Коммунизм - это общность имуществ и общность жизни, товарищество. Всякое обобществление выгодно и рационально - повышает производительность и уменьшает затраты. Как писал А.А.Любищев «совершенно ясно, что организация общих квартир для 15-20 семей (в особенности принимая во внимание малость современных семей и дефицит домработниц) могла бы быть
(
Read more... )
«Проанализировав сложности, с которыми сталкивались в ходе своей истории различные государства, можно сделать заключение, что сложности эти зачастую были вызваны противоречием между писаными или неписаными правилами поведения и биологическими особенностями человека.... В качестве примера, к сожалению уже набившего оскомину, вспомним прошлое столетие в нашей стране. (Сразу отмечу, что Советский Союз не будет единственным отрицательным примером, далее мы рассмотрим и другие страны.) Можно сколько угодно говорить, что советский режим был жестоким или экономически неэффективным. Однако возьмем для сравнения Византийскую империю: трудно представить себе более жестокий и несправедливый режим. Тем не менее, это государство просуществовало тысячу лет и не рухнуло под собственной тяжестью, а было завоевано. Значит, причина развала - не в жестокости режима.
Я не экономист и не политолог, поэтому буду рассматривать только биологическую сторону проблемы. В Советском Союзе не социализм как экономическая система, а идеология шла вразрез с основными биологическими инстинктами среднего человека. (Будем говорить именно о среднем, так как гений может иметь даже инвертированые инстинкты.) ... Примат общественного (то есть ничьего) перед личным считался важнейшим качеством настоящего советского человека.
Средний человек хочет быть богатым: даже не столько богатым, сколько обеспеченным, чтобы создать хорошие условия для своей семьи и для продолжения рода. Это так же естественно, как и любовь к родным. Однако провозглашается борьба против богатых - не только кулаков, но и середняков. Подобные примеры можно приводить бесконечно.
Полагаю, что истинной причиной распада страны был именно этот антибиологический курс. Не собственно социализм, проявлений которого теперь пруд пруди даже в Америке, а «твердый и последовательный» курс Политбюро, запрещавший все попытки заинтересовать производителя материальных благ в результате труда. Средний человек работает, чтобы жить, как животное идет на охоту, когда голодно, и сколько бы вы ни объясняли ему, что работать надо не ради жены и детей, а ради торжества всемирного коммунизма, он на биологическом уровне этого не поймет».
Член-корреспондент РАН С.В.Медведев,
директор Института мозга человека РАН
(«Химия и жизнь», 2006, № 3)
Святослав Всеволодович высказался жестко и не для всех приятно. Но он (можете меня отфренживать) абсолютно прав. Именно по причине антибиологичности попытки организовать совместное проживание не-родственников в одном большом муравейнике глупы, опасны и чреваты ломкой психики. Если кому-то угодно эту ломку называть исправлением человеческой природы, искоренением крысиного отношения, это его проблемы. Но это как раз и будет эмоциональной заменой рационального. Кружки, общества, совместная работа - да. (Кстати, сейчас появились интересные выступления против концепции «эгоистичного гена» и за групповой отбор, в т.ч. и у человека.) Коммуналки и прочий псевдорациональный маразм (прошу прощения у памяти Любищева, но другого слова не подберу) - нет категорически. Оправдание коммуналок, писанное в 1969 году¸ - это выдавание нужды за добродетель, оно в определенном смысле даже вызывает сочувствие, но сейчас, думаю, это не стоит повторять всерьез.
Что меня всегда поражало в соотечественниках - стоит ученым вставить в сою или кукурузу один лишний ген, поднимается, извините, визг до небес и все боятся «генетически модифицированной колбасы» как чумы и холеры. А вот идеи о масштабном изменении психики человека многим нравятся. Хотя, казалось бы, где могут быть страшнее потенциальные последствия?
Reply
Даже нынешние люди в специальных условиях (например, полевых) перестраивают привычные отношения довольно сильно, причём по доброй воле. И способы жить в разных обществах очень разные. Никто нам не гарантировал, что условия существования человечества не изменятся, и людям не придётся подстраиваться под них.
Reply
Когда речь идет о тесном и длительном совместном проживании, гены очень даже при чем. Потому что с генами, пардон, некоторым образом связаны сексуальные отношения. Супружеская пара не должна видеть развешанное для просушки интимное белье другой супружеской пары, это аксиома. Помните "Полторы комнаты" Бродского? Общение и компания по интересам - это супергут, при условии отдельных спален, туалетов и ванн. Кухня пусть будет общая, если это позарез нужно по идеологическим соображениям. ;) Двух и даже трех баб, кроме меня, я вытерпеть на кухне могу, проверено. Хотя это не моя мечта.
Полевые условия (или условия на биостанции, или в полете на Марс) от ситуации поголовного проживания в коммуналках отличаются по трем параметрам: а) это добровольный выбор людей; б) сами люди далеко не случайные и не любые, они прошли отбор, и это, прямо скажем, небольшой процент популяции; в) ситуация совместного проживания - временная и обусловленная конкретной полезной целью. Может быть, длительная, как в арктической экспедиции 1957-59 - но не с пеленок до старости.
Условия существования человека меняются все время, и хорошо, что человек - пластичный вид, как крыса или ворона. Другой вопрос, все ли ему идет на пользу, к чему он приспосабливается.
Reply
Reply
Reply
Естественно. Всякая общественная трансформация ранга Французской, американской или Русской революций требует 50-60 лет предварительной духовной работы, называемой Просвещением. В 18 в. оно же было во всех странах - и английское, и французское и шотландское, поскольку необходимость преобразований "витала в воздухе". Мне думается, очень сходное время сейчас.
Так что и тут пора начинать - ведь речь идёт о трансформации того же масштаба. А частью "воспитание" о котором Вы пишете уже и идёт - популярность книг Хомского, Валлерстайна или Жижека в целом растёт, несмотря на всё сопротивление общественной среды. И преодоление предрассудков подобных Вашему, в общей дискуссии, - маленькая, но капелька в общем потоке.
Reply
На самом деле вреднейший предрассудок - представление о том, что человеческую природу можно изменять как угодно, даже не потрудившись ознакомиться с ее устройством. В этом смысле одинаково вредны и коммуналки с колхозами (как настоящие, так и вымышленные, теоретические), и, скажем, навязанная современному коммерческому обществу ассоциация успеха с вечной молодостью и сексуальностью. С этим мы, просветители, будем бороться. ;)
Reply
Reply
Reply
А без этого допинга современное капиталистическое общество уже не работает выдыхается. Так что отлично, суйте ему палки в колеса на этом участке, а мы сконструируем работоспособный колхоз, позаботимся чтобы ни одна из позитивных черт коммуналок, о которых писала Marina_fr, не была выплеснута вместе с водой. Будет разделение труда - а это признак прогресса -:)))
Reply
Это если говорить об абстрактном "капитализме-вообще". ;) В странах Скандинавии пожилые люди (и ненакрашенные дамы) чувствуют себя вполне комфортно. Гордиться возрастом или скрывать его - вопрос культуры.
Да и если судить об Америке не по тем сериалам, которые она нам продает, а, скажем, по фотоотчету, который сейчас появляется в моей френдленте, - Америка тоже не безнадежна. ;)
Reply
Пример - не доказательство, как отдельный кусочек мозаики это есть и в США. Интересней массовые тенденции, особенно среди молодёжи, наиболее активных в потребительском отношении, на которых опробуют все социальные стереотипы. Вот там распространяются чайльдфри и пикаперство, следствием чего во многом оказывается вот это http://wolf-kitses.livejournal.com/32241.html
Да, кстати о США у меня есть информация от моих друзей, включая бывших преподов, преподающих биологию там и пишущих книги http://sergeipolozov.com/madeinusa-rus.html
Т.ч. о соотношении разных тенденций в совр.западном обществе (и не только американском) я в курсе, спасибо
Reply
Reply
http://wolf-kitses.livejournal.com/62768.html?thread=1073712#t1073712
Reply
Reply
Да, кстати, специально посмотрел литературу по древним кельтам римлянам этрускам и германцам. Везде совместное мытьё в бане (у этрусков - оба пола обнажёнными присутствовали на разного рода праздненствах) в архаический период исчезавшее с цивилизацией и развитием отношений собственности, когда жена и дети становились собственностью патер фамилиас, и исчезали отношения вытекающие из группового брака.
Reply
Leave a comment