Безопасная бритва Оккама

Jun 13, 2015 07:44

В поведенческих исследованиях есть свой вариант «принципа экономии», так называемый «Канон» Конвей Ллойда-Моргана: «Любое действие животного ни в коем случае нельзя интерпретировать как результат проявления какой-либо высшей психической функции, если его можно объяснить на основе наличия способности, занимающей более низкую ступень на ( Read more... )

методология, понимание, философия, этология, мысли

Leave a comment

Comments 12

ivanov_petrov June 13 2007, 04:49:07 UTC
хорошее рассуждение. и в конце - не совершать необратимых поступков - тоже хорошо

Reply


nature_wonder June 13 2007, 10:04:45 UTC
Согласен.
Знакомы ли вы с исследованиями Ирэн Пеперберг (коммуникация с попугаями)?

Reply

wolf_kitses June 13 2007, 10:18:28 UTC
Да, конечно. Есть и такой сайт alexfoundation.com (или org, edu - Не помню). Но они уже по-моему довольно давние?

Reply

nature_wonder June 13 2007, 11:59:09 UTC
они начались давно, Алекс у нее обучается с самых первых лет жизни. Эксперименты продолжаются и сейчас.
http://nature-wonder.livejournal.com/11575.html

Меня в этой связи терзает вопрос: действительно ли попугай улавливает семантическую структуру фраз. Или это просто изощренная дрессировка. Хотелось бы верить, что первое. Но мне очень сложно прийти к какому-то выводу. А вы как раз по этой теме специализируетесь (коммуникац. сигналы). - У вас есть какое-л. отношение к результатам Ирэн?

Reply

wolf_kitses June 15 2007, 08:40:14 UTC
Решает ли попугай (или майна) соответствующую интеллектуальную задачу - вычислительную, логическую - думаю да. Но задачи для жако не сложнее тех что решали вороны в опытах Зориной, вся фишка в том, что попугай вроде бы разумно отвечает на вопросы. А вот понимает ли птица обращённую к ней речь, улавливает ли семантическую структуру фраз? Безусловно нет. Вообще у «говорящих» птиц за говорение и понимание речи постоянно принимают их способность удивительно тонко дифференцировать ситуации (или проблемные задачи, или найденные решения проблем), быстро и очень жёстко связывать их с определёнными словами, вообще звуками (звяканье колокольчика не хуже осмысленного вопроса), а затем точно воспроизводить их в соответствующей ситуации. Плюс птицы (а также млеки, кошки там собаки) очень тонко дифференцируют эмоциональные окраски ситуаций, когда им ставят проблему, задают вопрос, также жёстко связывают определённые слова с определённой эмоционально окрашенной ситуацией а затем точно выдают выученное, когда соответствующая ситуация воспроизводится ( ... )

Reply


asafich June 14 2007, 22:33:55 UTC
Что-то странное Вы пишете про сложность эксплананса и экспланандума. Если бы объясняющее не могло быть проще объясняемого, то все объяснения сводились бы к перечислениям «объясняемых» предметов и их свойств. Но сама возможность обобщения позволяет резко упростить объясняющее. Высказывание «В геноме всех мужчин имеется У-хромосома» явно концептуально проще, чем ряд высказываний «В геноме А.С.Пушкина имеется У-хромосома», «в геноме В.В. Путина имеется У-хромосома» и т.д.

На самом деле это лишь придирка к формулировке - по сути я согласен с Вами.

Reply

wolf_kitses June 15 2007, 08:43:49 UTC
Ну, свёртывание информации в объяснении - это явно не упрощение объясняемой реальности -:) Увы, умение внятно писать, чтобы был минимум вопросов к формулировкам - не самоё моё сильное место -:(

Reply


voidbent December 17 2007, 12:30:50 UTC
Не такой уж этот вариант бритвы Оккама и безопасный. Как по мне так он даже более острый и опасный, чем оригинал.Иными словами, объясняющее (explanans) в концептуальном отношении не может быть проще объясняемого (explanandum), но сложнее быть тоже не должно.
В общем случае, использование вашего варианта бритвы Оккама грозит параличом прогресса. Очень часто объяснение гораздо сложнее объясняемого, но за счёт этого объяснение кроме непосредсвенно объясняемого объясняет ещё кучу всего. Грубо говоря, объяснение, почему небо синее будет концептуально гораздо сложнее объясняемого, но его потом можно будет применить не только к небу а к любому коллоидному раствору.

Reply


pronzus March 23 2013, 08:20:37 UTC
О!!!

Признаться, только сечас набрёл на этот текст. Однако, абсолютизация Бритвы Оккама и меня самого давно заботит. Как ты знаешь, у нас в палеонтологии это проявляется в неприятии кладистами "заций". Для них это избыточная сущность (хотя в попытках извернуться, и таки выстроить всех так, чтобы каждый признак появлялся только один раз, они-то как раз и плодят лишние сущности в количествах).

Совет Максвелла тоже очень уместен. Именно этим меня всегда раздражают агностики, пытающиеся доказать, что "честное" незнание лучше ошибочной гипотезы.

Reply


Leave a comment

Up