О текущем моменте (попытка историософии)

Dec 31, 2017 14:35


Моей стране вчера исполнилось 85. Марат Ахтьямов написал про это трогательные стихи, а я подумал (стихи ведь писать не умею…) про будущее коммунистической идеи, первой реализацией которой был СССР.

Страшный минус коммунистической идеи, как она реализовалась в государстве  СССР - это то, что она истребляла своих (и "попутчиков"), мяла и давила те направления в науке, искусстве, управлении, технике, общественной жизни, которые возникли в связи с Революцией и пропитаны её духом. Генетики Серебровский, Мюллер, Левит, Левин, и Агол, Н.И.Вавилов, школа историка Покровского и психолога Выготского, левое искусство и конструктивизм, психотехника и движение НОТ, да и сам марксизм в первую очередь.

Как говорили корявым партийным языком после 1956 года - "была стрельба по своим". А стрелять надо по чужим, по врагам, как это прекрасно умеют западники. Ведь все те погубленные и ограбленные, что я привёл в « Мартирологе Западной Цивилизации», это всё "жертвы внешние". Претензий в силу понятных причин они не подадут, у них нет достаточно мощных союзников, чтобы отомстить.

Даже Холокост - уцелевшие жертвы Шоа были не в состоянии вычистить нацистов из госаппарата ФРГ или фашистов из госаппарата Италии, как не могут помешать сейчас правительствам Эстонии, Латвии, Литвы, Хорватии, Украины, всем государственностям, бывшим в союзе с Гитлером, в их нынешней героизации нацистов.

Из-за чего такая разница, почему идея либерализма (и материальное воплощение ея - капитализм) умеют поддерживать своих за счёт подавления чужих, а коммунисты нет? Думаю, в силу большей политической опытности первых по сравнению со вторыми. Ведь эта политическая идея в соответствующих ей формах (демократия, парламентаризм, суд присяжных) с поддерживающей их рыночной экономикой появляется на свет уже во второй раз.

Первый раз был в Афинах и других городах-государствах Греции: глубокую гомологию этих политических форм и форм экономической жизни эллинизма с либеральной демократией XIX века отмечают все авторы, исследующие тот период. См. Пьер Левек «Эллинистический мир», за что его даже поругивали наши «марксисты». Не было только науки и промышленности - необходимых условий экспоненциального роста богатства народов, и было и условий достаточных - стимулов, побуждающих раба к труду с эффективностью соответствующей экспоненте экономического роста. «Пряник» (рубль-доллар и даже юань) в этом отношении сильнее кнута.

Но политическая жизнь античности выродилась раньше, чем экономика наткнулась на названные пределы: как писал М.Л.Гаспаров в «Занимательной Греции», греки никогда не умели отличать свои кровавые игры от борьбы за свободу. Отсюда взятие денег у Персии, взаимные войны, изгнания убийства и т.п., что так ярко описано у классика. Точь-в-точь как все фракции в ВКП (б) не умели различать ошибки и предательства, разномыслия и буржуазного перерождения мысли. Ещё точней, сначала умели, но умение быстро выродилось.

При втором пришествии буржуазная демократия и базис оной - капитализм - сумели разрешить все эти проблемы, в соответствии с блистательной формулой Александра Гамильтона «Правительству в его акциях лучше полагаться на деньги, которые при своей покупательной способности обладают принуждающей силой, нежели на изменчивые обязательства граждан». Вот и нам надо выработать автоматизм социального самоуправления и саморегуляции, который был бы эффективней (сильнее) рыночного, как пряник сильнее кнута, и при этом человечней его. В смысле оставлял бы индивидам больше достоинства, свободы и счастья, чем сегодняшняя общеконкурентная погоня за деньгами.

Вот у эллинов их взаимоистребление очень напоминало сталинские репрессии в сочетании с неслучившейся советско-китайской войной. Дальше был мрак средневековья и второе рождение «эллинистического мира» в инобытии капиталистического общества, на более подходящей экономической базе и с более совершенными формами общежития, политическими и религиозными формами и пр.

Думаю, с коммунизмом будет точно также - первая реализация была неудачной из-за самоистребления носителей идеи и созданного ею пласта общественного сознания (от Персимфанса до логистики М.Ботвинника, управляющей плановой экономикой). Сейчас мы вползаем в мрак средневековья, и вторая попытка будет удачнее, позволит разномыслящим не гнесть и не убивать друг друга, а извлекать пользу из столкновения идей. Как давно это умеют делать в научном сообществе и вроде б научились в парламенте.

То есть совершенствование политического механизма демократии ( системы, предполагающей не власть элиты как сейчас, а учёт мнения всех и обратную связь между управляющими и народом), достигается не в первой, а во второй реализации политической системы. Реализации на более подходящем для неё фундаменте «социальной материи» по Ю.И.Семёнову - производительных сил и производственных отношений, историческое развитие которых в силу понятных причин отстаёт от эволюции идей.

Поэтому мне интересна идейная работа - а вот выборы и Г.А.З. в Думе не очень.

_______________

И раз красные уже осваивают еврейский опыт неподлеглости под изменчивый мир, не могу не рассказать им вот эту историю.

Некогда рабби Леви-Ицхак из Бердичева выдавал замуж дочь. Писец накарябал в брачном договоре (кетубе), что свадьба будет тогда-то и тогда-то в Бердичеве. Рабби разгневался, порвал кетубу: что за чушь! Пиши  - свадьба состоится тогда-то и тогда-то, в Иерусалиме. Если же, не приведи г-споди, Мессия к этому   моменту так и не придёт, то празднование переносится в Бердичев.

Мессия не пришёл и вряд ли придёт: в глубине души мы все понимаем, что бога нет за пределами желания верить в него. Но сто лет спустя свадьбы происходят в Иерусалиме.

Так что в этом году здесь, в следующем в Иерусалиме в СССР, в этом году рабы, в следующем - свободные люди!

понимание, либерализм, история СССР, коммунизм, мысли, мировая история, эллинистический мир, современный мир

Previous post Next post
Up