последние годы в Зап. Европе заявило о себе движение бывших мусульман. Первая организация подобного рода -
Центральный совет бывших мусульман - был основан в Германии в 2007 году, вскоре у него появились филиалы в
Великобритании и
Скандинавии. Подобные сообщества созданы и в других странах, например, в Нидерландах. Пока они весьма малочисленны, что нетрудно понять: "вероотступничество" для ислама - едва ли не самое страшное преступление, и обычное наказание за него - смерть. Сейчас смертная казнь за отступничество от ислама существует в нескольких мусульманских странах, в т.ч. Иране и Саудовской Аравии. Но и на Западе "отступники" не могут чувствовать себя в безопасности, так как в любое время могут стать жертвами исламских фанатиков и даже собственных "благочестивых" родственников. Поэтому подавляющее большинство таких людей просто перестают ходить в мечеть и соблюдать исламские предписания, не порывая формально с исламской общиной. Тем не менее, находятся люди, которые осмеливаются открыто заявить, что порвали с исламом, что требует от них немалого личного мужества. Бывшими мусульманами создан ряд сайтов и форумов в сети, где можно найти, например, любопытные свидетельства разных "отступников". Некоторые перешли в другие религии, например, христианство, индуизм и даже викку, но большинство, как видно
отсюда, стали атеистами или агностиками. Особенно много среди бывших мусульман иранцев. Это далеко не случайно. Ведь у них существует богатая и яркая доисламская культурная традиция, а три с лишним десятилетия исламского правления заставила многих жителей этой страны люто возненавидеть не только "муллократию", но и ислам как таковой. В этой среде выделяется живущий в Канаде иранский публицист, пишущий под псевдонимом Али Сина, основатель
Faith Freedom International, чьи яростные разоблачения ислама намного превосходят своей радикальностью антиисламские филиппики иных западных правых. Тут как раз впору задаться вопросом о политических взглядах экс-мусульманских активистов. Как представляется, в этом они неоднородны. Большинство, все же, придерживаются левых взглядов. Так, одни из лидеров Центрального совета бывших мусульман
Мина Ахади и
Марьям Намази являются одновременно ведущими активистами
Коммунистической рабочей партии Ирана (вроде бы стоящей на позициях коммунизма рабочих советов, но тут я не уверен, т.к. подробно не изучал их программу) в изгнании. Хотя есть и либералы, и даже иранские патриоты, у которых ненависть к исламу сочетается с антиарабски окрашенным национализмом, вплоть до поддержки Ирано-иракской войны, которую они воспринимают именно как войну с арабами, в свое время завоевавшими Иран и силой навязавшими чуждую веру. Эти, на мой взгляд, чем-то напоминают русских патриотов-родноверов с их враждебностью к "чужеземному" христианству.
Как бы то ни было, несомненно, что растущая критика со стороны бывших мусульман - это лишь один из симптомов глубокого внутреннего кризиса, охватившего "самую быстрорастущую религию мира", реальные дела которой далеко на так хороши, как пытаются представить ее апологеты.