Застрявшие на нейтрале

Aug 15, 2009 13:45

Rebalancing the world economy: Japan
Stuck in neutral

Ребалансировка мировой экономики: Япония
Застрявшие на нейтрале

Японии уже много лет не удается сбалансировать свою экономику, это плохо для мира, и еще хуже для ее собственного народа. Эта статья последняя в нашей серии.

Нигде в развитых странах у граждан так мало выходных как в Японии. Неудивительно, что когда на этой неделе, миллионы людей покинули город для ежегодного паломничества в деревни, где они должны почтить души своих предков, многие из них скорее всего застряли в 40-мильных пробках на шоссе, проклиная летнюю жару.

Такие страдания являются обычным делом во время буддийского фестиваля Обон, но ситуация стала еще хуже в этом году. Одна из государственных агрессивных мер по облегчению экономического кризиса заключается в том, чтобы побудить людей тратить деньги на гостиницы, транспорт, кафе и другие формы досуга. Чтобы сделать это, были сокращены сборы на платных дорогах до почти одной десятой от их нормального уровня, это разумеется привлекло еще большее число людей на и без того перегруженные газами и гневом дороги.

Это не первый раз, когда японские лидеры пытаются подчеркнуть положительные стороны жизни в Японии для укрепления внутренней экономики и уменьшения ее уязвимости перед капризами мировой торговли. В 1986 году, когда разрастающийся японский профицит был огромным источником напряженности в Америке, the Maekawa report, подготовленный группой японских специалистов, проповедовал добродетели большего свободного времени в качестве средства для трудоголиков, чтобы они не сдерживали себя и тратили, тратили, тратили.

Но этого так никогда и не случилось. Взамен Япония припадала миру в конце 1980-х годов урок о том, как сложно сбалансировать экономику. Сначала она успокоила Америку и уравняла свои торговые балансы за счет повышения стоимости иены. Но, как только курс доллара стал свободным, японцы изменили свою политику и снизили процентные ставки, это привело к росту расходов по всем направлениям от членства в гольф-клубе дома до растранжиривания средств на здания в Манхэттене. Дешевый кредит имел эффект в разжигании огромного пузыря на фондовом и земельном рынке, в конце концов это привело к катастрофическими последствиями в 1990-х годах и в последующий период.

Перемотаем картинку на десятилетия вперед, и в Японии уже положительное сальдо выше, чем когда-либо, достигающее рекордных 4,8% ВВП в 2007 году (см. диаграмму 1). Это объясняется тем, что воздействие внешней торговли на рост экономики все еще намного больше, чем во многих других, более открытых экономиках. Темпы роста экспорта увеличились с 4% в год в течении 1992-2002 гг. до почти 10% в год за период 2002-07 гг. Данные ОЭСР показывают, что вклад внешней торговли в рост ВВП в эти годы в Японии был выше, чем в Германии. Часть прибылей крупных экспортеров продававших во время эпохи дешевых кредитов на Запад автомобили Lexus, видеоприставки, телевизоры с плоским экраном была направлена обратно на строительство заводов и новые технологии у себя дома, что также способствовало дополнительному ускорению роста. По оценкам ОЭСР, экспортные отрасли создавали приблизительно одну треть годового объема производства в докризисные годы.

Профицит текущего счета, который сохранялся на протяжении почти трех последних десятилетий, независимо от того была ли иена сильной или слабой, свидетельствует о структурной, а не циклической проблеме. В недавнем докладе об Азиатских дисбалансах Morgan Stanley говорится о том, что в ходе периода бума-спада с начала 1980-х годов, инвестиции последовательно были меньше накоплений (см. диаграмму 2). Домохозяйства, которые считаются основными сберегателями для Японии, стали откладывать гораздо меньше в период до начала финансового кризиса, так как сочетание низких темпов роста заработной платы и старение населения заставили их потратиться: ставка сбережений упала с уровня выше 10% в 1990-х годах до около 2,2% в 2007 году. Однако страна по-прежнему тратит меньше, чем она получает потому, что экспортеры откладывают часть своих прибылей про запас.

Сочетание факторов удерживает внутренний спрос ниже потенциально возможного. Японские рабочие получили меньше выгод от недавнего экспортного бума, чем когда-либо раньше: ОЭСР заявляет, что их доля в ВВП снизилась с пикового значения в 73% в 1999 году до 65% в 2007 году. Японская уродливая демография, с сокращением населения трудоспособного возраста и растущей долей стариков, способствует понижательному давлению на заработную плату. Более высокооплачиваемые работники уходят на пенсию и заменяются низкооплачиваемыми молодыми, которые и занижают среднюю заработную плату. Пенсионеры же не могут тратить свободно, как могли бы, из-за неопределенности в отношении правительства к государственной пенсии.

Две другие тенденции в экономике также тянут вниз зарплаты, и, следовательно, потребительские расходы. Во-первых, Япония страдает от вопиющего разрыва между крупными фирмами, которые являются весьма прибыльным, и маленькими. По данным МВФ, последние продолжают бороться с наследием долгового кризиса в 1990-х годах. Хотя они обеспечивают около 70% рабочих мест в Японии, их доходы слишком скудны, чтобы финансировать увеличение заработной платы (см. диаграмму 3).

Во-вторых, в промышленности, существует большой разрыв между профсоюзными работниками, которые пользуются высокой заработной платой, премиями и страхованием от безработицы, и "нерегулярными" работниками. В период до кризиса число последних выросло до одной трети от общей рабочей силы, так фирмы стремятся к большей гибкости в условиях конкуренции со стороны дешевой рабочей силы соперников по Азии. Это изменение привело к падению заработной платы в 2007 году, даже несмотря на то, что экономика работала в условиях почти полной занятости. Это зарплатное давление означает, что рост в стране за последние пять лет перед кризисом - самый длинный в послевоенной истории Японии - оказал очень маленькое влияние на среднюю семью. За пять лет до 2007 года реальное частное потребление росло на 1,1% в год, таким же темпом оно увеличивалось во время "потерянного десятилетия" в 1990-х годах. Это больше, чем в Германии, но гораздо меньше, чем в Америке, где потребительские расходы росли почти в три раза быстрее.




Ассимтеричная этика

Почему же японская экономика столь искривлена? Объяснение того, почему японцы традиционные экспортеры включает следующие факторы: государственная поддержка торговли и промышленности (связь между крупным бизнесом, правящей партией и государственными служащими известная как "железный треугольник"), сильное чувство совместной миссии среди работников фирм, и внимание к деталям, которое позволяет Японии производить высоко качественные товары.

Неприятие расходов (aversion to spending) также имеет глубокие корни. Ричард Ку, главный экономист the Nomura Research Institute считает, что внутренний спрос ограничивается уважением к напряженной работе, которая приковывает людей к их рабочим местам, вместо того чтобы давать им некоторую свободу самовыражения и удовлетворения в магазинах или на отдыхе. Еще одна структурная проблема заключается в том, как японцы сберегают для перестройки своих домов каждые 15 лет или около того. Это наследие веков землетрясений и пожаров в Японии, но оно не позволяет осуществлять расточительных улучшений дома в американском стиле.

Существует также нежелание занимать. Потребители редко переносят долг с одной кредитной карты на другую. Малый бизнес до сих пор выплачивает займы от предыдущего кризиса; банки избегают кредитования из-за нынешнего. Катсуюки Хасэгава (Katsuyuki Hasegawa), главный экономист Mizuho Research Institute, говорит об анти-долговой культуре, как глубоко укоренившейся. "Люди не любят заимствования. Они просто любят выплаты".

Кризис ударил по Японии в 2008 году, как ожидается, он приведет к сокращению ВВП по меньшей мере на 5% в этом году, и скорее всего люди станут еще более осторожными. Обвал экспорт сначала затронул "Тойоту" и других крупных автопроизводителей, но быстро распространился вниз по цепочке по всей отечественной экономике. Раз нет прибылей, значит нет и инвестиций. Уровень безработицы подскочил с 3,8% в октябре до 5,4% в июне - это, безусловно, не так высоко, как в Америке и Европе, но тем не менее, способствует еще одному падению заработной платы. В связи с этим резкое сокращение текущего профицита до 1,4% ВВП в первом квартале не стоит праздновать.

В краткосрочной перспективе японский путь выхода из кризиса является известным. Правительство приняло один из наиболее агрессивных фискальных стимул-пакетов в богатом мире. Надежды возлагали на подъем экспорта в Китай, как только он восстановится. 17 августа в Японии, как ожидается, выйдет релиз о первом росте ВВП за последние пять кварталов.

Но в долгосрочной перспективе восстановления равновесия в экономике является наилучшим способом обеспечить высокие темпы роста. Это особенно важно для Японии, поскольку на ней лежит самый большой государственный долг в развитом мире, 180% по отношению к ВВП, наследие лет реанимации умирающей экономики.

Долг будет расти еще выше, так как будут расти расходы на пожилых людей, что повышает возможность возникновения финансового кризиса, если японцы откажутся от финансирования привычки их правительства к заимствованиям. (До сих пор доходность японских облигаций росла меньше чем в других кризисных странах, таких как Америка и Англия, отчасти потому, что большая часть задолженности находится дома, но МВФ предупреждает о том, что Япония будет весьма уязвима при потере доверия в устойчивости государственного долга.)

В конечном счете налоги будут увеличиваться, чтобы покрывать эти долги. Но лучший способ обеспечить развитие и не бросить экономику в другой спад, заключается в том, чтобы способствовать более равномерному восстановлению, в котором сектором услуг будет играть большую роль. Такие сектора - как розничная торговли, строительство, парикмахеры и т.п. - настолько неэффективны, что согласно данным ОЭСР, именно они обвалили рост производительности труда в целом в стране с 4% в бум 1976-89 годов, до 2 % между 1999 и 2004 годами. Только публичные дома, как представляется, работают очень хорошо. В недавнем докладе Банка Японии показан рост их числа в целом депрессивном северном городе Саппоро. Напротив столовые и забегаловки массово закрываются.

ОЭСР в прошлом году попытался объяснить почему сфера услуг настолько плоха в Японии. Исследования и разработки (R&D) в сфере услуг были незначительными по сравнению с общим объемом R&D, лишь одна четверть от американских R&D в секторе услуг. Конкуренции среди компаний нет, очень высок уровнем концентрации и барьеры для новых участников. Информационные технологии в сфере услуг применяются плохо, что весьма удивительно для такой продвинутой в технологическом плане страны. В тоже время транснациональные корпорации считают необычайно трудным создание японских филиалов в таких областях, как телекоммуникации или путешествия, из-за инвестиционных ограничений и нормативных барьеров. Но еще более поражает другой факт, из которого следует что Японии необходимо поощрять дерегулирование и далее: ОЭСР было установлено, что рост производительности труда среди тех иностранных фирм, которые вышли на японский рынок превышал в 1,8 раза средний показатель по стране.

По оценкам правительства, население трудоспособного возраста может сократиться на 9% в течение следующего десятилетия, тогда стремление к повышению производительности труда станет насущной необходимостью. Этот поиск будет иметь свои недостатки: реструктуризация потребует сокращения рабочих мест в ряде предприятий. Но освобожденная сфера услуг в конечном итоге будет создать рост зарплат. Без этого общий уровень жизни будет страдать.

Одним из наиболее разумных путей для достижения более высокой производительности будет вырубка леса правил и норм, которые окружают сектор услуг, защищая их от конкуренции во имя контроля качества. Сельское хозяйство может быть либерализован, также как и другие сильно защищенные части экономики, такие как энергетика, транспорт, здравоохранение и образование. Политика, направленная на поощрение инвестиций, как иностранных, так и внутренних, тоже должна этому способствовать.

Выборы грешников

Но в преддверии всеобщих выборов 30 августа, а голосование может положить конец 54-летнему почти непрерывному правлению Либерально-демократической партии, мало говориться о перебалансировке экономики. Напротив, политики все еще похоже, зациклены на экспорт, на этот раз, направленный на быстрое расширение в регионы с низким уровнем маржи такие, как Китай, а не Америка. Существуют также разговоры о повторном регулировании заработной платы посредством ограничения найма нерегулярных работников в обрабатывающей промышленности.

Одной избирательной риторики недостаточно для бурного роста такого гиганта, каким по-прежнему является Япония, вторая в мире по размеру экономика, может быть. Также политики не дают японцам много оснований для оптимизма, что ситуация с днями напряженной работы и скромной оплаты будет получать какие-либо улучшения. Несмотря на пробки, проводя часть из своих семи дней ежегодного отпуска благоговея перед прошлым, японцы получают больше удовольствия, чем думая о будущем.

japan, перевод, economic kitchen, crunch

Previous post Next post
Up