Кинопремьерное начала 2013. Часть первая.

Jun 14, 2013 00:16

Давно я не писала ни о чём - нет, я жива, здорова, как всегда ленива, но главное - у меня куча дел и событий, о которых, добавь мне, Провидение, сил написать, позднее. На сей раз куча подождёт, тем более что речь пойдёт о нежно любимом мной кинематографе, и ещё раз тем более с учётом того, что моими гиперпредвзятыми и кошмарно-субъективными рецензиями уже давно «наслаждается» публика КиноПоиска. Исправляю досадное упущение и невнимание к своему ЖеЖе, и вообще исправляюсь))))
Начну разгребание кинозавалов и закромов с посещений премьер ещё аж зимней давности.




Охотники на ведьм / Hansel & Gretel: Witch Hunters

«Кончились времена охоты на ведьм - теперь ведьмы охотятся на нас/»
Ещё один мистический сказочный боевик с потрясающими в своей неправдоподобной умопомрачительности спецэффектами, с брутальными в своей несгибаемой вере в правду и истинное добро героями, с правильно расставленными акцентами морали, бодрым сюжетом и позитивным зарядом. Любимые со сказочного детства Ганс и Грета после встречи с глазурно-пряничным домиком, затерянным в лесах, и обитающим в нём абсолютным злом, выстояли, выдержали и выросли. Они научились делать сальто в воздухе, облачились в кожаные спецодежды, вооружились арбалетами и знаниями о зле, вредящем человечеству, и стали наёмниками, безжалостно истребляющими ведьм недрогнувшей рукой.
Основная и безусловная ценность этого фильма в том, что он расставляет однозначно верные акценты, спутавшиеся и стёршиеся за последнее время. Колдовство, ведовство, связи с потусторонним - однозначное и безоправдательное зло. И это зло отнюдь не прекрасно, не заманчиво, не привлекательно, не романтично. Оно отталкивающе и уродливо, не только извращает душу, но и внешность. Ведьмы - это не прекрасные роковые красавицы, а кошмарные нелюди, с гниющими дёснами, крючковатым носом и удлинённым подбородком, покрытые бородавками. И это их истинная сущность, потому что любой вред, наносимый человеку - это преступление, которое клеймит ведьму позором уродства, и оно навсегда отлучает её от людей, добра, прощения и пощады. За одно только это фильм заслуживает положительной и высокой оценки, он как бы возвращает нас к изначальным фольклорным истокам, которые незаслуженно стали искажаться и забываться.
Неуместно в подобном фильме говорить об актёрской игре /ибо не на этом вовсе он основан/, но мне очень понравился актёрский состав. Колоритными вышли характеры Гензеля/Джереми Реннер и Гретель/Джемма Артертон, они понравились своей целостностью, верностью, преданностью, мужеством, обаянием, какой-то безусловной положительностью. Очень характерной, статной, коварной вышла героиня Фамке Янссен, одним словом, настоящая ведьма.
Динамизм фильма заставляет цепенеть в буквальном смысле: свистят стрелы-пули, летят щепки, мелькают спины-руки-ноги в прыжках-подскоках-кувырках - всё очень бодренько и реально, настолько, что вот-вот тебя зацепит. Работа гримёров вызывает просто восторг: вопреки мнению многих о карикатурности образов ведьм, скажу лишь, что они выглядят именно так, какими предстают при прочтении страшных сказок. А уж как лицо героини Фамке Янссен на глазах преображается - просто дух захватывает.
Подводя итог, «Охотники на ведьм» - весьма неплохой сказочный экшн с элементами треша, который вполне способен скрасить вечер, безусловно, не наполняя его сверхинтеллектуальным содержанием, но и не нервируя при этом чумовым хоррором.


Тепло наших тел / Warm Bodies

"И брошу все блага к твоим ногам,
И за тобой одним пойду по свету".
Уильям Шекспир. "Ромео и Джульетта"
«Warm bodies» - фильм с совершенно необыкновенными для меня фабулой и подтекстом. Лишь только его анонсировали, как я, уподобляясь известному персонажу, вопрошала, «но, чёрт возьми, КАК?». Романтические взаимоотношения человека со всякого рода нечистью - тема уже всячески убитая и растоптанная как в кино, так и в литературе. Мумии были, демоны и чудовища были, сказочные принцы с принцессами тоже были, даже мультяшные персонажи и те встречались, а также романтические и не очень привидения, ведьмы и колдуны, конечно же оборотни, а про вампиров даже и говорить не стоит. Но зомби, эти отвратительные, разлагающиеся ходячие мертвецы? Да, пожалуй, персонажа достойнее и импозантнее зомби в качестве героя-любовника ещё поискать надо. Интрига росла как на дрожжах, а я боялась даже на секунду вообразить заявленный перфоманс романтики на фоне зомби-апокалипсиса с участием существа, мычащего «Мозги-и-и-и!» и теряющего на ходу конечности в главной роли. С ужасом мыслилась какая-то особая редкая форма извращённой некрофилии или ещё чего похуже, что собирались показать зрителю с широких экранов. Не выдержав накала интриги и любопытства, я обратилась к литературному первоисточнику, который несказанно разочаровал: снулые, квёлые аморфные герои, ладно зомби (им положено), но люди, вяленько ведущие свою якобы борьбу за выживание. Всё сплошь пронизано унынием и гамлетовским вопросом «быть или не быть», причём он не раздирает их на части, а скучно покусывает. Серенькая, как моросящий дождь, нудная история, переполненная однообразными, плаксивыми сожалениями.
И всё-таки повторюсь, что «Тепло наших тел» - фильм необыкновенный. И не только и не столько потому, что он превзошёл первоисточник. Наполненный иронией, сарказмом и сатирой, он расцветил и преобразил всю эту мертвечину, делая её живее всех живых. Зомби Р (которого очень здорово воплотил Николас Холт) и его старший приятель М/Роб Кордри однозначно дополнили своими образами галерею харизматичных представителей нечисти. Конечно, они вырвались за рамки представлений о представителях их жанра - вот вам немыслимое и невообразимое - обаятельные зомби, динамичные, изменчивые, способные быть лучше самих людей. Сильная составляющая фильма - музыкальное оформление. Наблюдать за тем, как зомби Р ставит пластинки в своём самолёте, пытаясь успокоить и развлечь девушку, как он дёргается под эту зажигательную мелодию, внимая ей и пропуская её через себя… есть в этом что-то неописуемое: уморительное, трогательное и, вместе с тем, очень заразительное и жизнеутверждающее. В который раз я убеждаюсь, что главное в фильме, не что, а как. В отличие от книжного варианта, экранная Джули/Тереза Палмер очень понравилась: избавленная от совершенно лишних и мешающих, извращённо-противоестественных и скучных внутренних монологов, её образ ожил и расцветился непосредственностью, юношеским максимализмом, бунтарством и сильным стремлением жить. Она весёлая, любопытная, упрямая.
Понравилось и варьирование классических сюжетов: это, безусловно, и некая сатира, и насмешка над традициями, стереотипами, эталонами, а также, новое слово, другой, может, и неожиданный угол их рассмотрения, но нисколько при этом их не марающий и не порочащий. Это и притягательно - под свежим взглядом давно привычное смотрится свежо и ново. Многие отмечали шекспировские мотивы и в именах главных героев, и в сцене, не побоюсь этого слова, томления зомби Р под балконом Джули, презревшего все таящиеся для него опасности нахождения на территории возлюбленной. Мотив «Красотки» в умопомрачительно-комичной сцене многократных попыток хоть как-то приукрасить-преобразить-перекрасить главного героя перед тем, как он предстанет пред отцовские очи. И, конечно же, вариации на тему «Красавицы и чудовища» и «Спящей красавицы» - преображения и возрождения, великой силы чувства и истинной любви, устраняющей все препятствия, торжествующей над смертью, излечивающей и несущей добро, свет и радость. Как в сказке, как в жизни, как должно быть.
Подводя итог, скажу, что «Тепло наших тел» - это не фильм жанра зомби-хоррор, это фильм для тех, кто умеет посмотреть со стороны, принимать неожиданное и не бояться, и улыбаться новому.


Прекрасные создания / Beautiful Creatures

"Ах, смертные. Я завидую вам. Вы думаете, что можете изменять свой мир. Ускорять и останавливать Вселенную.
Исправлять прошлые события, которые случались задолго до вашего рождения.
Вы великолепны! Вы прекрасные создания." Ками Гарсия, Маргарет Штоль.
И всё-таки случается так, что фильм, на который идёшь в кинозал просто от скуки, уже заранее ничего хорошего не предвкушая, неожиданно приятно тебя удивляет. Так случилось с «Прекрасными созданиями» и историей о Лене Дюкейн, наделённой сверхъестественными колдовскими способностями, сражающейся с родовым проклятием и испытывающую чувство к простому смертному. Подобная аннотация к фильму, по мне так служит антирекламой, заставляя закатить глаза и состроить скучающую физиономию. Ещё одна из тысячей историй о «великой и неземной любви», «силах, с которыми лучше не шутить» и «трагическим разрыве со всем человечеством», сразу заочно воспринимающаяся суммой пошлейших штампов и пафосных лиц, необременённых даже простейшей мимикой. Но всё это, к счастью, не про «Прекрасные создания». Так в чём же секрет, ведь сюжет в целом не вышел за рамки традиций подобных фильмов и не дал зрителю абсолютно никаких новых путей и поворотов?
А секрет том, что одну и ту же историю рассказать можно совершенно по-разному. Фильм подан с лёгкостью, простотой и иронией: над сюжетными перипетиями, над героями и их взаимоотношениями и, главное, над жанром как таковым. Здесь нет пафоса, натянутой серьёзности, попыток натужно выродить трагедию вселенского масштаба. Да, всё поверхностно, легко и несерьёзно, с улыбкой над самим собой. В таком ключе и заезженный сюжет воспринимается свежо. И главная находка фильма - его ничем особым не выдающиеся главные герои. Лена и Итан - обычные представители интеллектуальных читающих подростков, беззаботные и естественные, очень похожие на статистических невыдающихся школьников. Оба они, слава богу, не модельной внешности, а Итан даже не капитан школьной команды. Она в меру саркастична-колюча, в меру замкнута, он в меру неуклюж, в меру неспортивен, оттого его карабканья из окна понравившейся ему девушки вызывают столько улыбок, слегка косноязычен в попытках произвести впечатление и вообще обычный простой парень из глубинки, в силу возраста мечтающий фантазёр. Лена и Итан нравятся друг другу, симпатизируют из-за схожести их интересов, они влюблены. Но их отношения, к счастью, не «великая любовь», не Чувство с большой буквы, а простая влюблённость двух подростков, только начинающих открывать для себя мир чувств. Глупо и смешно наблюдать на экране подростков, отчаянно и коряво изображающих всепоглощающую страсть, а чувства этих героев выглядят естественно и реально. Вообще образы Лены и Итана получились такими живыми и милыми, что уже за одно это актёрам можно простить все недочёты их неопытной игры.
Простота и естественность главных героев сполна компенсируется нарочитой гиперболизированностью всего остального. Потому что в остальном в «Прекрасных созданиях» всё «чересчур», «много» и «слишком», и в этом ещё одна замечательная сторона фильма. Буйная, сочная, яркая зелень, в которой, в которой почти в прямом смысле тонет родовой особняк семьи Лены, разрастается, обвивает и душит и сам дом, и обитателей и случайных гостей. Архитектура юга, прежде внушительная, а теперь запущенная, хрупкая и ветхая, она словно помнит времена хлопковых плантаций и рабства - обманчиво кажется, что старомодный особняк готов, как мираж, рассыпаться прах, его внутреннее убранство неожиданно поражает модным стилем и минимализмом. А как колоритен и манерен его главный обитатель - герой Джереми Айронса. Его вычурные, буквально слепящие глаз костюмы, изысканные движения, полные аристократического достоинства - он достоин особого места в портретной галерее героев фильма. А как невероятно притягательна Эмма Томпсон, в одном лице воплотившая две противоположности, сразу двух героинь, балансируя на грани воинствующего упрямого ханжества, прикрывающегося кротостью, и яростного, мстительного безумия. Она неистово бросается из одной крайности в другую, и невозможно сразу угадать, кого ты видишь перед собой. Как здорово вышла у Эмми Россам Ридли, взбалмошная ведьмочка, эпатирующая общественность внешностью и манерами, взрывная и яркая. Как карикатурно и напыщенно выглядит общество захолустного Гатлина, враждебно и прямо даже воинственно отвергающее чужеродные элементы - противные красотки школьницы и их надутые мамаши.
И мне понравился финал с фразой «нет ничего хорошего в любви к смертному» и идеей, что каждому своё и у каждого своя дорога, а вот последний кадр с намёком на вспоминание, на мой взгляд, только подпортил логическое завершение.




Отверженные / Les Misérables

- Папа! Мэри опять поет.
- К сожалению, я сам слышу.
"Гордость и предубеждение"
Этот роман Виктора Гюго - один из самых любимейших, я смотрела и пересматривала неоднократно все доступные мне экранизации, поэтому, разумеется, я ждала последнюю киноверсию «Отверженных», но при этом совсем не ждала мюзикл. На самом деле, я ничего не имею против данного жанра, но в сочетании с этим романом Гюго - не лучшая находка, на мой взгляд. Да простят меня любители голливудского пения, но на протяжении двух с половиной часов действия одолевало желание, чтобы хорошо знакомые герои прекратили столь яростно петь. Вовсе не высказываюсь против, но фильм рассчитан не столько на поклонников самого романа, сколько на любителей мюзиклов.
С первых же кадров действо буквально сразило меня, не сильно подготовленную, наповал грандиозным зрелищем надрывающихся каторжников, то ли от непомерной работы, то ли от хорового пения и какого-то совершенно невообразимого уму грима Хью Джекмана. От неожиданности такой завязки я без преувеличения оправилась не скоро и окончательно поняла, что меня ожидают впереди ещё множественные удивления.
Воспринимая данную экранизацию более чем нейтрально, явная претензия к ней всё же есть - это хронометраж. То, что создатели умудрились впихнуть (другое слово просто сложно подобрать) монументальное многостраничное произведение в два с половиной часа - скорее огорчительно и странно, чем удивительно. И уж тем более не в положительном смысле и никак не в заслугу. Я не отступлюсь от своего мнения, что в сюжетном смысле в итоге получились какие-то пропетые обрезки фрагментов романа в кратком изложении. Вообще так на секундочку попытаться представить, к примеру, «Войну и мир» в двухчасовом изложении, а если ещё и в виде мюзикла, то вообще…
Очень положительно отношусь ко всем актёрам. Поют они, разумеется, каждый в меру своих вокальных способностей, но та работа, которую они проделали, заслуживает безоговорочного уважения. Решиться на такое - уже подвиг, достойный аплодисментов.
В образах своих все актёры хороши. Особенно я бы выделила Аманду Сайфред, которая своим ангельским личиком, златыми кудрями и чистым голоском в лучших традициях Диснея воплотила настоящую живую Козетту, неземное существо. Особенно если вспомнить, как актриса безмятежно порхала по райскому острову в Мамма MIA!, то становится очевидным, что лучше кандидатуры и придумать невозможно. Нельзя не отметить работу Энн Хэтэуэй, хоть мне и представлялась сомнительной её Фантина, результат - выше всяких похвал и ожиданий. Единственные, кто смутил меня, оказались Хелена Бонем Картер и Саша Барон Коэн в виде четы Тенардье. При всей моей любви и уважении к Хелене, и она и Саша словно выпали из той вселенной, в которой существовали и действовали остальные персонажи. По сюжету трактирщик и его жёнушка, попирающие людские законы и мораль, извращающие и пачкающие всё светлое и доброе, скорее воспринимаются как нелюди. Здесь же я увидела каких-то гротескных, комичных персонажей в странных нарядах и с повадками мультяшных героев.
И всё же готова оценить фильм положительно. Хотя бы за столь претенциозную попытку, за такое грандиознейшее зрелище революции, за масштаб и размах, за Виктора Гюго в конце концов.


Тайна перевала Дятлова

- Ох и странный тип, - сказала подруга.
- Я знаю место, где все такие… Там еще коровы охотятся за плоскогубцами.
Харуки Мураками. "Охота на овец"
Сразу скажу, что от этого фильма я ровным счётом ничего особенного не ожидала - как-то вообще не верилось, что заявленная анонсом и рекламой сенсация раскрытия тайны, похороненной десятилетия назад, может быть предоставлена в хоть сколько-то удобоваримом виде. Но, как оказалось в итоге, я даже и предвидеть не могла того редкого сочетания бездарности, тупизны, штампов и спекуляции фактами неразгаданной трагедии, которое пытались скормить зрителю. Создаётся чёткое ощущение, что зрителей, держа за дураков, в буквальном смысле заманили в кинозал, обещая разгадку тайны гибели экспедиции Дятлова, и наглым образом обманули, показав цепочку невразумительных действий, весьма условно связанных с той самой советской трагедией. Я даже затрудняюсь сказать, что нужно было добавить, убрать или переделать сценаристам, чтобы получилось достойно, потому что такую откровенную лажу нужно было либо полностью переделать, либо /что, вероятно, лучше всего/ не делать ничего вообще и молча разойтись.
А так, что мы имеем? Группа американских студентов. И снова «здравствуйте». Это даже уже не смешно. Ну сколько можно показывать компанию абсолютно неприспособленных к здравой логике и выживанию юношей и девушек, вооружившихся своим неистребимым американским самомнением и кучей полезных приспособлений, которые /как показывает практика/ им всё равно никогда не помогают, забравшихся в те географические точки, где их просто быть не должно? Чёрная комедия - единственный, пожалуй, жанр, где всё ещё есть место группе американских студентов. А они приезжают в богом забытую даль в России, где сразу ломятся в сумасшедший дом, а потом идут в местный кабак распивать горячительное спиртное. Вообще-то уже на этом этапе их экспедиция должна была, по идее, закончится трагически, и не доходя до перевала Дятлова, но нет: молодые и наивные янки весело и задорно фотографируются на российском снегу, предвкушая увлекательную прогулку. Если попробовать рассуждать логически, то сама затея предпринять подобный поход пришла им в голову в порядке бреда. То есть, они собираются, спустя столько десятков лет, просто взять и пойти на перевал Дятлова, чтобы найти разгадку таинственной гибели экспедиции. Что они собираются там в снегах искать? Или они просто надеются, что с ними случится то же самое? Как в таком случае они собираются раскрыть эту тайну остальному человечеству? Почему они так уверены, что им, пятерым, повезет больше, чем дятловцам, опытной, слаженной, спортивной команде экстрималов-походников, которых, к тому же, было еще и более чем вдвое больше? Задаваясь такими естественными вопросами, смотреть дальнейшее развитие сюжета смешно и дико.
Опуская детали барахтанья в снегу, установки лагеря, обязательных сцен палаточного секса, без которого фильму о приключениях американских студентов никуда, пальбы вездесущих безжалостных и коварных российских спецслужб, денно и нощно бдящих, скажу, что по мере приближения к финалу, действо окончательно скатилось в пропасть записок сумасшедшего. Словно нужно было срочно закругляться и хоть как-нибудь уже закончить фильм, поэтому концовка лепилась просто по ходу съёмок. Лично у меня внезапный бункер, тоннели, клетки, зомби-барабашки, крюки, воронка времени в стиле фантастических фильмов эпохи ретро слепились в сумбурный и невразумительный ком. Несказанно усиливает впечатление халтуры и дешёвки съёмка дрожащими руками в зелёных тонах, и вся попытка побыстрее отделаться от зрителя и создать идею временной петли жалка и неубедительна. И если ещё более менее понятно, что случилось с американскими студентами, то где же спрашивается заявленная разгадка тайны перевала Дятлова?
Кому как, а у меня фильм вызвал раздражающие эмоции и впечатления. И не потому что «глупость-нелепость-нелогичность» - этим грешат процентов восемьдесят ужастиков. Злит эпатажно-неприкрытая эксплуатация действительных событий гибели экспедиции Дятлова, попытка её тиражировать и выгодно продавать.


Метро

"О моя чудесная, моя изумительная катастрофа…"
Туве Янссон
Очередной отечественный мега-блокбастер, штурмующий впечатлительного российского зрителя. Нет, конечно, не всё так плохо: есть грандиозная Катастрофа, есть разваливающаяся буквально на глазах московская подземка, есть таинственные сверхсекретные подземные тоннели и станции, использовавшиеся советскими спецслужбами в невыясненных целях, есть толпы нелепо гибнущих людей по преступной вине нерадивых служащих /трупы которых прямо неприкрытыми лежат на улице центра столицы, усиливая трагический эффект/. Есть конечно же и любовный треугольник, а точнее - квадрат - с участием страстной и безудержной героини Светланы Ходченковой, разрывающейся между простым бабским счастьем /нескромному зрелищу которого уделяется чересчур много экранного времени в начале фильма/ и, сомнительным в её случае, долгом благочестивой жены и матери, её двух противоположных мужчин и явно несчастного ребёнка, который, очевидно, мешает матери. Иными словами, кинозрелище должно угодить обоим полам: одних удивить подземным цунами и вставшими на дыбы вагонами, а других растрогать до слёз мелодраматическими страстями.
Пускай, всё так, и нам предлагают всего-то развлекательные зрелища, без затей и усложнений, рассчитанных на примитивные наши потребности. Вот только что же, мне интересно подумали и сказали физики и техники, если даже человеку далёкому от этого становится очевидным, что нам предлагают спецэффекты ради пущего эффекта? Обидно, что для того, чтобы напугать пострашнее, сочиняют и выдумывают, считая зрителя дураком и двоечником, прогуливающим школу.
И ещё мне стало грустно от того, что в который раз моих соотечественников выставили в таком беспросветном, глупом и нелепом виде, что аж тошно. Нет, это понятно, хоть и непростительно, когда столь шаблонно и карикатурно нас выставляют в западном кино. Но свои же? И после этого мы якобы обязаны гордиться таким вот отечественным кино, сценаристами, режиссёрами? Неужели все люди такие неучи, как показали? Неужели все так халатно относятся к своим обязанностям? Начальники - тупы и неповоротливы, а исполнители - ленивы и невменяемы? И всё проржавело, прогнило и поломалось. А народ сплошь синий, одутловатый, похмельный и непросыхающий, сизые носы и сиплые голоса, пожилые - безумны, грубы и истеричны. Жёны изменяют, мужьям, забывают про детей, а мужчины мелки, мелочны и истеричны. Непонятно, почему раз за разом так необходимо показывать только одну сторону, и не показывать другую? Или беспросветная синева, или мажорно-менеджерское безудержное веселье.
И, наконец, обидно, что такую хорошую идею, как катастрофа в метрополитене, так банально и бездарно загубили, подменив дешёвой слезоточивой мелодрамой. Метро - это ведь не просто черная бездонная клоака. Это громадный, сложнейший технический и архитектурный организм, работа в котором в период экстремальной опасности интересна и захватывающа сама по себе. И непонятно почему сама катастрофа, работа техников и спасателей идет кусками и урывками, пунктирным фоном к пошлейшей и банальнейшей интрижке гулящей тётки, заблудившейся в своих ничтожных мужиках? В итоге, вся эта псевдодрама забила сюжет, который мог бы стать по-настоящему интересным и действительно захватывающим.

Кинозал, Муви

Previous post Next post
Up