О текущем моменте

Jan 27, 2021 07:20



wolf_kitses , wsf1917

Все обсуждают, что нас ждёт в образовании (что показательно - никто не ждёт чего-то хорошего: одни уверены, что будет сильно хуже, другие надеются, что им-то хуже не будет, «их» школу обойдёт стороной и т.п., а до остальных дела нет).

Ну, и мы напишем за всеми, тем более что обсуждение одноимённого закона заканчивается 1.02.

Вот что ( Read more... )

РФ, общественная борьба, угнетение, деградация культуры, капитализм

Leave a comment

tugdjae January 27 2011, 08:07:15 UTC
Все же мне не совсем понятно, почему вы помечаете этот пост тэгом "капитализм". В конечном счете, та система образования, остатки которой мы еще надееся сохранить, - плод самого что ни на есть капитализма и даже империализма, ибо возникла в Западной Европе во второй половине 19 века. Это была система, ориентированная на модернизацию, быстрый промышленный рост, технологичную армию, воспитание господствующего над жителями колоний слоя общества. Кроме того, она должна была работать как социальный лифт: больше знаешь - лучше живешь, получил образование - выбился в люди. По сравнению с тогдашними элитарными учебными заведениями эти массовые гимназии и училища работали по облегченной программе (достаточно почитать, чему учили князя Кропоткина в Пажеском корпусе), т. о., она была еще и более демократической. Разумеется, после революции ее попытались сломать - но выяснилось, что без нее ничего не работает...
Что касается обязательной части ученого плана - странно, что разработчики вообще связывают ее с образованием. В мирное вемя это называлось "идеологическая работа"

Reply

wolf_kitses January 29 2011, 14:14:43 UTC
Тут, ИМХО, вы не правы, речь идёт о советской системе образования, которая радикально отличалась от западной и в известном смысле была противоположная ей (в 60-е годы в связи со спутником и Гагариным это отличие было осознано и послужило стимулом для западных стран к тому, чтобы преодолеть отставание, см. психолога Ури Бронфенбреннера "Два мира детства. Дети в США и СССР", доклад "Что знает Иван и чего не знает Джонни"). Коротко говоря, советское образование а) было более естественнонаучным и техническим, а не гуманитарным, б) никак не было связано с национализмом и религией, поэтому воспитывало куда более свободный, рациональный и независимый взгляд на мир, чем у узколобого западного обывателя, подверженного или классовым, или партийным, или национально-религиозным предрассудкам, в) было "классическим" и "университетским" для всех, а не только для высших классов, давало знания, обеспечивающие широкое развитие личности, а не только узкую специализацию к определённой профессии, к требованиям опреедлённого сегмента рынка труда и т.п. То есть оно выращивало полноценных, знающих и свободных людей, тогда как капшкола давало такую возможность лишь для элиты, а рабочих и большую часть среднего класса учили так, чтобы вырастить эффективный придаток машины.
В этом плане "Дивный новый мир" Хаксли отражает систему образования эпохи империализма предельно честно и чётко

Reply


Leave a comment

Up