Летящие гуси

Jun 22, 2019 19:48


Существуют известные преимущества технической отсталости страны, о которых писали самые разные экономисты. В частности, легче проводить формированную индустриализацию/модернизацию. В отсталой стране хозяйство не отягощено массой устаревших станков, заводов и прочей техники, которые нельзя так сразу взять и закрыть, перебросив рабочую силу на  более современную технику.

Поэтому можно сразу осваивать новейшие образцы, рабочую силу надо не переучивать а готовить заново, что тоже существенно легче. Успехи индустриализации СССР во многом определяются умелым использованием всех этих "преимуществ отсталости", когда знали, что и где брать для копирования. К сожалению, современный глобальный капитализм устроен так, что развивающимся странам воспользоваться этим преимуществом почти невозможно. Индустриализация этих стран осуществляется не их собственными силами, а почти исключительно ТНК и их филиалами. Соответственно, в менее развитые страны "сбрасывается" наиболее устаревшая техника, старые заводы, отсталые технологии, которые уже отработали своё в странах более развитых и там стали невыгодны. И даже если индустриализация страны производится "своими" капиталистами, в 99% случаев они поступают точно также, поскольку от мирового рынка зависят больше, чем от национальных производительных сил и, соответственно, являются компрадорскими, а не национальными.
Схема "сбрасывания" в менее развитые страны наиболее отсталых звеньев технологических цепочек, "концы которых" находятся в странах "золотого миллиарда" (которые и пользуются конечными плодами производства в таких цепочках) в целом напоминает многоярусный фонтан. "Вода" - устаревшие технологии, производства, оборудования, - переливается из верхних ступеней в нижние и, естественно, блокирует возможность опережающего развития.
 Так, на ранних стадиях индустриализации будущих азиатских «тигров» Япония экспортировала туда капитальное оборудование и промежуточные изделия, необходимые для развития там импортозамещающей промышленности. По мере собственного экономического роста и повышения рыночного курса иены японский экспорт становился всё менее конкурентоспособным. Тогда ускорился вывоз японского капитала в форме прямых инвестиций, в том числе в близлежащие страны ЮВА: в 1970 г. это было $792 млн., в 1975 - 4365 млн., в 1980 - 10064 млн., в 1985 - $19823 млн, или 46,8% от всех зарубежных инвестиций Японии.

За это время Южная Корея, Тайвань, Сянган и Сингапур окрепли, создали собственные ТНК, и стали вывозить капитал, а значит, и переносить в другие страны некоторые собственные отрасли производства. В 2000 г. накопленные прямые зарубежные инвестиции  Японии достигли $278,5 млрд, Сянгана - 365,8 млрд, Южной Кореи, тайваня и Сингапура - по $50 млрд. Инвестиции из Японии и этой «четвёрки» идут преимущественно в страны ЮВА «следующего эшелона»:  Малайзию, Таиланд, Индонезию, Филиппины и КНР. Соответственно, уже они в последнее десятилетие развиваются ускоренными темпами. Теперь уже и они подключились к вывозу прямых инвестиций и стали осваивать африканские страны (особенно Япония и КНР): Ботсвану, Гану, Зимбабве, Танзанию, Сейшелы, Уганду. Одновременно прокладываются пути в Латинскую Америку и пр. [Правда сейчас, во время нынешнего кризиса, экспортно-ориентированной экономике ЮВА похоже, пришёл конец - wsf1917]

На макроуровне эту закономерность впервые сформулировал японский экономист К.Акамацу ещё в 1935 году, назвав красивым термином «летящие гуси» (японское слово забыл). Согласно ему технически лидирующая страна постепенно передаёт свои производственные  мощности следующим за ней странам. По мере роста их собственного технологического и кадрового потенциала, а также роста оплаты рабочей силы капиталисты переносят эти же производственные мощности в  страны, которые по уровню технико-экономического развития стоят вслед за ними, и т.д. Обычно сначала вниз по цепочке передаётся текстильное производство, потом химическое, потом металлургия, за ней автомобилестроение и наконец, электроника. Теория Акамацу опиралась на опыт Японии, в то время ещё развивающейся страны (одной из 2-х развивающихся стран, которая действительно смогла развиться, вторая - Россия/СССР).

На уровне отдельной фирмы действуют свои закономерности, впервые сформулированные Р.Верноном в теории «жизненного цикла» продукта. Суть в том, что каждый технологически новый продукт проходит в своём развитии четыре фазы: внедрение, экспоненциальный рост, замедление роста и закат. На первом этапе фирма-новатор остаётся монопольным производителем и экспортёром данного товара. На втором - иностранные компании начинают осваивать это новшество и отчасти замещать экспорт пионерной фирмы. На третьей - они становятся уже серьёзными конкурентами на внешних рынках; на четвёртой - они настолько овладевают производством данного товара, что становятся сильными конкурентами фирмы-пионера на внутреннем рынке её собственной страны.

Таким образом, исторически сложившаяся структура международного разделения труда постоянно модернизируется путём переноса из высокоразвитых стран в менее развитые наиболее трудоёмких, материало- и энергоёмких и экологически опасных производств. Кроме того, туда же «сбрасываются» технологии и виды изделий, прожившие первые стадии своего жизненного цикла. Так сказать, отходы технологического развития развитых стран отравляют возможности развития развивающихся, держа их в зависимом положении.

Конспект статьи Ю.В.Шишкова. Глобализация и антиглобализм в современном мире// Россия в окружающем мире 2003. М.: изд-во МНЭПУ, с.63-88.

via wsf1917 

социальное неравенство, угнетение, современный мир, капитализм

Previous post Next post
Up