Почему мы много говорим про Лужкова? Потому что любой мэр Москвы - фигура очень значимая. ВВП столицы составляет 15-25%% от ВВП страны. Поэтому любые "абрамовичи" и даже "гейтсы" - бедненькие пигмеи рядом с главой Москвы. В распоряжении мэра и "живых" денег, и всякого имущества (недвижимость, земля и всякая "мелочь") на порядок больше, чем у любого миллиардера. Это, конечно, не его собственность, но в его "распоряжении" - особенно с учетом концентрации власти. В Москве эта концентрация гораздо больше, чем в стране. Такое положение временами позволяло Лужкову "биться" с центром почти на равных.
Про Лужкова есть что сказать хорошего.
Мне вот этот памятник Петру 1 категорически нравится. А что москвичи его много критикуют - так это от столичного гонора и выпендрёжа. (Знакомые ленинградцы сразу говорили: "Так откажитесь, откажитесь! Нам в Питер он очень подойдёт!") Но тут, конечно, заслуга Лужкова не 100-процентная - скульптор тоже "виноват". А вот музей "Музеон", который находится совсем рядом с Петром, это полностью заслуга мэра.
Музеон - это музей с большой буквы. Эклектическая мешанина памяти и разношерстного искусства просто прекрасна - в эстетическом и воспитательном смысле. К большущему сожалению, в последние годы Музеон подвергли "ретушированию" - стало заметно хуже. Но это претензия не к Лужкову. С этим Музеоном он попал в яблочко. (Крымская набережная: Петр, Музеон, филиал Третьяковки, раскладка живых картин - лучшее место в Москве. Кто не был, тот не прав.)
Еще Лужков строил гораздо правильнее, чем Собянин. По этому поводу я подробно
вывешивался около года назад. Нынешнее строительство в Москве происходит гораздо хуже, с точки зрения экономики и комфортности для жителей. Я в прошлый раз объяснял это и на примере вестибюлей метро. В частности, имел в виду и М. "Варшавская". Ситуация там стала еще более показательной. Отремонтировали вестибюль, а через несколько месяцев станцию закрыли на несколько лет - её теперь встраивают в новое кольцо. Разве не замечательное планирование? Отремонтировать - и сразу начать реконструкцию? Много денег можно "закопать" с таким-то подходом. И заметим, что про удобство жителей явно никто не думал. Лужковские стройки были явно удобнее для людей.
Есть еще немало тем и примеров, в которых Лужков выглядит положительным героем. Но каждая из них содержит такое "но", что причислять их к заслугам бывшего мэра никак не хочется. В
следующий раз.