Это перевод статьи
Fiscal policy again? A rebuttal to Mr Krugman с портала
VOXАвтор которой
Keiichiro Kobayashi Фискальные стимулы являются необходимым временным обезболивающим для мировой экономики, но их одних недостаточно для того, чтобы поставить ее на путь восстановления. Эта заметка утверждает, что некоторые экономисты - возглавляемые Полом Кругманом - возлагают слишком большие надежды на последствия бюджетного стимула, и закрывают глаза на беспорядок связанный с плохой задолженностью. Строгая проверка и оценка банковских активов финансовыми регуляторами, а затем достаточно большие вливания капитала за счет налогоплательщиков, являются единственным эффективным средством очистки от угнетающей неопределенности.
В начале апреля на встрече руководителей стран G20 в Лондоне было принято решение о глобальных бюджетных расходах в размере 5 триллионов долларов. Это необходимо, но недостаточно для возобновления роста мировой экономики.
Мы не можем спасти мировую экономику и успокоить рынки до тех пор, пока США и Европа не очистят балансы своих финансовых институтов агрессивно удаляя плохие активы, о чем я уже писал в своей статье на Vox в начале этого месяца (
оригинальная версия,
мой перевод). Нобелевский лауреат и обозреватель Нью-Йорк Таймс Пол Кругман
сделал запись с моими доводами в своем блоге, но он, кажется, упустили один важный момент. Вопрос заключается в том является ли стабилизация банков необходимым условием для обеспечения устойчивого подъема. От ответа на него зависит всеобщая программа усилий по восстановлению.
Опасность приоритета для фискальной политики
Американские и европейские экономисты - возглавляемые Кругманом - недавно обнаружили тревожную тенденцию возлагать слишком большие надежды на последствия финансового стимула, и закрывать глаза на бардак с плохими долгами.
В рамках этого подхода Кругман цитирует выдержку из моей колонки для Vox где говорится, что японский фондовый рынок и экономика подскочили только после того, как банки были очищены, особенно после того как процесс расчистки плохих долгов ускорился благодаря временной национализаций главных проблемных банков и создания the Industrial Revitalisation Corp. Японское правительство в 1990-е годы осуществляло щедрые инъекции капитала в банковскую систему без жестких проверок активов и раздовало слонов ничего не делая для временного облегчения ситуации.
Кругман не согласен с моей интерпретации событий. Он пишет: "У меня есть одна проблема. Очень трудно, глядя на данные, увидеть большую роль банковской реформы в востановлении Японии." Он утверждает, что японский подъем в 2003-2007 гг. был обусловлен экспортным бумом.
Это в полной мере соответствует позиции Кругмана в течение последнего года. Он постоянно подчеркивает необходимость агрессивного расширения фискальной политики для победы над глобальным финансовым кризисом. Его замечания по поводу моего очерка обнаруживают желание отвлечь внимание американской общественности от головной боли вызываемой плохими активами и переориентировать на важность государственных расходов. Но его аргументация также имеет ряд недостатков.
Почему экспорт помог в 2003, но не сработал в конце 90-х?
Действительно экспорт в значительной степени способствовал экономическому подъему, который начался в Японии в 2003 году. Но в конце 1990-х годов у крупных торговых партнеров Японии - США и Китая - наблюдались высокие темпы роста, что значительно повышало спрос на японские изделия. Очевидно, что было много возможностей для роста японского экспорта в этот период. Почему же Япония провалилась в попытке вернуться к экспортно-ориентированной экономике в конце 1990-х годов? Ответ заключается в разной ситуации с долгами в конце 1990-х годов и 2003 года - между двумя волнами спроса на экспорт Япония разобралась с проблемой плохой задолженности. Иными словами экспортно-ориентированный рост являлся необходимым, но недостаточным условием для восстановления.
Плохие долги задушили зарождающийся бум в конце 90-х
В конце 1990-х годов японская банковская система страдала от гигантских размеров невозвращенных кредитов. Предприятия и домашние хозяйства действовали в мучительных условиях неопределенности и тревоги. Ситуация сжимала экономическую активность, что приволо к невозможности воспользоваться шансом нарастить экспорт. Серия неудач среди крупнейших финансовых учреждений в период с ноября 1997 по 1998 год усугубила спад. Между тем историческое обесценение иены в течение этого периода должно было содействовать экспорту и экономическому росту, но этого не произошло из-за банковского кризиса.
В 2003 году чистка плохих долгов шла уже полным ходом, и рыночные опасения были смягчены. Это оживление экономической активности вызвало рост экспорта. Можно смело сказать, что устранение плохих долгов заложило основу для японского экспортного роста.
Нужна политическая воля для решения проблем плохих долгов
Утилизация безнадежных займов требует сильной политической воли и строгой оценки активов. Национальный консенсус и значительная политическая энергия имеют жизненно важное значение при выполнении этой работы. Что не следует делать так это ликвидировать жизнеспособную экономическую деятельность; вместо этого необходимо избавиться от неопределенности окружающей плохие активы (я не сторонник простой ликвидации как в 1930-х).
Строгая проверка и оценка банковских активов финансовыми регуляторами, а затем достаточные вливания налогоплательщиков в капитал, как мне кажется, являются единственным эффективным средством очистки от угнетающей неопределенности.
Государственные проверки имеют жизненно важное значение, поскольку рыночные силы не в состоянии разобраться с хаосом плохих долгов. Банковские руководители имеют мощный стимул и законную власть для завышения цен при продаже плохих кредитов и связанных с ними активов, в то время как информационная асимметрия, делает для покупателей практически невозможным определить справедливую цену этих активов. Кроме того, банки не заинтересованы в продаже плохих активов за очень низкую цену до тех пор, пока фискальная и денежно-кредитная политика поддерживают финансовую систему, то есть правительство продолжает действовать в качестве банка банков.
Неверный сигнал
Если Кругман - который получил Нобелевскую премию в области экономики в прошлом году и пользуется большим авторитетом - продолжает подчеркивать важность фискального расширения, а необходимость решить проблему плохих активов ставит на второй план, то он дает общественности США предлог, чтобы избежать болезненной работы по захронению токсичных активов.
Его теория о том, что крупные государственные расходы могут спасти положение, вводит граждан США в заблуждение, тем самым делая невозможным создание твердого политического единства, необходимого для устранения плохих активов.
Это приведет к значительной задержке чистки балансов США, которая, в свою очередь, задержит восстановление мировой экономики.
Почему сейчас столько внимания фискальному расширению?
В соответствии со стандартной экономической теорей, финансово-бюджетное стимулирование работает хорошо, когда существуют жесткие номинальные цены, но это условие не имеет ничего общего с нынешним финансовым кризисом. Западные экономисты утверждают, что массовые бюджетные расходы рассеют пессимизм, который сейчас преобладает на рынках, а также создадут оптимистичные ожидания. Это, они предполагают, будет толкать вверх цены на активы. Все это напоминает теорию относительно эффективности фискального расширения в качестве инструмента для борьбы с экономическим спадом, которую излагал Джон Мейнард Кейнс во время Великой Депрессии в 1930-х гг.
Современная экономика поддерживает идею о том, что широкое распространение оптимистичных ожиданий способствует экономическому подъему. Но еще не доказано, что крупномасштабное фискальное расширение создает эти ожидания (или причины для роста цен активов). В самом деле, Кругман является лишь одним из многих всемирно признанных экономистов, утверждающих, что бюджетные расходы стимулирующие спрос, например такие, как проекты в области общественных работ - но не для удаления плохих активов - могут изменить макроэкономические ожидания. Трудно понять почему они придерживаются такой сомнительной теории, когда им в полной мере ясен тот факт, что она не имеет теоретически надежной основы.
Уроки Японии
В Японии в настоящее время рассматривают еще 15 трлн иен бюджетных расходов на меры экономического стимулирования. Если США не сделают каких-либо попыток к расчистке своих плохих активов, нет никакой надежды на полноценное восстановление мировой экономики. Если единственный ответ на кризис японского правительства заключается в том, чтобы увеличить расходы - тем самым следуя по стопам США - это может в конечном итоге привести к отрицательным последствиям, что усилит нежелание Америки решать реальные проблемы плохих кредитов.
Для Японии такой подход не приведет ни к чему кроме ошеломляющего государственного долга, уже наибольшего среди крупных промышленно развитых государств. Япония должна помнить уроки своих прошлых ошибок, по-прежнему призывать США принять все усилия для полной очистки финансовой системы от плохих долгов.
(От себя: Я согласен с японцем в том что риск вынести все деньги в пустую огромен. Чем дольше времени с момента осуществелния расходов проходит, тем больше риск (растут бюджетные дефициты, госдолги, резервы проедаются, вот в КНР выдают кредиты). В данном случае часики условно на стороне кризиса. И почему это государство не должно экономить как и все? Прийти к пропасти с пустыми карманами не есть вери гуд, если конечно ты в нее не собрался прыгнуть. Я это к тому, что если вторая волна будет осенью, то лучше б Минфин и ЦБ затянули пояса, а кто из щенят выплывет там видно будет...)