Про мышление антисоветчиков: культ Святого Магазина

Feb 25, 2021 19:00


В топе ЖЖ увидел пост, посвященный ... магазину сантехники в дореволюционной России . С соответствующим комментарием о том, что "В СССР не то что подобных салонов не было, тогда сантехнику было просто-напросто запрещено свободно продавать", ну и с восхищением представленным ассортиментом.

Разумеется, первые мысли было о том, что это такой странный троллинг - в том смысле, что до 1917 года число домов, подключенных к канализации-водопроводу было минимальным. Скажем, протяженность канализационной сети в России 1917 года составляла 1700 км. Для сравнения - в 1932 году уже 3400 (в 2 раза больше), а в 1950 - 8100 км. И это еще до начала массового индустриального строительства, во время которого происходила очень быстрая застройка зданиями, с самого начала спроектированными с подключением к коммунальным сетям. (Число же городов, оборудованных канализацией - которое выросло за это время с 23 до 250, т.е. в 10 раз.)

Но на самом деле это, конечно, был не троллинг - автор данного поста все это говорил на полном серьезе. Равно - как на полном серьезе отвечали ему комментаторы, приводя свои "примеры убогой советской жизни". И хотя понятно, что "фото-хистори" - это, по умолчанию, антисоветская помойка. (Как и большая часть т.н. "сообществ" в соцсетях.) Но, все равно, смотрится это крайне странно. В том смысле, что взрослые, в общем-то, люди на самом деле верят то, что красивые витрины магазинов в действительности что-то значат.

Кстати, примеров, подобных приводимому, много: помню, лет семь-десять назад такую же реакцию вызвала публикация ... дореволюционной рекламы продаж автомобилей. В том смысле, что чуть ли не каждый второй комментатор восхищался тем, что в 1910 годах можно было купить "Пежо" или "Фиат" - а вот "в совке 1980 года машин в свободной продаже никогда не было". И тот факт, что дореволюционный автопарк исчислялся тысячами - скажем, в 1917 году в стране было всего 12,3 тыс. машин всех марок и назначений - а в СССР 1980 года их были десятки миллионов - никого не останавливало. "Нельзя купить - и все тут!"

На самом деле это очень сильно распространенное явление: на любую информацию о советском времени отвечать отсылкой к тому, что "в магазинах ничего не было". И, напротив, на любые претензии к современной РФ заявлять: "в магазинах всего полно, какой кризис". Впрочем, это касается не только СССР: скажем, русофобы любят выставлять фото "пустых прилавков" ... уже в РФ. (С заявлениями: "смотрите, еды нет, значит сраная Рашка катится..." ну, сами понимаете, куда.) И наоборот: "антизападники-патриоты" периодически выкладывают "пустые прилавки" уже в США-Европе. (Скажем, когда в прошлом году там раскупили всю туалетную бумагу, об этом любили ехидно писать в российских соцсетях.)

То есть, для позднесоветского/постсоветского человека даже мысли не возникает о том, что ужас может быть при забитых едой магазинах. И не только ужас - может быть реальный голод, наподобие того, что был во время Великой Депрессии в США. (Когда миллионы людей стояли в очередях за жидким бесплатным супом, а миллионы тонн еды уничтожались по причине нераскупленности.) Или как происходило в той же Российской Империи каждые 10 лет. (Как, впрочем, и любой другой стране с господствующим традиционным крестьянским хозяйством.)

Подобная "магазинофилия" может показаться странной. Однако на самом деле она вполне объяснима: дело в том, что практически все обитатели постсоветского пространства находятся в рамках "демонстрационной парадигмы". Согласно которой главная цель человека - это демонстрация понтов. О том, почему так происходит, надо говорить уже отдельно, хотя, конечно, об этом писалось уже не раз. (Если кратко, то смысл "понтов" - напугать противника и получить от этого преимущество в конкурентной борьбе.) Поэтому тут можно сказать только то, что в рамках "понтономики" важным оказывается именно возможность приобретения товаров, а не их использование.

Дело в том, что при наличии конкуренции важным оказывается не сам предмет, а факт им обладания. Который позволяет продемонстрировать свое высокое положение в социуме. (Даже если речь идет о банальном унитазе: если я могу его купить, то я не лох! А если ни у кого унитазов вообще нет, то я и без унитаза не лох. Но вот если они есть у всех - а у меня нет (скажем, сломался) - то я самый позорный лошара на свете!) Более того, даже если купить товар не на что, то это состояние в условиях конкуренции выглядит менее неприятным, нежели невозможность покупки вообще. Поскольку оно позволяет строит "стратегии победы" - скажем, взять в кредит, выпросить, украсть, наконец, заработать (в крайнем случае) деньги. Тогда, как "пустые полки" не позволяют строить "стратегии конкурентной борьбы" вообще.

Впрочем, обо всем этом надо будет говорить уже отдельно. Тут же можно только отметить, что антисоветский "культ Святого Магазина" очевидным образом свидетельствует о конкурентности позднесоветского и постсоветского общества. Такая вот, понимаете, загогулина...

постсоветизм, прикладная мифология, правое мышление, антисоветизм

Previous post Next post
Up