Летающие Дельфины

Nov 02, 2012 01:26

В конце октября сразу несколько омских блоггеров выложили посты про известный каждому, кто хоть чуть-чуть интересовался авиацией, учебно-тренировочный реактивный самолёт Aero L-29 "Дельфин". Сначала samosa_unoo попросил отгадать, где это в Омске стоит памятник такой машине с бортовым номером 100, а через пару дней bvv75 выложил артефактное фото 1980-х, на котором запечатлён L-29, некоторое время простоявший прямо на улице в самом центре Омска, возле краеведческого музея, и тоже с бортовым номером 100! Получается, есть большая вероятность, что это одна и та же машина, из учебно-авиационного центра ДОСААФ, который базировался в Марьяновке. И вот примерно в это же время apalshin выкладывает репортаж про бывший ДОСААФовский УАЦ в Марьяновке и про сохранившихся там нескольких "Дельфинов". Так что надо и мне, с некоторым опозданием, добавить свои 5 копеек в копилку постов про этот заслуженный самолёт, на котором с 1963 года учились летать многие поколения советских курсантов.

Начну, собственно, с того самого омского памятника с бортовым номером 100. Он установлен на территории войсковой части на 3-й Молодёжной, напротив здания штаба. Что это точно за часть, не подскажу, всё надежда на читателей, но, так как основную площадь территории части занимает база хранения всяческой техники аэродромного обслуживания, то, скорее всего, она имеет отношение либо к аэродрому Омск-Северный, либо к расформированной авиачасти ПВО. Увы, по понятным причинам, фото только сзади.




Есть памятник этому заслуженному самолёту и у наших соседей-тюменцев, он стоит перед Домом Обороны, где располагается тамошний ДОСААФ. А вот откуда он там взялся - неизвестно, в Тюмени УАЦа не было, как и военного лётного училища, так что, возможно, эта машина тоже имеет омское происхождение.




Откуда бы не взялся тюменский "Дельфин", он имеет вполне неплохой внешний вид и аутентичную окраску, исключая недавно приляпанную эмблему ДОСААФ. А вот его собрат, установленный у трассового кафе "Райса" в Башкирии, уже покрашен от балды, "типа под военный", в кабине усажен манекен пилота, а на фюзеляже нанесены победные звёздочки. :) В общем, типичная замануха для проезжающих, кстати, с другой стороны этого же кафе с такой же целью стоит Москвич-401.




Кстати, что интересно, L-29 хоть и создавался как чистый учебно-тренировочный самолёт, но возможность размещения вооружения на нём тоже предусматривалась - так, на всякий случай.

После закрытия в 1992 году практически всех УАЦ ДОСААФ и массового закрытия военных лётных училищ (впрочем, там к этому времени L-29 уже заменили на L-39), летающих L-29 в России осталось очень немного, так что Омску в этом отношении повезло - пара марьяновских летающих "Дельфинов" были выкуплены в частную собственность, находятся в лётном состоянии, и вот уже второй год подряд одна из этих машин демонстрирует высший пилотаж на омском авиапразднике, проводимом на аэродроме Калачёво.

Технические характеристики учебно-тренировочного самолёта L-29:
Экипаж - 2 человека (курсант и инструктор)
Длина - 10,81 м
Размах крыла - 10,29 м
Высота - 3,13 м
Масса пустого самолёта - 2236 кг
Максимальная взлётная масса - 3540 кг
Двигатель - 1 х Motorlet М. 701c 500
Тяга, нефорсированная - 873 кгс
Максимальная скорость у земли - 615 км/ч
Максимальная скорость на высоте - 655 км/ч
Практический потолок - 11500 м

Омск, авиация, l-29, Тюмень, технопамятники

Previous post Next post
Up