роль материнской заботы в когнитивном развитии шимпанзе

Apr 23, 2020 20:09


Ким Бэрд, профессор психологии из Портсмутского университета, установила, что крошечные шимпанзе-сироты, которых со всяческой заботой и лаской воспитывают люди, не только умнее своих сверстников, получающих равнодушный, чисто "физиологический" уход (корм, тепло и так далее), но даже обгоняют в интеллектуальном развитии человеческих детей того же возраста (пусть и временно, поскольку люди постарше легко уходят в отрыв).

Бэрд с 1980-х занимается изучением шимпанзе в национальном исследовательском центре приматов (Yerkes National Primate Research Center), расположенном в Атланте. Там она прослеживала развитие 46 особей, от которых сразу после рождения отказались их матери и которые попали в питомник при центре [оригинал работы - В.К.].


Некоторым этих обезьян люди давали лишь физиологически необходимый уход, а с частью специальные "приёмные родители" проводили очень много времени, занимаясь с ними в первый год их жизни с той заботой, вниманием и лаской, какие выказывала бы нормальная мать.

… набор тестов выявил, что к примеру, девятимесячные шимпанзе-сироты, испытавшие "материнскую ласку" экспериментаторов, в эмоциональном и когнитивном развитии превосходят "сапиенсов" того же возраста, а также - разительно отличаются от шимпанзе-сверстников, не получивших взамен своих недобросовестных мамаш нормального общения с воспитателями-людьми.

Сироты, которым просто давали попить-поесть, демонстрировали целый набор отклонений в поведении (в реакции на опасность, стресс, в частности) и от обычных шимпанзе, воспитываемых настоящими матерями, и от сирот-счастливчиков, получивших воспитателей из числа сотрудников центра. "Приёмыши" оказывались жизнерадостнее, общительнее, умнее и живее по характеру, чем "отказники". Так, детёныши, «имеющие родителей» во время какого-то беспокойства искали защиту у мамы, "брошенные" обезьянки в аналогичной ситуации попросту прятались в укрытии

Авторы исследования отмечают сходство этого результата с наблюдениями за человеческими детьми: те из них, кто по какой-либо причине не получал должной порции внимания со стороны матери в первый год жизни, позже демонстрировали отставание в развитии как в эмоциональном, так и в умственном плане. Казалось бы - тут-то всё очевидно. И если у нас это правило срабатывает, почему бы не срабатывать ему у шимпанзе? Но Ким и её коллеги утверждают, что изучено и задокументировано действие данного закона у приматов (не человека) впервые.

http://www.membrana.ru/articles/global/2009/02/03/173000.html

(первую половину сообщения, увы, лучше  не читать).

***

а поскольку стиль материнской заботы у обезьян (а также у грызунов) передаётся из поколение в поколение сигнальной наследственностью, легко понять,  как существенные различия в "умственном развитии" индивидов могут возникать и поддерживаться негенетическим путём


биология человека, интеллект, социальное поведение, антропогенез, обучение, социальная организация, зоология, приматы, родительское поведение

Previous post Next post
Up