часто недооценивается истребление видов первобытными племенами, особенно при попадании на острова (в том числе и некрупных либо не употребляемых в пищу, например из-за сведения лесов или крысами, свиньями, мангустами и т.п., прибывшими вместе с людьми). Так, экспансия полинезийцев по островам Тихого океана привела к вымиранию многих видов птиц задолго до их открытия европейцами, обычно наиболее крупных представителей авифауны. Только на Гавайских о-вах полинезийцы прикончили 6 или 7 видов местных нелетающих гусей (мелким летающим вариантом которых является нынешняя гавайская казарка), ибиса, орлана и ещё нескольких, в Новой Зеландии - 8 из 15 видов местных водоплавающих птиц, не считая общеизвестных моа.

Во-вторых, три неучтенных фактора существенно увеличивают оценку скорости вымирания: количество вымираний до 1800 года существенно возрастает, поскольку большое число видов описывается по костным остаткам, 2 - скорость вымирания должна вычисляться после описания видов, так как большинство видов было описано после 1850 г., 3 - ряд видов предположительно вымершие, и их также следует считать вымершими в анализе.

С учётом сделанных выше замечаний оценки скоростей вымирания должны быть скорректированы до 100 вымираний на миллион видов в год. В последнее время эта цифра составляет 50, но предположительно возрастет до 150, если не будут предприняты попытки сохранения исчезающих видов. Отмечается, что возрастает число вымирающих видов на континентах, в то время, как в прошлом основу вымираний составляли островные виды. Предсказывается, что в 21 веке скорость вымирания станет _»1000.12% современных видов угрожает вымирание, еще 12% живут на территориях, которые интенсивно осваиваются человеком. Если сведение лесов продолжится современными темпами, скорость вымирания к концу века достигнет 1500.

17. Вымирание видов остановить не удаётся.

В 2002 году на Конференции по устойчивому развитию в Йоханнесбурге мировые лидеры подписали Конвенцию о биологическом разнообразии, предполагающую существенное снижение риска вымирания видов и темпов деградации основных биомов планеты к 2010 году. Для оценки степени продвижения к цели экологами были разработан 31 индикатор, оценивающий жизнеспособность видов и популяций в динамике. Обзорная статья в Science от 29 апреля 2010 г. показывает печальную картину: индикаторы состояния биоразнообразия (риск вымирания, разрушение и трансформация местообитаний, площади ареалов, экологическая полночленность сообществ, в которых обитают соответствующие виды) показывают сокращение области существования видов дикой природы и ухудшение качества  этого существования. Напротив, показатели антропогенного давления на биоразнообразие (глобальное потребление ресурсов, «глобальное перемешивание» видов, биологические инвазии, перепромысел, загрязнение нитратами с эвтрофикацией, влияние климатических изменений) существенно выросли. Темпы первого и второго процессов в первое десятилетие XXI века были не ниже, чем в ХХ. Несмотря на отдельные частные успехи (успешное сохранение биоразнообразия в ряде резерватов, переход к устойчивому лесопользованию в ряде стран, верные политические решения в ответ на биологические инвазии) темпы потери биоразнообразия оказываются неожиданными и пугающими.

18. Надпись из Экрона и надпись из Гезера

«Надпись из Экрона. Сообщение об открытии в городе храма, посвященного местной языческой богине Патагии.

Надпись из Гезера. Древний еврейский сельскохозяйственный календарь.
Экрон - филистимский город, Гезер - иудейский. Но сравнение надписей не оставляет сомнений в том, что язык письма и алфавит у тех и у других был одинаковым. О том, на каком языке разговаривали в Экроне и в Гезере, мы не знаем, и не узнаем, скорее всего, никогда. Кстати, расстояние от Тель-Микне (древнего Экрона) до Тель-Гезера - 12 километров.

ЗЫ. Про календарь из Гезера хорошо расписано в русской википедии. Там же есть материал про надпись из Силуана, выполненную на том же языке. А вот про филистимскую надпись из Экрона, выполненную на этом же языке, все википедии, кроме ивритской, почему-то умалчивают».

http://leorer.livejournal.com/525223.html?#cutid1

19. Бывшие мусульмане

20. Дж.Лакофф. Метафора и война. Система метафор для оправдания войны в Заливе.

«Существует бессознательная система метафор, которой мы пользуемся для понимания реальности. Что делает метафора? Ограничивает то, что мы замечаем; выдвигает на первый план то, что мы видим, и частично представляет дьявольскую структуру, с которой мы сосуществуем. Из-за проникновения метафоры в сознание, мы не всегда можем обсуждать реальность в исключительно точных категориях.

Не существует способа избежать метафоризации мышления, особенно в сложных случаях, таких как проблемы внешней политики. Я, таким образом, не возражаю против использования метафоры как таковой в дискурсе внешней политики. Мои возражения, в первую очередь, направлены против отрицания присутствия метафоры в дискуссиях о внешней политике, и, во-вторых, против неспособности понять, что скрывают метафоры, и в третьих, против неспособности образно мыслить о том, что новые метафоры могут быть более милосердными.

Мы должны уделять больше внимания механизмам метафорического мышления, в особенности потому, что такие механизмы обязательно используются в дискуссиях о внешней политике, и потому, что метафоры, подкрепленные бомбами, способны убивать».

http://www.philology.ru/linguistics1/lakoff-06.htm


этология, мусульманский мир, проблемы происхождения, ссылки, книги, политика, обучение пению, всемирная история, возрождение нацизма, лингвистика, эволюционная биология, орнитология, антропогенез, экология, история евреев, пределы роста, атеизм, работорговля, охрана природы, сигналы животных, наука

Previous post Next post
Up