Эх Тойота, жемчужина убоя...

Feb 28, 2016 09:04


Как-то раз начальник штаба вооруженных сил Чада обронил: «Теперь мы знаем, что лучше иметь хорошую тойоту, чем Т-55». Он знал, что говорил: его подчиненные выиграли войну именно на пикапах «Тойота», нанося ливийцам молниеносные удары со всех сторон. Массированное применение вооруженной гражданской техники было настолько эффективным, что последняя фаза чадо-ливийского конфликта вошла в историю под названием «Война тойот»

Чадские военные, практически не имевшие средств поддержки - авиации и артиллерии, - но получившие 400 подаренных Францией пикапов (Toyota Land Cruiser 40-й и 70-й серий), наголову разгромили гораздо лучше вооруженную ливийскую группировку.

Сегодня боевые пикапы можно встретить везде, где пахнет порохом. В южноамериканских странах, где партизаны борются с правительствами, наркоторговцы перестреливаются с пограничниками, а полиция уничтожает многочисленные банды, спецподразделения правоохранительных органов ездят практически только на пикапах. В Ираке непременным атрибутом полицейской машины считается пулемет - чем больше калибр, тем лучше. В Афганистане на «текникалах» (боевых пикапах) передвигается и большинство спецподразделений контингента НАТО - чехи, голландцы, французы и, само собой, американцы (не говоря уже об афганской армии, полиции и талибах).\

Причины приверженности военных к пикапам понятны (военных, Карл - wolf-gray). Во-первых, это вместительность: за раз машина может увезти до тонны груза или до 20 человек с вооружением, что недоступно джипу. Кстати, в случае обстрела из кузова пикапа можно легко выпрыгнуть. Во-вторых, нет проблем с получением запчастей или ремонтом - сломанную машину починят в ближайшей гражданской автомастерской. Наконец, в-третьих, пикап позволяет установить в кузов мощное вооружение, компенсируя тем самым отсутствие у партизан бронетехники и авиа/артподдержки. В отличие от «текникала», работу авиации могут осложнить погодные условия и ПВО противника, а возможности артподдержки ограничены дальностью стрельбы и условиями ближнего боя, когда можно попасть по своим. Танки и бронемашины, помимо своей шумности и заметности, за «текникалами» попросту не угонятся. Получается, что для иррегулярных военных формирований лучшей поддержки, чем вооруженный пикап (одновременно служащий транспортным средством), попросту нет.

Несмотря на присутствие у повстанцев ниссанов и мицубиси, популярность истинно революционной машины в Ливии сегодня имеет вполне определенный пикап - Toyota Hilux. Как говорит бывший рейнджер армии США Эндрю Эксам, «это автомобильный эквивалент автомата Калашникова». Одна из причин такой популярности - надежность. «Hilux - это рамный грузовик, - объясняет Кевин Хантер, шеф калифорнийского филиала «Тойоты». - Рама делает машину намного более прочной. Я бы назвал ее неубиваемой: у нас есть множество клиентов, которые намотали 200 и 300 тысяч миль, а машины все еще на ходу».

Мировую известность «Хайлюксам» принесли боевые действия Международных сил содействия безопасности в Афганистане, где тойоты с самого начала широко использовались талибами. Однако в основном в стране оказывались старенькие пикапы, для суровой партизанской работы малоподходящие. Все изменилось, когда воинскому контингенту Канады была поставлена крупная партия Hilux в отличном состоянии. Со временем практически целиком она оказалась в руках талибов или обычных афганцев, которые высоко оценили надежность и неприхотливость машины. Любовь афганского народа к автомобилю была настолько велика, что изображение кленового листа (символ Канады) на заднем откидном борту тойоты миротворцев стало знаком качества «текникалов». Этот знак даже стали подделывать, нанося на неканадские машины, или выкалывать в качестве татуировки на плече боевикам Талибана.

«Эти тойоты превращаются в своего рода умножитель военной силы, - говорит британский стратег доктор Аластер Финлейн. - Они быстрые, маневренные, а их вооружение позволяет бороться даже с легкобронированными машинами и их экипажами, чьи бронежилеты, естественно, не способны противостоять крупнокалиберным 12,7-мм пулям».
Наиболее часто у повстанцев можно встретить машину с установленным в кузове ДШКМ (или его китайским аналогом «Тип 54») - модернизированным 12,7-мм пулеметом Дегтярева и Шпагина. Это оружие было принято на вооружение Красной армии в 1938 году, но и в новом веке представляет собой грозную силу благодаря эффективной стрельбе по бронированным целям и высокому темпу огня.

Второй по популярности - 14,5-мм пулемет КПВ, который при стрельбе бронебойно-зажигательными боеприпасами представляет серьезную опасность даже для легкой бронетехники. Повстанцы приспособили для стрельбы с пикапа и зенитную модификацию пулемета - буксируемые установки на его базе китайского и северокорейского производства (ЗПУ-½) используются и ливийской армией, и мятежниками. Венцом же повстанческой оружейной мысли стала зенитная установка ЗПУ-4 (счетверенный КПВ!), втиснутая в кузов пятиместного пикапа.

Помимо пулеметного вооружения, значительная часть ливийских «текникалов» оснащена пусковыми установками неуправляемых реактивных снарядов (НУРС). В качестве оружия поддержки прямой наводкой мятежниками используются американские 106-мм безоткатные пушки М40.

Хайлюкс навсегда
В общем и целом, ориентированность современных армий на участие в локальных конфликтах говорит, что в ближайшее время «текникал» не только никуда не денется с поля боя, но и будет совершенствоваться. Доктор Алистер Финлен из Университета города Аберистуит (Великобритания), изучивший рапорты военных при столкновении с повстанческими пикапами, пришел к выводу, что данный тип автомобиля имеет преимущество перед армейскими хаммерами или их аналогами. Несмотря на отсутствие брони, «текникал» обладает высокой мобильностью и мощным вооружением, что делает его идеальной машиной для партизанской тактики «бей-беги». Или для контрпартизанской - неспроста в последнее время силы быстрого реагирования и войска специального назначения пополняются высокоподвижными вооруженными автомобилями повышенной проходимости. Причем, как показывает опыт Афганистана, предпочтение все-таки отдается гражданским моделям. Так что как минимум ближайшие десятилетия Ближний Восток и Африка будут существовать под лозунгом «Хайлюкс навсегда»… Источник

Выводы:
1. Тойота is the best, как сказал бы средний американец.
2. В современных войнах гражданская техника превосходит по эффективносит военную в сотни, если не тысячи раз.
3. Главная цель военной техники после изобретения атомной бомбы - это распил бабла налогоплательщиков. Даже самый отмороженный деспот не спешит начинать атомную войну, а во всех остальных конфликтах пикапы рулят.
4. По слухам, боевики разных типов начинают широко использовать мотоциклы. Кто по вашему выиграет войну? - мотцикл за $5,000 или самолёт за $100,000,000 (сто лямов) в момент покупки и ещё по несколько тыщ в день, в течении 30 лет. Мотоцикл, кстати, можно починить на коленке, а самолёт надцатого поколения?
5. Техника созданная в условиях конкуренции непобедима.

экономика, Наука и техника

Previous post Next post
Up