Б.Б.Родоман
В этой статье, выступая с позиций наивного здравого смысла, я предлагаю обсудить вопрос, насколько совместима с известными принципами гуманизма и с экологическими требованиями рыночная экономика, особенно российская. Рассмотрим несколько ярких примеров, вызывающих наибольшие опасения и тревогу.
Экономическое стимулирование зла
Так
(
Read more... )
Мой комментарий касался структуры этого производства, а не его объёма. Ведь, на первый взгляд, ничто не мешает супермаркетам и потребителям перейти с одноразового полиэтилена либо на биодеградируемые материалы (типа бумаги, натуральной ткани и проч.), либо на долговечную упаковку (прочные матерчатые сумки). Но в реальности - что-то мешает, и я думаю, что мешает именно частнособственническая капиталистическая стихия, позволяющая и даже предписывающая перекладывать отрицательные экстерналии деятельности на "всё общество", получая от соотв. "вредного" производства прибыль.
> Плановая система менее ориентирована на потребителя, развивается экстенсивно и совершенно не интересуется загрязнением.
Это весьма странный тезис, ибо именно эта плановая система предписывала советским гражданам стирать и сушить на прищепках даже простые полиэтиленовые пакеты, а не выбрасывать их на помойку.
Могу ещё добавить, что именно плановая система де факто стимулировала поездки на общественном транспорте, а не на личном автомобиле. А поголовная автомобилизация, как понимаете, благоприятствует загрязнению. Кстати, это не значит, что производство, измеряемое в данном случае в "пассажиро-километрах" обязательно сократилось, просто изменилась его структура.
Да и в любом слуае, "производство" пассажиро-километров - не самоцель. Вы вряд ли согласитесь с тем, что лучше ездить на работу 40 км, чем 10 км. А плановое рассредоточение производительных сил и жилья позволяет сократить и это расстояние.
> Вот по мысли wolf-kitses общее загрязнение от рыночной экономики будет выше, потому что даже снижение загрязнения на ед. продукта не компенсирует рост производства. Мне эта логика кажется несколько лукавой, поскольку лучшим решением тогда будет отказаться от производства вообще и возвратиться жить в пещеры.
Вывод не следует из посылки - и я предлагаю изменение структуры производства. Плановая экономика вполне позволяет сократить "загрязнение на единицу продукта" - будь-то пассажиро-километры, или число покупок в магазине. В некоторых случаях полезный ограниченный эффект достигается даже всего лишь при гос.регулировании рыночной экономики, но это зависит от конкретной ситуации (соотношения сил тех или иных капиталистов и "общественности"). Как понимаете, при социалистической плановой экономике отсутствуют "интересы капиталистов", с которыми приходилось бы считаться государству и обществу.
Reply
Они же кстати, лоббируя избыточное повышение благосостояния у своих служащих (скажем в средмаше) стимулировали у них избыточный потребительский спрос, в том числе и на одноразовую тару, яркую упаковку и пр., удобную расфасовку товара.
Но конечно с ролью капиталистов в разжигании частнособственнических инстинктов у массы потребителей, чтобы потом на этом играть, всё это не сравнить, как зародыш со взрослой особью
Reply
Плановая экономика не интересуется загрязнением, это не странный тезис: все ее экологические "достижения" (такие как медленная автомобилизация) случались по причинам весьма далеким от стремления к сохранению природы. Дикий капитализм, разумеется, тоже нисколько не экологичен. Вместе с тем с определенного уровня жизни экология становится для потребителя важным фактором - и рыночная система начинает учитывать этот фактор, поскольку ориентирована на потребителя. То есть, понимаете, в ней присутствует внутренний механизм учета этих издержек, и практика подтверждает теорию: все зеленые технологии рождаются в развитых рынках. В плановой экономике такого механизма нет, просто по причине отсутствия механизма обратной связи с потребителем. И не стоит расчитывать, что перенос издержек характерен только для рыночной системы, это общая проблема, для любой экономики вообще. Просто в силу специфической природы некоторых типов экономических благ, когда потребление невозможно надежно увязать с соотв. издержками (см. "проблема безбилетника").
С другой стороны я неоднократно уже писал здесь - полностью рыночных экономик в развитых странах давно уже нет. Там огромные масштабы государственного регулирования и долгосрочной экономической политики. И все необходимые инструменты для влияния в ту или другую сторону есть.
Reply
Leave a comment