Пара "Альбатросов" на "Крыльях Пармы-2024"
13.07.2024, аэродром «Фролово», Пермь
К вящей радости всех пермских любителей авиации и не только - фестиваль состоялся и в этом году. Как говорил кто-то из героев, кажется, Гаррисона: «ты у нас тринадцатый, а 13 - счастливое число...» :) Ведь действительно: подобный фестиваль в Перми состоялся уже в 13-й раз, и прошёл великолепно, несмотря на неизбежные проблемы с пробками на земле и некоторую облачность в небе. В самые «роскошные» года фестиваля -
2014 и 2015 - нас тоже баловали разнообразием реактивной техники в небе: тогда, кроме пилотажа на МиГ-29, нам устраивали демонстрационные проходы МиГ-31 и Су-24. Но вот именно высший пилотаж сразу на двух типах реактивных машин (Л-39 и МиГ-29), помимо поршневых «Яков» - в этом году мы увидели впервые.
"Крылья Пармы - 2024": Яки+Элки+МиГи=восторг!
Из года в год при описании пермского "крылатого" фестиваля слова "традиционно проводятся в августе" потихоньку сменились на "традиционно проводятся в июне", теперь же (
в 2019,
2023 и в этом году) пришли к формуле "традиционно проводятся в июле". Да и ладно - традиции-то можно подправлять, лишь бы вообще состоялся праздник, думаю я :)
Как и в прошлом году, решили не испытывать судьбу с устройством массового гуляния на территории авиабазы "Сокол", где базируются МиГ-31 764-го истребительного авиаполка, поэтому всё действо проходило на грунтовом аэродроме Фролово. Опять же, как и в прошлом году, переносными ограждениями ограничили "разрешённую зону" для посетителей фестиваля, плюс-минус на той же территории - исключая, помимо лётного поля и ангаров, ещё и парашютный городок, и все постройки аэродрома. Движение бесплатных автобусов "город-Крылья Пармы" организовали так же, со стоянки ТЦ "Планета", только что первый рейс назначили на час раньше, в 11:00, в связи со сдвигом начала программы с прошлогодних 14:00 на нынешние 13:00.
В этом году я решил опять тряхнуть тем, чем в таких случаях встряхивают - вновь записался волонтёром на фестиваль. По опыту прошлых лет привык, что волонтёров забрасывают на место заранее, но в этот раз почему-то наш автобус должен был уходить в те же 11:00. Мы уже решили было, что просто поедем вместе с первыми посетителями, но из общей очереди на посадку нас вызвали и запустили в автобус отдельно. Потом этот автобус так и уехал полупустым: нас, волонтёров, там было всего 14 человек, а ещё двое добирались своим ходом и отдельно. Некрасиво получилось - можно было хоть сидячие места "нашего" автобуса заполнить ожидающими в очереди пассажирами... Надеюсь, что им после нас без задержек подали следующий автобус, всё-таки про первый рейс в 11:00 было объявлено для всех и загодя. Прибыли мы без задержек, всего минут за 20 (пробки на ведущих к фестивалю дорогах начинаются позже - в районе заявленного начала программы, когда на аэродром рвётся основная масса посетителей). На месте застали уже приличную очередь у досмотровых постов с металлодетекторами: на личных авто самые умудрённые опытом посетители приехали даже ранее первых автобусов.
Многие приехали семьями с детьми
На месте нас познакомили с планировкой территории. Как и ранее, была установлена сцена со звуковой и видеоаппаратурой; "детская площадка" - укрытые большим тентом столы и стулья с материалами для поделок, большой стенд-раскраска, метрового размера кубики с картинками и т.д., для бесплатного развлечения маленьких посетителей; "фудкорт" - ряд палаток с разнообразной снедью на продажу; платные аттракционы для детей - в основном, надувные горки и батуты разного рода; сувенирные киоски и прилавки; бытовая зона с длинным рядом кабинок биотуалетов. Ранние - ещё немногочисленные - посетители располагались тут и там на траве: установив складные стулья, на расстеленных пледах или даже в небольших туристических палатках, стараясь застолбить "козырные" места возле ограждения лётного поля. Дополнительно в качестве столов и стульев на территории для посетителей были вынесены деревянные поддоны и аккуратно покрашенные и отмытые железные бочки. Погода, как и обещали прогнозы, стояла пасмурная, зато не жаркая и без дождя, а несильный ветерок дул ровно настолько, чтобы не было жарко в накинутых ветровках.
Мне досталась обязанность "следить-за-порядком-и-помогать-посетителям" на аэродроме, чем я был вполне доволен - в качестве обычного посетителя и так бродил бы по всему ограждённому периметру, разве что иногда отдыхая на травке или задерживаясь у сцены :) Пока, правда, на сцене никого не было; что-то около 12:00 - примерно за час до обещанного времени начала - на лётном поле затарахтел старый добрый Ан-2, увозя в небо первую группу парашютистов. Пока он неспешными кругами набирал высоту - и облачка разошлись (кажется, в первый раз с утра!) - открывая летнее солнышко. "Погода за нас!", как сказал в микрофон знакомый голос Николая Анисимова: бессменный ведущий пермских "Крыльев" вновь прилетел к нам в гости и уже приступил к приветствиям собравшихся и комментированию всего действа. Поднявшись и отойдя на положенное расстояние в наветренную сторону от посадочного участка, "кукурузник" оставил в воздухе серую "каплю" первого парашютиста. Как будто имеющий собственный двигатель, тот неожиданно бодро стал уходить куда-то в сторону, а не просто падать вниз, как обычно. Парашют так быстро не летает, значит... Ну конечно, на нём "вингсьют" - костюм-крыло, с которым можно планировать. К моменту раскрытия купола (удивительно низко) его перепончатый костюм уже можно было разглядеть во всех подробностях. Николай со сцены сообщил, что спортсмен раскрывается всего на 100 метрах! За ним в воздух вышли другие парашютисты; они уже раскрывались на более традиционных 600-800 метрах, демонстрируя потом возможности скоростных куполов. Как и в прошлом году, были захватывающие дух энергичные витки в воздухе со сбросом сразу доброй сотни-другой метров по высоте, и потом выравнивание вдоль публики за ограждением - на почти самолётной скорости более 100 км/ч, с аккуратной "подушкой" и мягкой посадкой в конце. Один спортсмен чуточку просчитался с заходом и закончил его уже в нескошенных кустах за торцом травяного поля :)
Поёт Николай Анисимов
Выступление парашютистов было дополнено несколькими песнями в исполнении Николая Анисимова, а ближе к 13:00 на разведку погоды прилетел учебный истребитель-спарка МиГ-29УБ в нарядной раскраске "Стрижей" - как водится, порадовав публику несколькими красивыми проходами с выполнением "бочек", петель Нестерова и боевых разворотов. После Николай Анисимов на время ушёл со сцены, передав микрофон Евгении Борисовой (каюсь, в прошлом году по ошибке назвал её Ольгой) и ещё какому-то мужику, которого я никак не запомню по имени. Он, конечно, хороший ведущий, с юмором, но типы самолётов иногда путает - а в отсутствие Анисимова рядом и поправить его было некому.
Уже во втором часу дня за ограждением завёлся серебристый с красным аэроклубовский Як-52. Его со сцены никак не представили, но я уже пристально следил за тем, как он выруливает на старт. Пошёл, пошёл, пошёл - оторвался, подобрал шасси, но всё несётся, разгоняясь, у самой земли, иии... На себя и крутой горкой в небо! Конечно, это он, это должен быть он - Александр Владимирович Соловьёв, наш пермский ас-пилотажник, его почерк. И точно - вновь поднявшийся на сцену Анисимов тут же подтвердил мою догадку. Он перечислял в микрофон регалии и заслуги Александра Соловьёва, а я любовался на великолепный пилотаж серебристого "Яка" - и вспоминал седую голову пилота в передней кабине, его отеческое "ну как ты там?" после очередной перегрузки... Спасибо, Александр Владимирович! С удовольствием отметил, что здоровье по-прежнему позволяет заслуженному пилоту выполнять зрелищный энергичный пилотаж с приличными перегрузками. Забегая вперёд - выступавшие после на таких же Як-52 гости фестиваля из группы "Первый полёт" отнюдь не затмили собой выступление нашего земляка.
На сцене группа "Воскресение"
Однако пилотажные группы были потом, а нас тем временем порадовали ещё одной выброской парашютистов, пока культурную программу со сцены обеспечивали девушки из пермской группы "Воскресение". Для тех, кто не желал упускать никакой части зрелищ - на большом экране за спинами выступающих транслировалась картинка с длиннофокусной камеры, обычно удерживающей в "прицеле" самолёт или самолёты в воздухе. И вот, что-то около 14:50 эта камера навелась на пятёрку красно-оранжевых "Яков" пилотажной группы "Первый полёт", которые выруливали на взлёт. Пять машин (один Як-54 и четыре Як-52) взлетели в порядке 1+2+2 с минимальными интервалами, прошли строем с дымами над полем - и начали! Лично мне показалось - по зрелищности группового пилотажа они превзошли даже самих себя, какими я их видел год назад :) Может, дело в том, что в этот раз они прилетели и выступали впятером (4 Як-52, один Як-54) - в прошлом году 52-х было только три, плюс тот же Як-54. Как и в прошлом году, на сцену поднялся представитель группы с рацией, который не только комментировал действия товарищей, но даже дал нам послушать фрагмент радиообмена в воздухе: "Уго-лок!.. Вра-щаем!.. Гори-зонт!.." - и в этот момент два Як-52 напротив нас на малой высоте сходятся лоб-в-лоб, со страшной скоростью отчерчивая дымами свой след! Разойдясь, кажется, в считанных метрах, под испуганные взвизги со стороны публики, самолёты двумя свечками уходят на вертикаль, парой начертив дымами что-то вроде латинского U. "...Хорошо город Пермь выглядит, однако... Хорошо, к повороту... Пово-рот!.. Выключи-ли!.." Завершив своё выступление построением огромной "короны" из дымов - четыре "дуги" и "обруч" из дымов у нас над головами - стали строить заход на посадку. Лётчиков нам представили; трое "полётовцев" были в Перми и в прошлом году - Ирина Маркова, Константин Боровик, Антон Беркутов, а ещё два имени были новыми - Анна Гоцан (? - фамилию записал со слуха, надеюсь, не ошибся) и Геннадий Петров. Как и в прошлом году, уже приземлившиеся Яки красиво пустили дымы по траве, а потом пилоты вышли на сцену - поприветствовать зрителей воочию и ещё раз сорвать заслуженные аплодисменты.
"Первый полёт" - в воздухе!
Построение "короны"
Далее вновь были парашютисты - и Ан-2, пилот которого после каждой выброски не отказывал себе в удовольствии "низэнько-низэнько" протарахтеть над публикой, приветствуя нас включёнными фарами. При заходе на посадку пустой "кукурузник" демонстрировал свою невероятную летучесть: вставая против несильного восточного ветерка (6..8 м/с, не больше) на малом газу, он почти зависал в воздухе, со скоростью чуть ли не пешехода дрейфуя мимо нас :) Музыкальную часть праздника к тому времени взяли на себя пермские коллективы "Катрина" и "Гуарана".
Воздушная печать
В районе 16:30 группа "Первый полёт" вновь взлетела в пермское небо - показать ещё несколько фигур, плюс технику "печать в небе". Если всё виденное до сих пор так или иначе могли бы наблюдать и посетители любого воздушного парада второй половины XX века, то эта технология - продукт уже нашего времени: точно синхронизировав свои дымогенераторы, летящие рядом пять самолётов становятся подобием печатающей головки матричного принтера, оставляя за собой в небе дымами "телеграмму", отлично читаемую на фоне ясного неба :) Облачка в пермском небе немного затруднили чтение "телеграммы", однако можно было разобрать "Я ЛЮБЛЮ ПЕРМСКИЙ КРАЙ КРЫЛЬЯ ПАРМЫ".
После прыжков парашютисты запросто общались с народом
Около 17:00 пришло время реактивной авиации. Со сцены объявили, что "Стрижей" ждём к 17:20, а тем временем с бетонки авиабазы "Сокол" прилетела пара "Альбатросов" L-39 в нарядной чёрно-жёлтой раскраске группы высшего пилотажа "Русь" (борта 7 и 11). Несмотря на матчасть и даже одного из лётчиков - Михаила Колле, которого точно помню, как одного из "Русичей", в их числе прилетавшего к нам в Пермь в прошлом году и ранее - эту пару Николай Анисимов представил, как "ассоциацию пилотов реактивной авиации", а не АГВП "Русь". Видимо, дело было в том, что лётчик на ведомой "Элке" - Константин Тимофеев - в группу "Русь" не входит. Его Анисимов представил особо:
- Нередко можно слышать упрёки, что авиационной промышленностью у нас руководят далёкие от авиации люди. Может быть, в какой-то мере эти упрёки даже заслужены, но не в этом случае... Константин Петрович Тимофеев - заместитель генерального директора ОАК, Объединённой авиастроительной корпорации, и управляющий директор АО "Туполев" в составе ОАК! И при этом... Вы только посмотрите, что он вытворяет в небе!..
Да, посмотреть было на что: "Элки" и парой, и поодиночке показали классный пилотаж, и выполнили несколько низких проходов с креном на скорости вдоль полосы, почти над головами восторженно вопящих и аплодирующих зрителей. При этих низких проходах порывами ветра до нас даже доносило "самый лучший авиационный парфюм", как выразился Николай Анисимов - запах керосина! :)
Роспуск в исполнении "Стрижей"
Чуть позже обещанного, около 17:30, настало время "гвоздя программы" - "прокравшись" южнее аэродрома на небольшой высоте, поначалу мало кем замеченные из-за аэродромных построек, над сценой с грохотом прошла шестёрка МиГ-29 авиагруппы "Стрижи"! Над осью пилотажа идущие колонной машины приветствовали нас салютом из отстреленных тепловых патронов, потом перестроились в "пирамиду" и начали. «МиГари» дали копоти в прямом и переносном смысле - отлетав великолепную программу, большей частью, в плотном строю, да ещё периодически включая форсажи в нашу сторону, когда, казалось, сейчас одной только силой звука тебя вот-вот загонит в землю по самую макушку :) Восходящие участки некоторых фигур всё-таки скрывались в облачках, но большая часть программы проходила ниже кромки облачности и была прекрасно всем видна. Особенно впечатлила петля всей шестёркой, с перестроением прямо на восходящем участке (из "копья" - 4 истребителя колонной, ещё 2 по флангам от неё - чётко перестроились в "пирамиду"). Конечно, были и захватывающие дух расхождения на встречных курсах, и проходы с выпущенными шасси и включёнными фарами, и красивые роспуски... В общем, "Стрижи" в очередной раз поддержали свою марку.
Ко времени завершения "стрижиных" полётов - в районе 17:50 - масса зрителей со свёрнутыми пледами-палатками-сидушками ломанулась на выход. На полосу вновь выкатился Ан-2 с парашютистами, и Анисимов ещё раз вышел на сцену с гитарой, да и визит лётчиков Стрижей ещё ожидался - но досматривать это всё осталось меньшинство. Я не прочь был бы задержаться ещё, но всем волонтёрам с аэродрома уже кинули клич собираться у нашей палатки...
Вечереет, пилотажные Яки отдыхают под чехлами, трудяга Ан-2 продолжает полёты :)
По части организации волонтёрской команды в этом году остались смешанные впечатления. До того, в
2016 и
2017 годах, я "волонтёрил" на более массовых и территориально обширных фестивалях, организованных на бетонке авиабазы "Сокол" - там и команда волонтёров была заметно многочисленнее, и задач на нас возлагали больше. В этот раз мы были как-то "сбоку припёка", хотя тоже старались помочь в организации праздника по мере сил. Вместе с тем инструктировали нас весьма общо и наспех: скажем, в разосланном всем файле-инструкции были слова про "не допускать курение на поле", но так и не сказали, куда отправлять курильщиков, на все вопросы следовало только расплывчатое "за территорией". Я замечал редких курильщиков только у большого мусорного контейнера посреди огороженной территории, в отдалении от периметра и сцены, где было большинство народу; сухой травы поблизости не наблюдалось, а курящие аккуратно тушили бычки о металлические части контейнера - и потом туда же, в контейнер, бросали. Видя всё это, гонять их я и не пытался... Никаких материалов для раздачи публике нам не дали, завезли не раньше посетителей, и обратно в город увезли не позже - видимо, более полагаясь на специально нанятых работников. Тем не менее, как и обещано, нам выдали "форму" в виде белых футболок и бандан с символикой фестиваля, а также "бэджики" - пропуска на тесёмках с надписью "волонтёр"; для бытовых нужд нам была выделена большая палатка со столом и стульями, а рядом стояла даже отдельная кабинка биотуалета, чтобы не стоять в общей очереди. Посменно организовали обед - достаточно основательный: каждому выдали большой сэндвич с порцией картошки-фри, плюс тарелочку салата и 200-граммовую упаковку сока. По материальной части лучше было разве что
в 2017 году, когда нам ещё и бутылочки с питьевой водой раздавали...
Волонтёры фестиваля на фоне соловьёвского Як-52
Итак, в районе 18:00 мы, все волонтёры (кроме ещё работавшей на парковке команды) собрались у нашей палатки; нас поблагодарили за помощь и предупредили, что в 18:30 поведут уже на обратный автобус до города. Оставшимся временем мы воспользовались, чтобы пофотографироваться возле самолётов у ангаров - "простых смертных" туда не допускали :) В обещанное время волонтёров построили, пересчитали и вывели к отдельно ждущему нас автобусу - в этот раз, кроме волонтёров, он вёз ещё и представителей прессы. Я почти не присел за целый день, устал и заработал себе этакую "маску енота" - след от очков на докрасна обгоревшем лице - но всё-таки шёл домой довольный, как слон 8) Как ни крути, это был чудесный праздник!
Фото в статье так себе, зато именно мои (или от товарищей-волонтёров). Желающий легко сможет через поисковик найти профессиональные фото "Крыльев Пармы-2024" много лучшего качества.