785. Понтомания

May 01, 2021 15:43


Источник: https://anlazz.livejournal.com/581643.html

….сильно распространенное явление: на любую информацию о советском времени отвечать отсылкой к тому, что "в магазинах ничего не было". И, напротив, на любые претензии к современной РФ заявлять: "в магазинах всего полно, какой кризис".

То есть, для позднесоветского/постсоветского человека даже мысли не возникает о том, что ужас может быть при забитых едой магазинах.

И не только ужас - может быть реальный голод, наподобие того, что был во время Великой Депрессии в США. (Когда миллионы людей стояли в очередях за жидким бесплатным супом, а миллионы тонн еды уничтожались по причине нераскупленности.) Или как происходило в той же Российской Империи каждые 10 лет. (Как, впрочем, и любой другой стране с господствующим традиционным крестьянским хозяйством.)
Подобная "магазинофилия" может показаться странной. Однако на самом деле она вполне объяснима: дело в том, что практически все обитатели постсоветского пространства находятся в рамках "демонстрационной парадигмы". Согласно которой главная цель человека - это демонстрация понтов. О том, почему так происходит, надо говорить уже отдельно, хотя, конечно, об этом писалось уже не раз. (Если кратко, то смысл "понтов" - напугать противника и получить от этого преимущество в конкурентной борьбе.) Поэтому тут можно сказать только то, что в рамках "понтономики" важным оказывается именно возможность приобретения товаров, а не их использование.
Дело в том, что при наличии конкуренции важным оказывается не сам предмет, а факт им обладания. Который позволяет продемонстрировать свое высокое положение в социуме. (Даже если речь идет о банальном унитазе: если я могу его купить, то я не лох! А если ни у кого унитазов вообще нет, то я и без унитаза не лох. Но вот если они есть у всех - а у меня нет (скажем, сломался) - то я самый позорный лошара на свете!) Более того, даже если купить товар не на что, то это состояние в условиях конкуренции выглядит менее неприятным, нежели невозможность покупки вообще. Поскольку оно позволяет строит "стратегии победы" - скажем, взять в кредит, выпросить, украсть, наконец, заработать (в крайнем случае) деньги. Тогда, как "пустые полки" не позволяют строить "стратегии конкурентной борьбы" вообще.

культура, текущее, политика, СССР

Previous post Next post
Up