Хотим мы этого или не хотим, но очень часто нам приходится действовать сообща. Мы создаём самые разнообразные сообщества, и многие сообщества иерархичны, в них есть начальники и подчинённые. Что мы называем подчинением? Чему стоит подчиняться, а чему всеми силами сопротивляться.
Самый верхний уровень подчинения - подчинение словесным указаниям.
Указания даются ровным спокойным голосом. Либо в случае опасности коротко, чётко и громко: Стоп! Берегись! Ложись! Огонь! Человек исполняет свои служебные обязанности, и не более того. Пришёл, сделал и ушёл. Ничего личного, только служба. Это то, что называют формальными отношениями. Формальные отношения приняты в армии и на оборонных предприятиях. Формальные отношения предсказуемы. В такой важной области, как защита государства от вооруженного вторжения, ничего непредсказуемого быть не должно.
Есть руководители, которые предпочитают формальный тип отношений и подчинений. Работа в таких коллективах хорошо организована, люди спокойны, дисциплинированны, сосредоточены. Всё личное остаётся за стенами предприятия.
Не все руководители такие. У некоторых есть бзик: "Я - король, а вы - мои слуги". Начальник тешит свою гордыньку и всеми мыслимыми или немыслимыми способами вынуждает своих сотрудников играть роль или холопов, или вассалов, или древнеримских рабов - в зависимости от пристрастий начальника. Театр. Ролевая игра.
Словесные указания даются уже не ровным спокойным голосом, а, например, так. Промокнув кружевным платочком губы и смахнув с рукава камзола пудру, ссыпавшуюся с парика, король томным голосом произнёс: "А принесите-ка мне, любезный, бломанже".
Или так. "Манька, ставь самовар, да побыстрее" - и барыня, упавши и развалившись в креслах, раздраженным голосом буркнула: "Ленивая корова!"
Или так. "Где мой визирь?" - султан вытаскивал из ножен кривую саблю.
Патриций Марк Дебилий Самодурус терпеливо (!) ждал, когда раб застегнёт сандалию на его ноге.
Я думаю, вы меня поняли. Варианты возможны. Начальнику недостаточно руководить, ему хочется унижать своих подчинённых с садистским изощрённым наслаждением. Подчинённые должны заискивать пред начальником, петь ему дифирамбы, сочинять оды в его честь, завязывать шнурки на его ботинках и стелиться ковриком, чтобы начальник мог вытереть об него ноги. А человек-коврик будет долго зализывать душевные раны.
Это более глубокий уровень подчинения людей - бессловесный, эмоциональный уровень. Приказы отдаются бессловесным способом - интонациями голоса, жестами, мимикой. Человеку не скажут прямо: "Ты должен мне ковриком под ноги стелиться" - за это можно и по морде получить. Вслух о таких вещах никто никогда не скажет, но это "подразумевается".
Есть люди эмоционально нечувствительные, они не понимают, не чувствуют, чего от них хотят и почему их выдавливают из коллектива: "Я честно исполняю свои служебные обязанности, чего им от меня надо? Почему меня увольняют?" Человека могут уволить только за то, что он ходит с чувством собственного достоинства, общается со всеми на равных, включая начальника. А начальнику это не нравится, ему нужно ощущать своё превосходство над другими.
Есть люди, которые подчиняются эмоциональным указаниям неосознанно, они не понимают, что они делают, что с ними происходит, почему они чувствуют сильное внутреннее напряжение и боль. Большинство людей не умеют работать со своими эмоциями. С детства нас учили работать со зрительной и звуковой информацией, но не с эмоциональной. Через эмоции мы получаем очень много важной информации о внешнем мире и о себе, но мы эту информацию практически никогда не используем. Только недавно психологи осознали, насколько важно развивать эмоциональное восприятие и реагирование, и появилась психология эмоций.
Не нужно подчиняться скрытым командам, передаваемым посредством эмоций, - в трудовом договоре они не упоминаются, и никто вам за ваши унижения платить не собирается. Нужно осознать, что есть такой уровень управления людьми, и нужно учиться противостоять эмоциональным воздействиям, в первую очередь эмоциональному насилию. А начальникам следует запомнить: людям платят за работу, а не за право их унижать.
Возможно, одна из причин современного кризиса в том, что люди больше не в состоянии долго выдерживать эмоциональное насилие. С каждым поколением рождаются дети всё более психически слабые, не способные выдерживать те нервные нагрузки, которые выдерживали их родители и пра-родители. К счастью для таких людей появилась возможность работать самостоятельно в качестве фрилансера или индивидуального предпринимателя. Все меньше и меньше остаётся здоровых рабочих коллективов. Литература "как управлять людьми", "как манипулировать людьми", "как подчинять людей" ускоряет разрушение сообществ. Заметим, что "самодур" в этой литературе именуется "альфа-самцом".
По всей видимости, предприятия под руководством начальников-манипуляторов будут медленно и неизбежно разоряться. Важным умением начальника станет умение работать с людьми. Впрочем, и сейчас в вакансиях на биржах труда встречаются требования: умение работать в коллективе, умение работать с людьми. Но, судя по поведению руководящего персонала, мало кто знает, что подразумевается под этими важными социальными навыками.
Второй уровень подчинения - управление вашими эмоциями, чувствами, психо-эмоциональными состояниями. То, что называют неформальными отношениями, и то, что часто выглядит как ролевая игра. Уверенного в себе человека могут превратить в затюканного мальчика на побегушках. И этот уровень управления людьми - бессловесный, плохо осознаваемый. Есть люди, которым нравится играть в ролевые игры без всякой цели для удовольствия, - они могут стать орудием тех, кто управляет людьми на более глубоком уровне.
Третий уровень подчинения - потребности и желания.
Потре́бность, нужда́ - внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов. Желание (конкретизированная потребность) - потребность, принявшая конкретную форму. Например, потребность - утолить жажду, а желание - выпить чай, сок, стакан воды и т.д.
А теперь представьте себе, что ваш начальник потерял ощущение самоценности своей личности, он хочет вернуть ощущение ценности себя и своей жизни, ощутить себя нужным, важным, любимым и желанным. Такая потребность есть у очень многих людей. А ваш начальник удовлетворяет эту потребность путём "самоутверждения за счёт другого человека: унизил другого, а сам возвысился". Ничего вы с этим не сделаете - это его выбор. Ваш выбор: либо унижаться, либо увольняться.
Осознавать свои потребности и желания - этого мы тоже не умеем. За нас решают, чего нам хотеть и к чему стремиться. Поколение советских людей "хотело" повысить производительность труда и построить светлое будущее. Современное поколение "хочет" побольше заработать и потребить. Все эти желания нам навязаны. Нас не спрашивают: "Чего ты хочешь?" А спрашивают: "Хочешь сделать карьеру в крупной фирме?", "Хочешь дачу на Канарах?", "Хочешь новый автомобиль?", "Хочешь четырехэтажный особняк?" Это действительно то, чего вы хотите?
Богатые люди, добившись всего, о чём только может мечтать среднестатистический потребитель, страдают от глубочайшей депрессии и кончают жизнь самоубийством.
Самый глубокий уровень - потребности и желания, цели и мечты. Управляя людьми на этом уровне, можно сделать с ними всё, что угодно, даже убить. "Мотивация" и "корпоративная этика" - способы управления людьми на этом уровне. Будьте осторожны!