Война в секторе Газа: субъекты и отношения

Jan 19, 2019 08:39


«Картина не нова (даже в рамках мнений о текущей войне) и, в сущности, банальна. Фиксирую сложившееся мнение.
В палестино-израильской войне (в данный момент принявшей форму односторонней резни) заинтересованны обе «противоборствующие» стороны: военно-политические круги (ВПК) Израиля и военно-политические силы группировки Хамас. Это «противостояние» есть особая форма сотрудничества (политический симбиоз).

Пострадавшими в политических играх (без оговорок) являются палестинское мирное население (которое страдало от дискриминационной политики и силовых операций, от последствий блокады, которое гибнет под полномасштабными военными ударами в сжатые сроки военной кампании) и жители юга Израиля (которые в течение 7 лет живут под страхом случайной смерти, которые гибли под слепыми минометными и ракетными обстрелами). Число жертв с обеих сторон несоизмеримо (число жертв с палестинской стороны выше на порядки) и прямо пропорционально наличной военной мощи противоборствующих сторон (соотношение определяется именно этим, а не особыми моральными качествами (особым миролюбием/кровожадностью) одной из сторон).

ВПК Израиля, в лучших традициях современного маркетинга, создают насущный спрос на свои услуги и сами же этот спрос перманентно удовлетворяют. Для политической победы и «сплочения нации» нет ничего лучше, чем наличие постоянно беспокоящего и неувядающего внешнего врага и очередная крепкая, хорошая победа над ним в преддверии выборов. Для осуществления этой стратегии достаточно, если уж не создать Хамас прямо, то, по крайней мере, создать условия для зарождения и воспроизводства Хамаса в той крайне агрессивной, мракобесной и, в то же время, крайне хилой форме, в которой он существует сейчас (сочетание крайней радикальности с крайней слабостью - очень оптимальное и удобное сочетание).

Взращенный Хамас делает то, что ему и положено, как патентованному врагу: терроризирует и запугивает население Израиля. ВПК Израиля делает то, что ему и положено: ведет вечную и бесконечную борьбу с врагом (положить конец которой, де, конечно же, всегда мешают какие-то внешние силы и обстоятельства: мировое сообщество с его назидательно-образцовым мнением (постоянно останавливающее карающую длань «в самый последний момент»), мировые террористические силы с их подливанием масла в огонь (возмущающие «благоприятную», в целом, обстановку и совращающие рядовых палестинцев к непотребству); патологическая нерациональность, мазохизм и тупость врага (никак не желающего-таки жить дружно, не смотря на все созданные для него условия и одолжения, или, наоборот, на весь ужас расплаты, в зависимости от контекста) и т.д. Тем самым маскируется принципиальная нескончаемость этой бесперспективной по сути борьбы).

Хамас создает проблему населению Израиля, и ВПК Израиля «продает» населению Израиля «лекарство», проводит «оздоровительные процедуры», в виде устрашающих военных или политико-экономических акций, которые дают населению Израиля надежду на облегчение, но не приближают избавление от страданий ни на йоту. Подсаженное на такое «лекарство» население Израиля малоспособно отвлечься от внешнего страха, от образа вечного внешнего врага на внутриполитические проблемы. Израильское большинство - это послушный ведомый на поводке страха, национализма, религиозного мракобесия.

Аналогична, зеркальна проблема палестинского большинства, при несопоставимо большем градусе трагичности. Здесь в роли угрозы выступает армия и политические круги Израиля, проводящие непрекращающуюся политику дискриминации по национальному, культурному и территориальному признаку, обостряющуюся блокадами (по сути одна из форм физического насилия, широко практиковавшаяся в войнах прошлого против осажденных городов и практикуемая ныне в отношении целых стран), и дополненную эпизодическими открытыми карательными операциями (с массовыми жертвами среди мирного населения). И Хамас «продающая» населению Газы «лекарство» и «оздоровительные процедуры», как, якобы, сила, защищающая палестинцев от Израиля. Действия и риторика Хамас на этом поприще просто поразительны! Изолированное территориально и политически, лишенное сколь-либо серьезной военной мощи и регулярных военных поставок военизированное движение «защищает» население Газы тем, что обстреливает вооруженного до зубов, прекрасно тренированного и поддержанного мощнейшими мировыми державами соседа самодельными (преимущественно) ракетами.

Эффективность этого слепого оружия такова: за несколько дней военной фазы было выпущено порядка 800 ракет и минометных снарядов [1], в результате обстрелов погибло порядка 13 человек [2]. Потрясающая эффективность! Наверно (мы, конечно же, наивно верим в это) применение этого чудо-оружия, по замыслу организаторов обстрелов, должно было повергнуть высокотехнологичную, милитаристскую, ядерную страну в шок и заставить в страхе отступить. Обстрелы продолжались 7 лет (с 2001 г.) и только усилились, когда Израиль в 2005 г. эвакуировал еврейские поселения в Газе и вывел из Газы собственные войска [3], т.е. фактически пошел на какие-то уступки. Но результат упорного раздражения «хищника» (каковым его рисуют сами противники Израиля) оказался закономерен: отвечая на назойливые уколы «хищник» нанес расчетливый удар, в результате которого, в течение нескольких дней, погибло порядка 846 человек [2], счет раненых идет на тысячи, и жертвы продолжают множиться.

Казалось бы, соотношение эффективностей военных машин Израиля и Хамас очевидно (фантастический образ малыша с детской рогаткой, побеждающего взрослого экипированного морпеха, хорош в ветхозаветных сказках, но его воплощение в мире реальной политики, где на кон поставлены тысячи человеческих жизней, характеризуется как авантюра и безумие и, априори, не ведет к достижению каких-либо положительных (освободительных) целей, уже в силу своей фантастичности). Под ударом противоборствующих сторон (главным образом высокоэффективной военной машины Израиля) оказалось население сектора, запертое на поле боя закрытыми границами и боевыми действиями, осложненными взаимной национальной и религиозной неприязнью обеих сторон.

Казалось бы, при таком темпе роста жертв собственного населения и доказанного бессилия по сути полицейских сил Хамас против полноценной и передовой военной силы, необходим и приоритетен поиск любых путей остановки кровопролития: заключение перемирия, требование о введении миротворческого контингента и др. (под лозунгами «Остановить кровопролитие!», собственно, и проходят все антиизраильские демонстрации в крупных мировых центрах). Но нет, «защитник» и «лекарство» палестинского народа глава политбюро движения Хамас Халед Мешааль выступает на сирийском телевидении с речью: «ХАМАС не согласится с постоянным перемирием, потому что оно противоречит целям сопротивления палестинского народа. Во-вторых, мы не согласимся с присутствием в секторе Газа международных сил, потому что они будут введены туда, чтобы гарантировать безопасность Израиля. Любые международные силы будут восприниматься нашим народом как оккупационные» [4].

Оказывается, это Хамас угрожает Израилю и международные силы нужны в Газе не для того, чтобы остановить, фактически, резню палестинского населения, г-н Мешааль, наверно, серьезно опасается, что они необходимы для спасения Израиля от «грозного и эффективного» Хамас. И нельзя сказать, что г-н Мешааль не осведомлен о развитии событий и числе жертв, там же он поведал, что «по его мнению, израильская армия не достигла поставленных целей, а итог ее операции «Литой свинец» - «сотни невинных жизней» [4].

Эти заявления, в совокупности, на первый взгляд, могут выглядеть абсурдом. Но если принимать в расчет, что интересы («цели») «сопротивления» (ради которых в течении нескольких лет методично провоцировали Израиль) и интересы (гибнущего под ударами эффективного оружия) населения анклава различны, то все сразу становится на свои места. Палестинское большинство используется местной политической и военной верхушкой в качестве расходного материала, своеобразных ходячих патронов в принципиальном и симбиотическом политическом и военном противостоянии противоборствующих и, в то же время, кровно нуждающихся друг в друге меньшинств. «Действительно, за несколько дней погибло каких-то 800-900 человек из толпы - вы ничего не добились!» - посылает мессидж коллегам по гешефту функционер палестинского меньшинства.

Какие тут перемирия, миротворцы - они вредны бизнесу. Жертвы - вот выбранный рычаг военно-политического давления (в отсутствие бомб, танков и самолетов). Несчастное же палестинское большинство, измученное блокадными страданиями, ужасом смерти, подсаженное на такое «лекарство», ждет (сколько десятилетий уже ждет?) от военно-политического руководства спасения или хотя бы облегчения страданий, но так и не дождется, пока не поймет, что цели этой господствующей верхушки и основной массы палестинского населения различны (как не дождется этого же и израильское большинство по тем же самым причинам). Палестинское большинство - это послушный ведомый на поводке страха, национализма, религиозного мракобесия.
Нетрудно заметить, что оба активных агрессивных меньшинства с обеих сторон, зеркально выступают в роли провокаторов, аллергенов агрессии врага и взаимно являются "оправданием" ответной агрессивности и аллергенности. Они «оправдывают» друг друга в собственных глазах и в глазах собственного большинства в рамках удобной для них обоих системы.
Итак, мы имеем 4 субъекта описываемых событий и нехитрую, но поучительную систему их отношений (отношений противостояния, отношений «сотрудничества», отношений эксплуатации) (см.рисунок).


Соответствия субъектов/ролей следующие:

·              Военно-политические круги Израиля: господствующие классы; меньшинство, бенефициары (Primary master);

·              Население Израиля: эксплуатируемые классы; большинство, жертвы (Primary slave);

·              Военно-политическая группировка Хамас: господствующий класс; меньшинство, бенефициары (Secondary master);

·              Население Газы: эксплуатируемые классы; большинство, жертвы (Secondary slave*).

Отношения:

·                     ВПК Израиля --> Население Израиля: эксплуатация, манипулирование, использование, жертвование;

·                     Население Израиля --> ВПК Израиля: поддержка, подчинение, поиск спасения;

·                     Хамас --> Население Газы: эксплуатация, манипулирование, использование, жертвование;

·                     Население Газы --> Хамас: поддержка, подчинение, поиск спасения;

·                     ВПК Израиля <--> Хамас: противостояние, сотрудничество(взаимообусловливание, взаимооправдание, легитимация как политических движений);

·                     Хамас --> Население Израиля: террор, запугивание;

·                     ВПК Израиля --> Население Газы: террор, запугивание;

·                     Население Израиля <--> Население Газы: отношение мнимого противостояния (разделение по национальному, религиозному, культурному признакам, при фактическом совпадении реальных интересов обеих сторон).

К чести израильских левых надо сказать, что они открыто выступили против резни в целом и, в первую очередь, против действий собственного руководства и нагнетаемого шовинистического угара (поставив под сомнение целесообразность подобных акций с точки зрения защиты действительных интересов израильского и палестинского народов, осудив такое применение силы с гуманистических позиций). Выступления левых носят характер массового явления: четкие позиции отдельных авторов, массовые антивоенные демонстрации в Израиле. Этим они не только продемонстрировали отказ служить живыми патронами или марионетками в чужой игре, в угоду чужим интересам, но и, фактически, реально, сделали для защиты народа Израиля на информационном и идеологическом поле в разы больше, чем вся идеологическая машина военной кампании с хором истеричных подпевал-добровольцев.
К сожалению столь же взвешенной позиции, того же уровня понимания ситуации со стороны арабского лагеря встречать не доводилось (хочется надеяться, что виной тому языковый барьер и недостаточное знакомство с источниками). А жаль. Ведь именно на них ложиться наибольшая тяжесть войны, именно они заинтересованы в скорейшем нахождении возможных путей прекращения резни, именно для многих из них промедление в этом вопросе не подобно, а прямо равно смерти».

·                     Извините, не удержался от поверхностной и случайной аналогии.

http://comrade-vader.livejournal.com/1150.html

P.S. Я в ЖЖ не видел лучшего анализа ситуации, когда автор не становится заранее на чью-то сторону, исходя из собственных предубеждений, а рассматривает картину в целом. И при такой картине происходящего, когда «израильская военщина» и «палестинское сопротивление» вполне себе партнёры и выгодополучатели от конфликта, а гражданское население с обоих сторон - жертвы и объекты манипуляций, левым следует занять циммервальдскую позицию и поддерживать население против элит, чтобы реконструированное comrade_vader’ом кровавое колесо не крутилось, а буксовало.

Израильские левые своё дело сделали, отказав собственному правительству в поддержке  продолжения войны, честь им и хвала. Теперь очередь за неизраильскими   левыми, европейскими и, наверное, палестинскими (если они не выведены под корень в последние 15 лет): им следует отказать палестинскому движению сопротивления в поддержке продолжения войны. Нет - войне, национализму и религии, да - борьбе с угнетением, дискриминацией и предрассудками, в первую очередь в собственной среде, как это делали большевики с традиционализмом в Средней Азии.

Вообще левую политику уместно строить на защите социального прогресса против реакции, а не на защите «коренных народов» против «понаехавших». Антиколонизаторскую-антимигрантскую риторику лучше оставить балтийским националистам (гуманитарной интеллигенции, крестьянам и т.п. мелким буржуа) в их борьбе с рижскими рабочими-инженерами, Интерфронтами и т.п.

национализм, угнетение, современный мир, политика

Previous post Next post
Up