Дорога к рабству

Feb 21, 2018 22:42


Полгода назад на рассуждение о познаваемости мира и атеистические выводы из него kosilova заметила, что, мол, не надо рассуждать о боге, если это не близко. Увы, в молоко. Наоборот, на детско-эмоциональном уровне всё связанное с религией - вера, обрядность, ритуальные действия, вся другая и нездешняя атмосфера - мне не просто нравится, а властно ( Read more... )

РФ, биология человека, угнетение, антропология, атеизм, религия, психология

Leave a comment

Re: продолжение предыд.коммента digital_geda February 27 2008, 14:49:20 UTC
"Кстати, Вы когда-нибудь пробовали посомневаться в своей вере, пожить без неё - то есть не отказываться от неё совсем но вести себя так как будто этого нет и Вас это е касается, может быть Вы стали бы лучшим человеком чем в верующем состоянии??? "

Еще как! Конечно же нет! Но это долгая история. Если хотите. я ее изложу в своем ЖЖ специально для Вас, а то без повода неудобно как-то.

Что касается Ваших "доказательств", то они таковыми конечно же не являются.
1. Катехизисы пишутся не для того, чтобы кого-то переубеждать, а чтоб оформлять мысли уже убежденных. А для таковых непостижимость Бога и Его благость непротиворечиво уживается. Если данное конктретное доказательство сделано некорректно - то это повод сделать вывод о некорректности этого утверждения, а не о том, что Бога нет:) Приведенные Вами формулировки (кстати, откуда - ссылочки-то нету!) есть неуклюжая попытка объединить между собой доводы апфатического и катафатического богословия. Безусловно, вывод некорректен, но в рамках какого-нибудь детского катехизиса я не считаю это важным.
2. онтологическое доказательство есть просто игра ума. Что значит "бог не является бытием"? Извините. смотря что подразумевать под бытием. У феноменального, наблюдаемого нами бытия есть первопричина. Эта первопричина и есть бытие само по себе. Всякое творение является бытием лишь по причастности к нему. Т.е. первопричина тварного и зависимого бытия - есть бытие нетварное и независимое. и беспричинное.
Т.е. именно Бог и есть бытие в полном смысле этого слова, а наш мир является бытием только по отношению к Богу. Безотносительно к нему он не есть бытие - это не более чем иллюзия, уж извините.
3. Третье доказательство доказательством не является. это просто Ваши домыслы. Даже пытаться не буду опровергнуть.

И наконец, о цифрах и фактах. Все возможные не приведу, я не ученый. Только один - но показательный.

"С 1300 по 1500 год, по подсчетам медиевистов, по всей Европе было вынесено около 700 смертных приговоров по "ведьмовским" делам. И из них только 137 - результат работы инквизиции. За 200 лет во всей Европе."
Источник: Jenny Gibbons, Recent Developments in the Study of The Great European Witch Hunt - http://www.draeconin.com/database/witchhunt.htm"
очень серьезная медиевистка.

А теперь пожалуйста сравните эти цифры с данными работы советского ЧК хотя бы за любые десять лет работа. 10 лет!!! не сто, не 200!

Засим разрешите откланяться.

Reply

О! нашел - о ЧК и репрессиях wolf_kitses February 28 2008, 12:49:34 UTC
1. История Ваших сомнений и колебаний мне интересна, мне вообще интересны разные люди и непохожие на меня. Вы можете написать мне скрытым комментом или послать сообщение (либо в Вашем журнале)
2. сравнение церкви с ЧК (очень точное - коммунистов не зря сравнивали то с иезуитами, то с кальнистами, всё это воинствующая идеология в действии а сравнение на одном основании адекватно).
Жертв ЧК и вообще красного террора было примерно раз в 10 меньше жертв белого террора - а русская церковь была всецело на стороне белых. Концлагерь на о.Мудьюг, сибирские деревни сожженные колчаковцами с унитожением жителей по типу Хатыни, массовые убийства евреев на юге России - красный террор (и не только чекистов, но и комиссаров, красноармейцев, всех участников гражданской войны) был слабым и запоздалым ответом на эти ужасы, вдохновлявшиеся и поддерживавшиеся церковью. И саму гражданскую войну начали белые - захватив обманом в октябре 1917 г. в кремле революционных солдат 56-го полка и после пыток расстреляв пленных. Двое священников, бывшие среди юнкеров этому не препятствовали. Так что террор, вызванный в том числе религиозными чувствами, подогреваемый церковью, был и сильнее и подлее тех мер самозащиты, к которому прибегли представители атеистического мировоззрения.
Вообще мнения о "зверствах ЧК" и "ужасах сталинских репрессий" сильно преувеличен ы к выгоде тех, кому следует раздувать эти ужасы для оправдания свих зверств. Скажем, в том же ХХ веке были католические нацистские движения - усташи, прославившиеся уничтожением партизан евреев и сербов в югославии, УПА на Украине, режим Тисо в словакии и пр. Опять же в самой германии нацизм зародился и вызрел именно в католических регионах - бавария и австрия, даже не пфальц или гессен, и сие неслучайно.
Рекомендую их жертв положить на чашу весов; тем более что ведь католическая церковь заключила конкордат с гитлером. ТО есть после подвигов немецкого воинства, после пыток убйиств и расстрелов полковые капелланы этих солдат к причастию допускали? отпускали грехи? И ничего ни тех ни других совесть.
Я уж не спрашиваю как это вяжется с идеей христианства как любви и добра - понятно что никак.
Впрочем воинствующий атеизм присущ не только коммунистам, но и многим либералам. Они тоже вели гражданские войны и истребляли людей (свох рабочих, жителей колоний и пр.), но поскольку специально не конфликтовали со своими верующими, они их не репрессировали. Уже поэтому на счету материализма-атеизма меньше жертв чем на счету веры (а сравниваем мы именно их).
3. Данные о жертвах инквизиции в средние века мне кажется сомнительными, из книги Григулевича я получил иное впечатление. Не зря многих инквизиторов убивали особенно в прирейнских областях - воспринимали не как защитников веры а как врагов и угнетателей.
Далее, для точности подсчётов к жертвам собственно И. трибунала следует плюсовать всех гражданских лиц, убитых из обострённого религиозного чувства, скажем во время крестовых походов на альбигойцев (история г.Безье где "убивайте всех - бог на небе распознает своих), убийства евреев в связи с крестовыми походами, походом пастушат и другими мороками средневековья, связанными с сильной и искренней верой. Опять же репрессии против вальденсов, дольчиниан, слишком искренних миноритов и пр. в Савойе-Ломбардии - Север.Италии были массовыми и с цифрой в 700 жертв никак не согласуются. Мне кажется эта цифра относится лишь к тем в отношении кого провели правильное следствие и правильным образом огласили приговор - а на каждого одного такого явно приходилось 10-20 пущенных в расход просто так, особенно из простонародья (также как защитники ц.россии приводят что за 200 лет было всего 800 или 900 казней хотя было подавлено масса крестьянских восстаний).

Reply

Re: О! нашел - о ЧК и репрессиях digital_geda February 28 2008, 12:59:29 UTC
Давайте не будем смешивать теплое с длинным ине нужно пытаться подменить тезис. Я сравниваю действия инквизиции как социального института и ЧК как социального института же. Это все исчисляемо, доказуемо и проверяемо. Что касается жертв войн и их последствий то я намеренно сюда не лезу, т.к. тут както померить вообще почти нереально. А про РПЦ времен гражданской войны вы вообще ни к селу ни к городу пишете - у меня-то тезис был про средневековую инквизицию!
И ссылки, ссылки где?

если Вам не нравится мой автор и мои данные - приводите Ваши, я готова к спору, но _конкретно на эту тему_, не на другую.

Reply

wolf_kitses February 28 2008, 13:50:17 UTC
Сравнивать можно что угодно с чем угодно, но не следует уклоняться от немы спора - сравнивали то мы жертв веры и неверия -:(((
дальше всякое сравнение надо проводить на одном основании - но ЧК действовало против вооружённого врага в условиях войны инквизиция истребляла мирное население "своих" стран.
Дальне неадекватны Ваши данные об инквизиции - их надо брать за весь срок существования этого института скажем в Испании (1822 год), а не до 1500, и пользоваться не католическими данными а, скажем, протестантскими. Иначе с католическими данными об инквизиции придётся сопоставлять советские данные о ЧК Думаю они это сравнение выдержат.
А в целом - жаль что вместо честного анализа пускаетесь на такие вот пропагандистские ходы.

Reply

digital_geda February 28 2008, 13:58:42 UTC

<ЧК действовало против вооружённого врага в условиях войны>

ЧЕГО? Какого такого вооруженного врага? Моего прадеда чекисты вышвырнули из его дома где он один бобылем жил с 5 малыми детьми. Знаете, я любым данным могу не поверить - но только не истории собственной семьи. Мой прадед был сугубо мирный человек? За что его лишили всего и заморили в итоге голодом? Моя бабушка до перестройки ходила мимо их дома, в котором стех пор был сельсовет и вспоминала, как они там жили с отцом. А после перестройки его сожгли, чтоб мы не смоги его потребовать назад:) И ВЫ мне будете что-то говорить про пропаганду?

Слушайте. я Вам ничего не навязываю - я просто наугад взяда ЛЮБОЙ первый попавшийсЯ исторический период, про которые у меня есть конкретные данные. Приводите свои, хотя бы и советские - а потом будем разговаривать.

Reply

продолжение предыд.коммента wolf_kitses February 28 2008, 12:50:22 UTC
пять же Вы не зря оборвали период 1500 годом. Пока католицизм господствовал безраздельно и репрессировать надо было немногих, а вот когда появились конкуренты и началась контрреформация машина массовых убйиств заработала на полную мощь - от варфоломеевской ночи и сожжения маранов, кровавых законов г.Альбы до сжигания ведьм (впрочем тут протестанты старались не меньше католиков, показывая убийственность всякой религия вообще). Поведение крестоносцев при взятии иерусалима я вообще не обсуждаю - всех мусульман перебили, евреев сожгли в синагоге, и всё это ради всевышнего.

Reply

Re: продолжение предыд.коммента digital_geda February 28 2008, 13:11:51 UTC
Уважаемый Вольф Кицес! Про зверства советских комиссаров и советского ЧК я писать не буду. Вы все равно скажете "а у вас больше".
Не трудитесь писать свои длинные посты - я и не подумаю их опровергать, мне некогда.
Просто до тех пор пока у Вас не хватит интеллектуальной честности признать, что среди атеистов так же. как и среди верующих, встречаются палачи и преступники, и встречаются ЧАЩЕ просто в силу того, что Церквовь существует 2000 лет а СССР просуществовал всего 70, и людей за эти 70 лет убито просто немеряно. Чего проще - взять все жертвы и поделить на количество лет и получим средний показатель аморальности среднего представителя христианства и атеизма.

Reply

Re: продолжение предыд.коммента wolf_kitses February 28 2008, 13:25:47 UTC
Про зверства советских комиссаров и советского ЧК я писать не буду. //
и именно потому что на 80%% это оказывается пропагандой, а оставшиеся 20%% не идут ни в какой сравнение с массовыми убийствами за веру в средневековье, вдохновляемыми и дирижируемыми церковью (не только католической)
Поскольку из 2000 лет существования церкви 1750 пиходится на средневековья когда и убивали больше (в относительном выражении) и убийства из религиозных соображений встречались на 1-2 порядка чаще чем в 19-20 веке, то очевидно что религиозное общество дичее и аморальней секуляризованного. Палачи и преступники среди атеистов встречаются реже и по этой причине и потому что атеист отвечает перед собственной совестью верующий всегда может замолить грехи а католик и купить индульгенцию. Опять же мы обсуждаем веру против неверия а не верующие против СССР, поэтому сравнение с ЧК некорректно - атеистом-материалистом бывают и либералы, не реже чем коммунисты
А опровергнуть сказанное мной Вы не можете, просто потому что это правда, я же пишу общеизвестные вещи. Кто же не знает про убийц-усташей или про конкордат? Мне кажется именно поэтому Вы от аргументации прешли к суггестии - почти как в инквизиционном трибунале (там правда ещё пытали и не давали спать)

Reply

Re: продолжение предыд.коммента digital_geda February 28 2008, 13:31:33 UTC
<и именно потому что на 80%% это оказывается пропагандой, а оставшиеся 20%% не идут ни в какой сравнение с массовыми убийствами за веру в средневековье, вдохновляемыми и дирижируемыми церковью (не только католичесН
нет, просто потому что это, в свою очередь, атеистическая пропаганда, давно преодоленная современной исторической наукой. Вы отстали от жизни, увы. А посчитаться все равно не получится.
Развенчивать мифы живущие в недрах Вашего сознания я не буду - я это сделала сама в свое время. Но то что это не более чем мифы, любой действительно ищущий истину человек может убедиться, если захолчет. А если не хочет - то я не собираюсь работать для него сборщиком ссылок.

Reply

взвесим пользу от веры и от неверия wolf_kitses February 28 2008, 12:53:31 UTC
Но всё это пикировка, а вот психотерапевтическую роль церкви, способность веры утишить душевную боль и такую же способность современной психиатрии было бы очень интересно сравнить.
Скажем создание эффективной полиции в современном городе по сравнению со средневековым уменьшает иск грабежей, краж и убийств в среднем на порядок. Уменьшает ли количество тех же преступлений интенсификация релииозной проповеди? - при всей сложности сравнения (сравнивать приходится страны с разной религиозностью населения) можно чётко сказать что нет зависимость скорей обратная. Например, царская Россия была одной из наиболее клерикальных стран европы и первой по числу домов терпимости на 1000 населения и по числу преступлений в них совершаеммых. Сейчас экстремальный уровень преступности набюдается в трёх странах - США, ИРан (более чем религиозные) и клерикализующаяся России, а в атеистическом СССР преступлений против личности было на порядок больше. Точно ПРИРОСТ числа убийств за 1990 год ("церковное возрождение") был равен числу погибших в Афгане, а относительное числу убийств росло и все последующие годы (сейчас россия по этому показателю уступает только католической стране колумбии, а следом за ней - США и Иран).
А что религия помогает некоторым это да. Но тут имеет смысл вспомнить древнюю байку по атеиста которому говорили смотри вот в храме таблички с именами тех кто жертвовал богам и спасся в бурю. А где имена тех кто жертвовал и не спасся. Важно же соотношение тех и других для разных способов социальной реабилитации личности: скажем религия и психотерапия. Вы не интересовались такой статистикой?
По тем данным что я имею, вред от религиозной веры и польза от неверия, делающего людей взрослыми, более честными к себе и добрыми к другим, видна слишком отчётливо.

Reply

Re: взвесим пользу от веры и от неверия digital_geda February 28 2008, 13:15:04 UTC
Так где даанные-то? Данные в студию - а там поговорим:)

Reply

о бытии мира и прочем wolf_kitses February 28 2008, 13:11:10 UTC
1. Мои доказательства конечно же таковыми не являются для верующих (то есть уже индоктринированных), поскольку там уже не рацио важно. Анализируя истории разрыва разных людей с верой, видишь что это обычно связано с некой жизненной ситуацией, трагедией и катарсисом, открывшей человеку глаза наложность идеи бога и/или лживость самих церковников. После XI съезда ВКП (б) была записана рассказов делегатов - как я порвал с религией, очень рекомендую. Мои доказательства, как я там и пишу, таправлены на то, чтобы "смутить" человека думающего и ищущего, показать, что в вере он получит не то, что ищет. И по реакции на пост я вижу что удалось.
2. Про катехизис - Если я читаю рассуждения верующих о своём боге и вижу что они двусмыслены и логически противоречивы, я вряд ли захочу к этой общности присоединиться. Из-за сомнения, что их бог "на самом деле" не таков, как они о нём рассказывают других и убеждают себя, что они самообманываются в своей вере. Специального объяснения для "внешних людей", что такое бог ни у одной религии нет, да оно и невозможно. Это снимает Ваше возражение. Ссылка там есть - это краткий католический катехизис, издан в виьнюсе, в 1988 г., в вильнюсе же и купленный вместе с другой аналогичной лит-рой.
3. Для меня тут самое существенное, что на определённом этапе развития веры в бога для самих верующих росто верить и выполнять обряды становится недостаточно. Им хочется доказать себе (и убедить нарождающихся в этот период еретиков) что верить в бога разумно. Христанский мир обсуждает док-ва бытия божьего, систематизированные аквинатом но за 300 лет до него такие же доказательства проводили рационалисты в исламе - мутакаллимы, а чуть пораньше Аквината - Маймонид. Так что в определённый момент раицональные доказательства того что в бога верить разумно и нужно становятся для массы УБЕДИТЕЛЬНЕЙ аргументов непосредственно от веры (от чудес, откровений, мистического опыта), и так происходит во всех религиях. И в этом я вижу аргумент в пользу того что вера в бога это своего рода "детство" общественного сознания у определённой общности, а переход к рационализму и затем атеизму отражает всё большую "взрослость". ТО есть с одной стороны сами религиозники всё больше нуждаются в рационаьных доказательствах, а с другой - на уровне арционального идея бога выглядит более чем странно. например, тогда надо одни куски библии понимать буквально, другие аллегорические (поскольку они не выдержвают сопоставления с опытным знанием, скажем история про Шестоднев), но общего критерия, какие как и почему ни одна религия дать не может.
Так что как только в дело вступает разум, и отступают обряды и чувства, связанные с иреархией и подчинёнгостью, всякая вера оказывается между молотом и наковальней - из-за чего с 18 века секуляризация в европе-то и растёт.
4. У феноменального, наблюдаемого нами бытия есть первопричина. //Логическая ошибка - вы утверждаете то, что надлежит доказать. После появления статистического мировоззрения и вероятностной картины мира очевидно что наблюдаемая связность мира не говорит о том, что у мира есть первопричина, или что у него вообще есть причина, или что эта причина одна. Далее, бытие в философии ещё со средневековья - это то что существует и формы его сущестования, а причина - это необходимость, достатточное основание для сущестования чего-л. Так что мои рассуждения вполне корректны.
5. Да, кстати, забыл спросить - сам факт сжигания ведьм, издания специального руководства по этому предмету Шпенглера и Инститориуса, сама вера в ведьм и колдовство не кажется ли Вам дикостью, преодолённой именно и только благодаря атеизму? Тут не с чека надо сравнивать - чека всё-таки феномен современного, более доброго общества, оно ведьм не сжигало, - а с обрядами первобытных дикарей. А кто-то ещё мне в комментах писал, что христианство - это религия любви и свободы. И наверное автор тоже католичка? -:(((

Reply

Re: о бытии мира и прочем digital_geda February 28 2008, 13:46:33 UTC
Ссылку не заметила, простите. А вот 2. <Это снимает Ваше возражение.> Не поняла - какое именно? Мое возражение вообще-то было про подмену тезиса. Вы пытаетесь из некорректно сформулированноого определения в одном конкретном катехизисе сделать вывод об отсутствии Бога. Признаться, такой ход мысли мне непонятен.
4. При чем пут причина? Я вовсе не утверждала то, что надлежит доказать. Я отвечала на Ваш тезис - о том, что если у Бога иная природа по сравнению с миром, им сотворенным, а миру этому свойственно бытие. следовательно, Бог не есть бытие. Значит, его нет. Я же Вам ответила. что все зависит от того, что считать Бытием. Если бытием считать мир - значит, Бог не бытие, значит, Его нет. А вот если Бытием считать Бога, то мир, непричастный этому Бытию, считай что не существует:) Поэтому-то атеистам и не договориться с верующими - мы по разному определяем Бытие.
5. А про Молот Ведьм - все это атеистическая пропаганда, действительность другая, смотреть тут:
http://kassidi.livejournal.com/85824.html?thread=668736#t668736

Reply

о ведьмах wolf_kitses February 28 2008, 14:37:31 UTC
"До 13 в. число преследований за колдовство в Европе было сравнительно невелико. Церковь наказывала колдуна (идолопоклонника) за отпадение от веры наложением духовного наказания (епитимья, временное или пожизненное отлучение, отказ в причастии перед смертью и т. п.). Светская власть карала демонослужителя не за грех - отступление от слова Божьего, а за преступление, совершенное по наущению дьявола. В 14 в. количество колдовских историй, доходивших до суда, значительно увеличилось. Нередко светские суды выносили смертные приговоры колдунам, не нанесшим прямого ущерба. Инквизиция в начале своего существования не преследовала колдунов, оставляя их во власти светских и епископских судов. Однако с 13 в., после буллы папы Григория IX «Голос в Риме» и постановлений папы Александра IV, суду инквизиции стало подлежать всякое колдовство - все, что «явно пахнет ересью». Поворотным пунктом в истории «охоты на ведьм» явилась так называемая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII - «Summis desiderantes» (1484). С этого момента инквизиция сосредоточила главное свое внимание не на чистоте христианской веры и правильности отдельных догматов, а на беспощадном искоренении ведьм и колдовства. Количество жертв буллы Иннокентия VIII исчислялось сотнями тысяч человек. За 150 лет в Испании, Германии, Италии было сожжено более 30 000 ведьм. В Лотарингии в течение 15 лет инквизитором Николаем Реми было сожжено 900 ведьм, в Фульде Бальтазар Фосса сжег 700 человек, в Бамберге были сожжены 22 девочки в возрасте от 7 до 10 лет, городской совет города Роттенбурга чувствовал «усталость» от бесконечных процессов и сетовал на то, что скоро в городе не останется ни одной живой женщины. В Нейссе для сжигания ведьм была построена особая печь огромных размеров, а на постоянной службе у инквизиции находилось не менее 10 палачей. В Баварии в 16 в. палач зарабатывал на ведьмах 169 талеров в «плохой» год. Для заключения под стражу было достаточно доноса, дурной молвы, личных подозрений инквизитора. К даче показаний привлекались свидетели всех сословий и даже преступники и люди, лишенные прав. Нередко доносительство принимало эпидемический и совершенно безумный характер из-за страха доносчика самому попасть под подозрение. В 1630 в Страсбурге магистрат опубликовал закон, ограничивающий деятельность доносчиков, мотивируя это тем, что вскоре не останется ни одного человека вне подозрения. На теле арестованной искали, предварительно полностью сбрив волосяной покров, так называемую «дьявольскую печать» - бескровное место, потерявшее чувствительность к боли. Официальные методы следствия, изложенные в знаменитой книге монахов-инквизиторов Инститориса и Шпренгера «Молот ведьм», включали в себя использование обмана, подслушивания, провокации. Осуждение на смертную казнь предполагало признание в содеянном, для получения которого подозреваемых подвергали жестоким пыткам. После вынесения приговора, осужденных ждал костер («аутодафе»). Все расходы по ведовским процессам покрывались из средств осужденных ведьм и колдунов. Конфискации подлежало все движимое и недвижимое имущество, вплоть до одежды как осужденного, так и оправданного. Отмена процессов против ведьм произошла лишь в 18 в. В 1782 году в Гларусе, что в протестанской части Швейцарии, происходит последняя в Европе казнь Ведьм".
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%85%D0%BE%D1%82%D0%B0_%D0%BD%D0%B0_%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D1%8C%D0%BC
Историки школы "Анналов" или наш Гуревич (с Григулевичем) мне представляются более авторитетными в данном вопросе, чем ЖЖ-творчество г.kassidi
Причём обратите внимание, кто бы ни убивал этих несчастных женщин - церковь, толпа или светская власть - эти убийства были прямым следствием религиозной веры большинства, и не зря они прекратились лишь в Просвещение, когда с ослаблением веры люди стали трезветь

Reply

Re: о ведьмах digital_geda February 28 2008, 14:52:24 UTC
Нет, вам не удастся меня вывести из себя. Если уж Вы ссылаетесь на статью из Википедии, то хотя бы потрудитесь ее прочитать дл начала. Тогда бы Вы заметили там такие например пассажи:

"Некоторые учёные отводят «охоте на ведьм» роль пережитка «тёмного» Средневековья, которому противостояла светская культура, олицетворявшая приход Нового времени и связанные с ним прогрессивные явления в общественном развитии. Однако значительное число ведущих демонологов были как раз гуманистически образованными философами и писателями, профессорами, юристами и врачами."
..."Для представителей церковной и светской элиты в целом в этот период характерно органическое неприятие, отвращение и непонимание «грубой, скотской, нецивилизованной» народной культуры (не составляло исключения в этом отношении и большинство гуманистов)."

А про творчество г-на кассиди я Вам написала только потому. что там была внятно изложена точка зрения западных медиевистов не=-католиков по этому вопросу. Что-то не видно в Вас научного пыла к установлению научной истины, увы и ах.

Reply

Re: о ведьмах wolf_kitses February 28 2008, 15:23:40 UTC
То есть от цифры 147 или сколько там ведьм мы уже переходим к десяткам и сотням тысяч сожженных??? Это уже хорошо. А папа римский булла которого начала новый виток уничтожения, к кому относился - к гуманистам? или к "церковной и светской элите"? Все эти тонкости совершенно несущественны перед одним непреложным фактом - массовая вера общества "осени средневековья" привела к массовым же убийствам, немыслимым в новое время, и обвинителями доносчиками и убйицами были именно верующие, полагающие что действуют во имя христа.
А то, что Вы пытаетесь противопоставить - это чисто пропагандистский трюк. Понятное дело сейчас религия в моде, и хочется добавить хоть какую-то ложку мёда в эту бочку крови и грязи, которую наворотила церковь. Подумать только "некоторые учёные", "неприятие народной культуры"!!! отношение элиты к народу таким было всегда, и в 19 и в 20 веке, но тогда женщин не жгли - потому что вера ослабла. И это строго научный вывод из сопоставления фактов: была массовая сильная и искренняя вера - жгли, она ослабела под влиянием просвещения - жечь перестали, хотя общественных бед и страхов войн бедствий стало больше, а не меньше.
А вот пропагандистский пыл в Вас заметен, да, - но я и не ожидаю от верующих что им будет интересно как на самом деле.

ем Вы
..."Для представителей церковной и светской элиты в целом в этот период характерно органическое неприятие, отвращение и непонимание «грубой, скотской, нецивилизованной» народной культуры (не составляло исключения в этом отношении и большинство гуманистов)."//
Это интерпретация

Reply


Leave a comment

Up