Новогоднее путешествие

Jun 04, 2017 23:12

Вновь выдалась свободная минутка выбраться в этот ваш еле_живой_журнал (а есть ли тут вообще живые люди?), дабы написать отчёт хотя бы вот о новогоднем путешествии.


Путешествие это, по просторам Старицкого, Торжокского, Лотошинского, Шаховского и Можайского районов заняло два дня, но попробую уместить рассказ в один пост, ибо тут всё-таки не Новгород. История менее богата, и древность не так глубока.
Поехали!

День первый.
Пункт первый.


1. Это Тропарёво. Хрестоматийный памятник нарышкинского барокко.



2. Нонеча расположившийся в центре одного из крупнейших сёл Можайского районе, в древности он был частью древней усадьбы известной с середины XVII века, когда она принадлежала князьям Коркодиновым. Затем вотчина перешла к князьям Хованским. После 1812 г. её приобрели А.П. Лукина и Ф.А. Скуратова. Следующий хозяин - профессор А.О. Армфельд, в роду которого владение оставалось вплоть до Октябрьской революции. Деревянный усадебный дом не сохранился, остался только парк, преимущественно липовый.
Сама Покровская церковь - 1713 года, типа «восьмерик на четверике» с двухсветным основанием завершается звонницей и высоким глухим барабаном, образующим самостоятельный ярус. К торцам здания примыкают пониженные - трёхчастная апсида и трапезная с одноглавым приделом.



3. С холма на котором когда-то стояла усадьба, а теперь стоит продмаг открывается живописный вид на долину Протвы.

Следующий пункт - место обитания вот этого милого котика:


4. Место в которое теперь уже отменили все автобусы, а недавно и отключали электричество - сочтя вымирающим. Это село Сивково, всё того же Можайского района, "присевшее" на подтопленных и болотистых берегах при слиянии рек Мжуть и Учь (гидронимы-то какие! хотя с тем что видал в Тверской области не идёт ни в какое сравнение).
Помимо котика нас там ждёт уникальный памятник допетровской архитектуры:


5. Это Преображенская церковь 1685 года. Редкий памятник таких классических боярских вотчинных храмов. Чудом переживший войну, будучи в эпицентре ожесточённых боёв в ходе которых было разрушено село и вырублен почти весь усадебный парк. Да, она тоже была частью усадьбы - деревянный господский дом дожил аж до 1980-х годов когда сгорел.



6. Декоративное убранство весьма богато: окна обрамлены разнообразными наличниками, углы обрамлены полуколонками, над сложным по форме карнизом декоративные кокошники, северный вход украшает перспективный портал. К трапезной с запада пристроена колокольня в три кубических яруса. Над приделом - палата патриарха Иоакима. Памятник на самом деле для своей эпохи значимый и уникальный. Но малоизвестный и малоизученный специалистами до сих пор.

Третий пункт - Колочь:


7. По мне не самый интересный, да и там я уже бывал в молодости ещё школьником. Там расположен монастырь известный с 1410-х годов, в котором даже есть 17й век, но сильно перестроен и в целом не нахожу его достойным отдельного рассказа.
Четвёртый пункт находится на высоком левом берегу реки Иночь:


8. Это усадьба Поречье. История её по меркам Подмосковья достаточно древняя: сельцо Поречье на реке Иночь было «Старинной вотчиной Михаила Иванова сына Протопопова» ещё в далёком 1593 году. Но было уничтожено в Смуту. Оправилось оно не скоро - в конце 17 века тут было всего 8 дворов. 18й век - бурный переход из рук в руки. В 1723 году Поречье становится вотчиной царицы Екатерины I. Она передала усадьбу своему родственнику Фёдору Скавронскому.
Бездетный Фёдор Скавронский скончался в 1728 году, и его имение вновь поступило в дворцовое ведомство. Примерно в 1730 году, имением, какое-то время, владел генерал-фельдмаршал граф Буркхарт Христофор фон Миних.
После захвата престола Елизаветой, все основные действующие лица и приближенные предыдущей царицы, были арестованы и преданы суду. Миниха приговорили к смертной казни, заменённой уже на эшафоте, ссылкой в Сибирь.
Став императрицей, Елизавета Петровна подарила усадьбу Миниха, своему стороннику Алексею Георгиевичу Разумовскому. Затем село Поречье перешло во владение к младшему брату Алексея Григорьевича Разумовского, Кириллу Григорьевичу Разумовскому.
Далее имение в Поречье наследует граф Лев Кириллович Разумовский, страстный любитель всякого рода строительства и садоводства.Граф в конце 18 века положил начало грандиозному дворцово-парковому ансамблю в Поречье. На месте старой скромной усадьбы, построенной в 17 веке тог­дашним владельцем князем Прозоровским, возводится дворец на высоком берегу речки Иночи. Вместо де­ревянной церкви строится новая каменная. На значительной площади со сложным рельефом, с холмами и глубокими овра­гами разбивается пейзажный парк под руководством садовника Раша.
В целом, расширенный при Уваровых в 19 веке и ставший к концу оного настоящим музеем - крупнейшим в московском регионе, и ставшим основой в том числе для Пушкинского музея в Москве - ансамбль сохранился до нашего времени.
Увидеть его увы проблема. Там санаторий службы внешней разведки ФСБ РФ.


9. поэтому будем довольствоваться вот этим. Вроде бы обычные развалины. Но нет - это уникальный для Подмосковья пример крепостной суконной и бумагопрядильной мануфактуры 1830-х годов.


10.



Тем временем солнце уже садится.
И мы держим путь к главной цели первого дня.
Это уже не усадьба и не монастырь. А затерянный в глухих лесах погост.
Пятый пункт. Погост Пески.


12. Средь глухих лесов на самой глухой окраине Шаховского района, на высоченной горе которую не всякая машина способна взять, над слиянием рек Исконы (прям Русью пахнет гидроним!) да Песочни возвышается деревянное чудо.


13. Сретенская церковь 1770-х годов, перенесённая сюда в 1850-е из села Середа. В московском регионе уже не имеющая аналогов композиция уменьшающихся восьмериков открытых внутрь, из которых только два - световые.


14. Внутри интерьеры с росписями и не имеющими аналогов резными деревянными скульптурами. Но увы закрыто было. Когда-то таких было много, не один десяток по всей Московской губернии. Но время их не пощадило. Тем более удивительно что уцелела эта, не смотря на ожесточённые бои в месте где она находится.


15. Виды с горы очень красивые.



16.
После взяли курс на Лотошино где нас ждал ночлег. По дороге зафотографировали парочку непримечательных объектов в Раменье.
И заблудились.
В итоге попали туда куда не собирались. В седьмой пункт Ивашково:


17. Там вот такое творение Константина Тона есть. Эталон безвкусицы и дурного стиля, но черни нравится. 50-е годы 19-го века, когда на моде был.



18. Ещё руины старой усадьбы Глебовых. Печальные весьма.



19. Заброшенный богатый крестьянский дом конца 19го века.



20. И Котейка. Вообще рядом находится шедевр классицизма - Степановское-Волосово, творение архитектора Кваренги. Но увы о его существовании в неподходящий момент мы забыли...



21. Утро застаёт нас в Тверской области! За стеклом -32! Минуем множество сёл с диковинными названиями - Ново-Кобелёво, Кобелёво Первое, Кобелёво Второе, Забрюхово и Кособрюхово. И вот мы в восьмом пункте - Гурьево.



22. Нас встречает заброшенная церковь в Гурьево-Воскресенском, как ни странно не Воскресенская а Никольская. 1877 года. В целом обычная эклектика, но стоит на главной дороге с Москвы на Старицу.



23. Посему - любима туристами, знаменита и форсится в разных пабликах по заброшкам в сети.
Флагами и ёлками встречает нас старое село (и девятый уже пункт поездки) Степурино:


24. Одно из крупнейших и богатейших сёл Старицкого уезда. А на фото - дом купца Степана Ивановича Белова, 1905 года постройки.
Ныне администрация.



25. Не уступающий роскошеством дом принадлежность которого установить не удалось, но датируемый более ранними годами.



26. И бывший дом купца Нестора Абакумовича Баева, 1889 года постройки. Ныне гостиница.



27. Ну и по правую руку мелькает церковь Флора и Лавра построенная в 1835 г. на средства местного помещика Ивана Максимовича Ильинского.
С жутко несуразной отдельностоящей колокольней, носящей отпечатки не то глухих отзвуков ушедшего барокко, не то то попыткой в только нарождающуюся эклектику.
За рекой - местечко Ново-Зажидоховка. Офигительные топонимы. Один офигительнее другого.
Делая небольшой крюк через Старицу - главный, десятый пункт поездки:


28. Иванищи.
Село древнее и богатое. Известно с 1531 года, когда принадлежало Ивану Юрьевичу Поджогину по кличке Шигоня. При нём в 1534 году и был построен сохранившийся до наших дней уникальный пример архитектуры эпохи Василия III. Церковь Успения в Иванищах, прежде собор Иванишского Успенского монастыря.


29. Почти не имеющий аналогов трёхглавый храм (единственный сохранивший подобное завершение) стоит на высоком подклете, который прежде скорее всего окружала открытая галерея. Трехглавое завершение придает кубическому объему храма резкую зрительную асимметрию, редко встречающуюся в русских крестовокупольных храмах. Традиция устройства под храмами глубоких подклетов, для которых специально отрывали котлованы по периметру стен и под столбы, а в основание фундамента вбивали забивали толстые дубовые сваи, появилась на Руси вместе с итальянскими мастерами. Но вместе с тем, достаточно скупое убранство перекликающееся с соборами в Перемышле, Красном Холме и соседнем Микулине делают его последним памятником в котором чувствовалось дыхание уходящей удельщины. Ещё будут построены соборы в Старицком Успенском монастыре и в относившейся к Старицкому же княжеству Верее - но по архитектуре это будут уже полностью московские памятники, лишённые какого либо влияния старых артелей.
В середине 16го века к храму был пристроен придел, но он до нашего времени не сохранился. Монастырь был разграблен вскоре после того как Иван Грозный казнил в 1565 году боярина Петра Головина, к которому по браку перешло село. Само село тоже подверглось тотальному разорению от опричников. Повторно разорено в Смуту, но к началу 18го века полностью оправилось.


30. В роду Головиных владение это сохранилось, и в середине 18 века была пристроена новая трапезная и колокольня, как будто бы тронутая даже украинским влиянием.


31. Старая часть сейчас не используется, новая часто закрыта, но в ней занятный артефакт - едва ли не единственные известные мне церковные фрески выполненные в 1920-е годы, местным мастером в подражание живописи эпохи Возрождения.


32. Такие вот живописные пейзажи.
Но посмотреть в Иванищах стоит не только на это. Но ещё вот на это:


33. Иванишинская сосна, возрастом без малого четыре сотни лет!
Она росла ещё когда не срубили лес под стройку первых зданий Петербурга!
Дерево начинает ветвиться на высоте 2 м от земли, образуя зонтиковидную крону, подобное часто встречалось во времена динозавров но нынче лишь несколько сосен вдоль Волги между Старицей и Чепруново напоминают о былом. Почему она такая - загадка. Ибо биологически она ничем не отличается от самой обычной сосны. Вокруг неё временами любят тусить всякие язычники в рубашках с коловратами и деревянными изображениями мужского достоинства.
Если Иванищи более-менее знаменитое и хрестоматийное место, то следующее было для меня открытием и откровением.
Одинадцатый пункт. Чукавино.


34. Уже издалека виден вроде бы обычный необычный храм. Чем он обычен? Да вроде бы классические восьмерик на четверике, барокко, композиция "кораблём". Впрочем ничего нового.
Но... много "но".
Завершение колокольни уменьшающимися восьмериками. ПОЛНОСТЬЮ БЕЛОКАМЕННЫЙ.
Впрочем - много фото, смотрите сами а я потом расскажу:


35.



36.



37.



38.



39.



40. Владимирская церковь 1746 года. Кстати несмотря на то что выглядит так бодро (если не считать нескольких деревьев в крыше) - заброшена. До недавнего времени была частью санатория для сварщиков из Твери, а нынче фактически ничья. Внутри - всё держится на подпорках, весьма заплесневевших и угрожающих падением. Но самое интересное - обилие раковин и иных непривычных для барокко декоративных элементов позволяет отнести Чукавинский храм к совершенно уникальному и редчайшему для России проявлению стиля рококо.
Усадьба Великопольских в Чукавино внешне пока тоже выглядит вроде бы ничего...


41. Редкий для тутошних мест пример барочной усадьбы середины 18го столетия.



42. Но внутри всё печально:


44.



45. Пустует и флигель сохранивший на торце дворянский герб.



46. А в служебной постройке усадьбы живёт сторож который впрочем ничего не знает ни про усадьбу, ни про старых ни про нынешних владельцев и вообще не при чём.



47. Тут кстати бывал и жил "наше всё", Александр Сергеевич Пушкин, которого как говорят в Старице любят по-особому.



48. Старица. Двенадцатый пункт нашего путешествия. Один из двух фактически "городов-музеев" Тверской области (второй - Торжок). Про её памятники и застройку можно писать не один день.
Но времени у нас было мало. Поэтому совсем бегло лишь несколько наиболее значимых памятников храмовой архитектуры.


49. Борисоглебский собор на городище, самого начала 19го века. Обычный классицизм, ничего примечательного.
а вот когда-то...


На его месте стояло вот это пятишатровое великолепие, построенное в 50-е годы 16-го века князьями старицкими, за несколько лет до падения.
А вот на правом берегу другой памятник княжества сохранился:


50. И это собор Успенского старицкого монастыря 1530 года.



51. Мммм, почти что аркатура Архангельского собора Московского кремля. Италия как она есть. Никакого удельного влияния, чисто итальянское зодчество.



52. "Грозной" эпохе - и архитектура под стать! 1570 год. Мрачное и суровое время. Гремит Ливонская война. Бушует Опричнина. В этот год крымский хан разбивает царское войско с разгромным счётом, в дым сжигает Москву.



53.



54. Излёта узорочья кусочек - 1694 год, Ивановская церковь



55. Сама по себе непримечательная, но живописная Воскресенская церковь 1784 года.



56. Мимоходом тринадцатым пунктом - часовенка деревянная конца 18 века в Глазуново.
И четырнадцатым пунктом у нас Берново.



57. Тут жил Пушкин. Это главное что надо знать, и за чем чаще всего едут в Старицу и её район. Ведь архитектуру хоть и любят все, но предпочтения по стилям у многих разные. А вот Пушкина-то любят все. "Наше всё" ведь.



58. Усадебный дом Вульфов построен на рубеже 18-19 веков, и в принципе уже более-менее классицистический с незначительными отзвуками уходящего барокко.



59. На памятник Пушкино смотрит колонный портик, но сфотографировать его нормально проблематично.



60. Так же в парке более молодой дом конца 19-го века где жили помещики Юргеневы.
В Берново Пушкин написал свои стихотворные произведения: "Цветок", "Анчар", "Роман в письмах", "Зимнее утро", отдельные фрагменты «Евгения Онегина». В имении Ивана Петровича Вульфа воспитывалась его внучка Анечка Полторацкая с 8 до 12 лет, будущая Анна Петровна Керн, которой Пушкин посвятил свои строки "Я помню чудное мгновенье…". В Берново Пушкиным был также найден сюжет для драмы "Русалка". Поэту поведали историю любви барского камердинера и дочери мельника. Когда молодого барина отдали в солдаты, его возлюбленная утопилась в отчаянии за мельничной плотиной в омуте. Пушкину даже показали омут, где это произошло. Это место также запечатлел в своей картине "У омута" Исаак Левитан так же бывавший в Берново.
Бывали тут и другие примечательные личности, такие как Михаил Муравьёв и Николай Коншин - тоже известные поэты, и Йоко Оно например.
Само село Берново известно аж с 14-го века, когда принадлежало новгородским боярам с той же фамилией.



61. И в селе, поодаль от усадьбы на невысоком берегу реки Тьмы, одной из важнейших артерий Тверской области, возвышается вторая жемчужина Берново.


62. Это славная своей резьбой Успенская церковь 1687 года.



63. Ярчайший пример нарышкинского барокко в Тверской области.



64.
И спеша за закатным солнцем мы едем мимо деревни Стукшино


65.
В пятнадцатый пункт нашей поездки.
Это село Богатьково. В котором когда-то было две усадьбы, но теперь уцелела только одна.


66. Это усадьба Ртищевых. Известно это место с 1545 года, когда принадлежало в числе соседних деревень боярину Фёдору Никитичу Лавровскому. На следующий год подарено Троицкому Сергиеву монастырю, который владел им вплоть до середины 18 века, когда по реформе земли у него отобрали и раздали дворянам. Так появилось две усадьбы. Ртищевых и Лошаковых. В обеих из них бывал Александр наш Сергеевич Пушкин, но усадьба Лошаковых погибла в ВОВ, а вот усадьбе Ртищевых повезло больше.


67. Красивый, ампирный дом с мезонином. Наиболее типичный облик дворянской усадьбы того времени, а вовсе не огромные пышные дворцы как в Архангельском или Останкино. К нему пристроен в советское время какой-то уродливый сарай.


68.Парковый фасад, смотрящий на Тьму, такое ощущение что не красили со времён строительства.



69. В состав усадьбы входит не только господский дом, но и служебная постройка - видимо амбар, пушкинского времени.



70. Солнце садится за Тьму, и мы едем в Тверь. Начинается путь домой.

Тверская область, Подмосковье

Previous post Next post
Up