Осколки прошлого: Самолеты ветераны рядом с нами

Oct 07, 2015 21:40

        Было время, когда в Омске на всеобщее обозрение выставлялись самолеты, отслужившие свои сроки в небе, и доставлявшие радость детям и взрослым, позволявшим почувствовать гордость за мощь страны. Их, эти машины, которые внесли свой вклад  в нашу мирную жизнь, можно было потрогать руками, Но прошло время, остались  эти памятники только в памяти уже не молодых людей и редких фотографиях.

Самолет ИЛ 14. Проспект Космический
Площадка у ЦКБА, списан из летного отряда ПО «Полет», простоял несколько лет, до середины 90-х. Утилизирован. (По информации из музея ПО «Полет»). Еще один факт в пользу этой версии, моя жена, в то время житель одного из соседних домов, вспоминает "большой самолет с пропеллерами".

ИЛ 14. Фото с: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ил-14#/media/File:Aeroflot_Ilyushin_Il-14_at_Arlanda,_November_1970.jpg



Существует несколько версий о самолетах на проспекте:- турбовинтовой самолет в конце ул.Л. Чайкиной, напротив дворца пионеров (АН-10?). (Не он ли потом оказался в п/л им. Гастелло?);
- ТУ 104 на площадке у ЦКБА;
- военный самолет (истребитель?) на болоте, в конце пр. Космического, у Окружной дороги.
- СУ 15 на территории 133 военного городка на ул. Пархоменко.
Подтверждения ни одной из них пока нет.
      Ил-14 (по кодификации НАТО: Crate - «Ящик» или «Контейнер») - советский поршневой ближнемагистральный двухдвигательный самолёт. Разработан в конце 1940-х годов для замены устаревших Ли-2 и Ил-12. Первый полёт Ил-14 совершил 13 июля 1950 года.
   Регулярные перевозки пассажиров на самолётах Ил-14П начались 30 ноября 1954 года. В 1955 году во время визитов советской правительственной делегации в Индию, Бирму и Афганистан десять самолётов Ил-14П пролетели в общей сложности по 22 500 км. Ил-14П в середине 1950-х годов стал основным магистральным самолётом Аэрофлота. Самолёты Ил-14П (18 пассажирских мест) и Ил-14М (24 места) до начала 1960-х являлись основными типами советских пассажирских самолётов на магистральных внутренних и международных воздушных линиях. После внедрения на авиалиниях СССР газотурбинных пассажирских самолётов Ан-24, Ил-14 стали использоваться на местных воздушных линиях. Пассажировместимость на Ил-14П постепенно повышалась от 24 до 32 мест, Ил-14М - от 28 до 36 мест. Годы производства 1953 - 1959. Общее количество произведённых Ил-14: 1348 самолётов (СССР - 1065, Чехословакия - 203, ГДР - 80).

Самолет памятник - истребитель-бомбардировщик Су-17
Установлен на территории ОмПО им. Баранова, на небольшой площади у проходной.
Фото и репортаж http://mib55.livejournal.com/33274.html



Су-17 (изделие "С32", по кодификации НАТО: Fitter) - советский истребитель-бомбардировщик, разработанный в первой половине 1960-х годов.
  Первый советский самолёт с крылом изменяемой геометрии. Три десятилетия состоял на вооружении ВВС СССР и России, широко экспортировался, применялся в ряде вооружённых конфликтов.
  Серийный выпуск Су-17 начался на авиационном заводе имени Ю. А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре в 1969 году. Производство Су-17 продолжалось до 1990 года, всего произведено 2867 самолётов всех модификаций.
    С 1967 года завод №29 (с 1979 года «Омское моторостроительное производственное объединение им. П.И. Баранова») начал выпускать реактивные авиадвигатели для самолетов Су-17.

Памятник-макет самолету Як-9 у проходной ПО «Полет»
      Фото и репортаж: http://max-sky.livejournal.com/121187.html


Як-9 - самый массовый советский одномоторный самолёт истребитель-бомбардировщик Великой Отечественной войны. Был разработан КБ под управлением Александра Сергеевича Яковлева. Самолёт был предельно прост по конструкции и приспособлен для производства в условиях военного времени. Почти все материалы, из которых он строился, вырабатывались в местах его изготовления. Производился с октября 1942 по декабрь 1948 года, всего было построено 16 769 самолётов. Омский завод №166 произвел Як-7/Як-9 и их модификации их более 3000 штук.

Учебно-тренировочный реактивный самолёт Aero L-29 "Дельфин"
Установлен на территории в/ч в 18 военном городке.
Фото "alexey_raptor" (спасибо за помощь!!!). Весна 2015 г.
 

Фото из собственного архива. 1987-1988 г. площадка у краеведческого музея.


Самолет, похоже, один и тот же.
Аэро Л-29 «Дельфин» (Aero L-29 Delfin; по классификации НАТО: Maya) - чехословацкий учебно-тренировочный самолёт. Является первым чехословацким серийным реактивным самолётом. Самый массовый в мире реактивный учебно-тренировочный самолёт.
   Совершил первый полёт 5 апреля 1959 года. В 1961 году был выбран основным учебно-тренировочным самолётом стран-участниц Организации Варшавского договора. Серийно производился в 1963 - 1973 годах, построено 3665 самолётов. В дальнейшем был заменён на Aero L-39 Albatros.
Технические характеристики:
Экипаж: 2 человека
Размах крыла: 10,29 м
Длина самолёта: 10,81 м
Высота: 3,13 м
Площадь крыла: 19,8 м²
Масса пустого: 2280 кг
В дополнение посты: http://mib55.livejournal.com/47035.html Летающие дельфины; http://apalshin.livejournal.com/317.html Аэродром Марьяновка.

Л-410 "Turbolet"
Установлен на территории Омского авиационного колледжа имени Н.Е. Жуковского
Фото и репортаж http://mib55.livejournal.com/20472.html "Элка в центре Омска"


Let L-410 «Turbolet» - девятнадцатиместный универсальный двухмоторный самолет для местных воздушных линий (МВЛ). Самолет с укороченными взлетно-посадочными характеристиками (УВП в названии версии L-410 UVP-E20 означает русское «Укороченный взлет и посадка»), разработанный конструкторским бюро завода Let. Предназначен для эксплуатации на неподготовленных грунтовых, травяных, снежных площадках, а также на аэродромах с короткими ВПП. До настоящего времени производится на чешском заводе Let. Другие названия: Л-410, Лет, Лет Л-410, Турболет, разговорные - Чебурашка, Элка, Элли.
   Первый полёт 16 апреля 1969 года, начало эксплуатации 1971 год. Произведено (на 2009 год) 1138 штук. По состоянию на 2012 год в мире эксплуатируется более 400 Л-410.

АН-10А у Дворца Пионеров на ул. Красный путь г. Омск
Фото и текст аннотации к фото с http://aviahistory.ucoz.ru/index/0-286


Омск. Ан-10А СССР-11212 (0402405) Эксплуатантом являлось Дальневосточное территориальное управление ГВФ, 1-й Хабаровский ОАО, а/п Новый. Имел салон на 100 пассажирских мест. Зарегистрирован 16 марта 1961 года, как СССР-11212. 30 ноября 1961 года передан в ОЛТУ ГВФ (с 1964 года ОЛТУГА) в Омск, как учебное пособие. Списан 15 мая 1962 года, как учебный экспонат. Находился на учебном аэродроме училища. foto foto В 1982 году установлен, как авиапамятник в Омске на улице Красный Путь перед городским Дворцом Пионеров. foto foto foto foto foto Демонтирован в 1995 году.
  Ан-10 «Украина» (По кодификации НАТО: Cat - «Кот») - советский среднемагистральный пассажирский самолёт. Производился с 1957 по 1960 гг. Единственный эксплуатант самолёта - «Аэрофлот». Произведено всего 108 самолётов: в 1957 году - 1, в 1958 году - 20, в 1959 году - 46 и в 1960 году - 41. Максимально унифицирован с военно-транспортным самолетом АН 12.
27 августа 1972 года приказом Министерства гражданской авиации № 32 устанавливалось прекращение эксплуатации Ан‑10 в Аэрофлоте. В ВВС СССР несколько Ан-10 продолжали эксплуатироваться до начала 1980-х годов.
Ан-10А - самолет с удлиненным фюзеляжем выпускался сначала на 89 и 100 пассажирских мест, впоследствии их число было доведено до 118, потом и до 132.

Ан-10А Омская область, п. Чернолучье, пионерский лагерь им. Гастелло
ОмПО им. Баранова
Фото и текст аннотации к фото с http://aviahistory.ucoz.ru/index/0-286


Эксплуатант не известен. После снятия с эксплуатации был установлен, как памятник на территории пионерского лагеря им. Гастелло в Омской области, вблизи п. Чернолучье.  Демонтирован и утилизирован в первой половине 90х годов.
Еще одно фото с :http://mib55.livejournal.com/79579.html  "Пионерский самолёт"


Самолет Ан-10 впервые поднялся в воздух в 1957 году. Являясь первенцем среди пассажирских машин ОКБ O.K. Антонова, он стал первым в СССР лайнером с ТВД, первым среди таких машин был запущен в серийное производство, первым вышел на линии Аэрофлота, но и первым был снят с эксплуатации.
    Проект пассажирского самолета подготовили в 1954 г. За основу взяли оснащенный турбовинтовыми двигателями военно-транспортный Ан-8. Новая машина была рассчитана на перевозку в комфортабельном салоне 57 человек и не отличалась особой требовательностью к аэродромам.
    Базовый вариант Ан-10 предусматривал перевозку 85 пассажиров. Для улучшения экономичности лайнера была разработана его первая модификация Ан-10А, рассчитанная на 100 пассажиров. Внешняя геометрия самолета осталась без изменений, а увеличения количества мест достигли за счет внутренней перекомпоновки. Конструкция фюзеляжа почти полностью совпадает с конструкцией фюзеляжа Ан‑12.
    Необходимо отметить, что этот лайнер оставил заметный след в советском авиастроении, ознаменовав собой переход от прежней философии создания и эксплуатации пассажирских самолетов к новой, характерной для реактивной эпохи. «Десятка» принесла на авиалинии малой и средней протяженности новый уровень культуры организации перевозок и сама же пала жертвой уже отживших методов эксплуатации. Ведь эту машину, особенно в начальный период, нещадно гоняли по грунтовым и галечным аэродромам, допускали руления по грунту с повышенными скоростями, заставляли совершать гораздо большее количество взлетов и посадок, чем предусматривалось при ее создании. Вероятно, никто даже не задумывался, что этого делать нельзя, ибо именно так поступали со всеми самолетами предыдущих поколений. Но время шло, грунтовых аэродромов на маршрутах с достаточно большими пассажиропотоками становилось все меньше, и вместе с ними исчезали и основные преимущества Ан-10.
   Самолеты АН-10 сняты с эксплуатации в 1973 г., как выработавшие свой ресурс.

Ту-128 в п. Ростовка Омской области
Установлен в конце 80-х, простоял несколько лет, затем был утилизирован.
Источник: http://omchanin.livejournal.com/1215648.html


Просматривается бортовой номер 24-красный.
     Был на вооружении 64 ИАП на соседнем аэродроме Омск - Северный. В связи с переходом на новые самолеты, МиГ-31, был списан.


Ту-128 (по кодификации НАТО: Fiddler - «Скрипач (уличный)») - советский двухместный барражирующий перехватчик дальнего радиуса действия.
Первый полёт 18 марта 1961, Начало эксплуатации 1965 г. Основные эксплуатанты ПВО СССР
Годы производства  1962 - 1970, произведено 188 единиц.
   Ту-128 был чистым перехватчиком с большой нагрузкой на крыло, простым оборудованием и плохим обзором, высокой массой и скромной манёвренностью. Самолёт предназначался для перехвата бомбардировщиков НАТО, таких как B-52, а не для воздушного боя с меньшими самолетами. По тем временам система вооружения Ту-128 превосходила по всем параметрам системы всех других самолетов авиации ПВО: это и дальность пуска ракет, и высота поражаемых целей, всеракурсность атаки, дальность захвата и обнаружения целей. Плохо было с малыми высотами, но этот недостаток был впоследствии ликвидирован в ходе модернизации Ту-128 в Ту-128М.
    Технические характеристики: экипаж 2 человека: командир корабля, штурман-оператор;
Размах крыла: 17,53 м, длина: 30,06 м, высота: 7,15 м, площадь крыла: 96,94 м²
Масса: пустого самолёта: 24 500 кг, нормальная взлётная: 40 000 кг, максимальная взлётная: 43 700 кг
Масса топлива: 15000 кг
    Лётные характеристики:
Скорость: максимальная с 4 ракетами, км/ч: 1655; максимальная без нагрузки, км/ч: 1910
Практическая дальность, км: 2565; Практический потолок, м: 15 600
История боевого применения
Единственной боевой операцией Ту-128, преданной огласке, было уничтожение разведывательных зондов НАТО. В музее 64-го ИАП (2-я эскадрилья, Омск) есть упоминания о том, что в 1975 году лётчики этого полка на истребителях Ту-128 сбили над Казахстаном американский АДА (автоматический дрейфующий аэростат).

В Омске еще существуют самолеты экспонаты:
В Омском летно-техническом колледже гражданской авиации   http://mib55.livejournal.com/171035.html
Какие-то самолеты сохранились в Омском аэропорту.
Previous post Next post
Up