Личное и общественное

Jan 26, 2020 21:40


То, что раньше считалось преимущественно частным делом - рождение и воспитание детей, занятие ремеслом, возделывание земли, совершенствование мастерства в двух последних и т.п. - ныне решительно невозможно без участия общества в целом, без государственного образования и государственного субсидирования. То есть «канаты» социальной привязанности, Read more... )

марксизм, понимание, Просвещение, методология, философия, культура господства, оптимизация систем, массовые явления

Leave a comment

sahonko January 27 2010, 08:51:39 UTC
Я бы тут ввел категорию "степени свободы" личности. Обшество постоянно стремится максимально согласовать эти все степени свободы (в той или иной форме). Однако с другой стороны идет постоянный процесс увеличения числа этих степеней свободы у каждой личности, посредством выработки и предоставления в пользования индивида все новых и новых социальных инструментов. Кстати сам процесс согласования порой подталкивает к умножению степеней свободы, особенно это стало заметно после крушения феодальных отношений (при феодализме крепостной крестьянин, живущий натуральным хозяйством напрямую ограничивался в степенях свободы и жестко тормозилось их развитие). Капитал же вынужден с одной стороны ограничивать степени свободы и держать производящую силу в черном теле, а с другой стороны обязан множить степени свободы потребителя (в том числе и производящей силы), чтоб обеспечить сбыт произведенного товара. Коммунизм же вообще ставит во главу угла всесторонность и многогранность развития личности, что в свою очередь требует все усиливающегося согласования меду степенями свободы массы личностей. Кроме того личности объединяются в различные целостности, которые обладают своим набором степеней свободы сверх тех степеней свободы, которые присущи отдельным личностям, входящим в эту целостность.

Reply

wolf_kitses January 28 2010, 11:34:52 UTC
Я бы тут ввел категорию "степени свободы" личности. Обшество постоянно стремится максимально согласовать эти все степени свободы (в той или иной форме). Однако с другой стороны идет постоянный процесс увеличения числа этих степеней свободы у каждой личности, посредством выработки и предоставления в пользования индивида все новых и новых социальных инструментов.//
Да, именно так. И мне это кажется связанным именно с социальным прогрессом - направленным усложнением структуры отношений между людьми, которое, собственно и создаёт новые возможности для реализации, выбор между которыми собственно, и есть "свобода". Это как на семейных торжествах великих князей - детей Александра 2-го всегда спрашивали - "КЕм душенька, хочешь стьать", но можно было выбирать лишь между армией и вмф, а когда один раз мальчик сказал - хочу быть художником, его молча обнесли мороженным -:(((
Именно социальная структура задаёт разнообразие возможностей выбора профессий/сфер приложения своего труда, и разнообразие возможностей для проведения досуга (в городе оно много больше, чем в деревне, поэтому в городе жизнь свободней, но жёстче и тяжелей и т.д.). Но усложненение социальной структуры как всякое увеличение связанности и зависимости индивидов, давит их свободные влечения, заставляет реагировать на чаще возникающие проблемные ситуации всё больше интеллектуально-рассудочно, всё менее эмоционально-агрессивно а в условиях нарастания конкурентности среды в период обострения противоречий соотв. общественного строя далеко не у всех это получается. Отсюда жалобы мол общество давит свободу индивида, когда свобода выбора пути реализации путается со свободой привычных влечений и форм реагирования, которые в каждый данный момент уже в прошлом.
это отлично разобрано у кодуэлла в "иллюзии и действительности", не зря ж он англичанин

Reply

sahonko January 28 2010, 12:14:34 UTC
И здесь возникает проблема сверхуниверсальности. Ведь по сути человеку изачально внедряется установка, что он должен быть готов к бесконечному числу вызовов со стороны внешней среды. То есть он должен быть гиперразносторонним. Что на самом деле приводет к обратному, к бегству от свободы.

Reply

wolf_kitses February 5 2010, 08:32:59 UTC
Нет, главная причина бегства от свободы - это "выученная беспомощность", когда как ни колотись, капитализм всё равно заставит заняться хлебным ремеслом а не тем, к чему душа лежит, в чём ты талантлив.
И не жестокий начальник/босс принудит, а любящие тебя родители, жена, друзья, то бишь близкие, которые "хотят добра" и на которых злится как-то неловко (а максиму "враги человеу домашние его" сейчас мало кто понимает вообще).
Отсюда и бегство от свободы. Внушение, что есть масса возможностей, напротив, имеет положитеьный терапевтический эффект - хоть кого-то побуждает рискнуть и заняться "своим делом", наплевав на эти уговоры. Ведь кто бежит от свободы по фромму - офисные клерки и лавочники, то есть те кто поддался идее что надо не глупостями заниматься в смысле самореализации а семью кормить и зарабатывать деньги.
а про установку на то, что надо быть гиперразносторонним я вообще ничего не слышал, наоборот, говориться что надо быть максимальным профессионалом в своём деле, тогда будешь успешен. Мне кажется, Вы её спутали с идеей "есть масса разных возможностей, все пути открыты" и т.п.

Reply


Leave a comment

Up