Большие надежды. Чарлз Диккенс

Apr 11, 2013 22:19



"Если ты не можешь стать необыкновенным прямой дорогой, так не добраться до этого и кривым путем".

Мораль проста - никому, ничего в этой жизни не даётся "за просто так", всего нужно добиваться талантом и упорным трудом, а перехитрить судьбу, которая уготовила тебе твой удел, не удастся. Этот роман почему-то воспринимается мной как странная искажённая вариация на тему "Отверженных" и "Графа Монте Кристо", только нет такого гигантизма, накала страстей, всепожирающего гнева и столь же несчерпаемого страдания, напротив, всё напротив и даже наизнанку. Оскорблённая мисс Хэвишем мстит за обман и оскорблённое самолюбие, ей хочется мучить всех мужчин, терзать и делать им больно. Но мучает лишь только родственников, а главное - себя, уже жалкую, беспомощную и нелепую, сведя саму себя с ума, замуровав в гниющем склепе и защищаясь от всех деньгами и драгоценностями. Безумный Мэгвич тоже мстит, всему обществу за отверженность, пытаясь заставить принять, признать и уважать хоть и не самоё себя, а своё сколоченное состояние. Странна и по-своему жалка Эстелла, вообразившая себя слепым орудием страшной мести всем мужчинам - заставить всех на пути припасть к её ногам, а затем выбрать в мужья из всех представителей наибольшего идиота, чтобы превратить его "семейное счастье" в ад.... уму не постижимо, просто. Ну и, разумеется, Пип - бесталанный, нетерпеливый, малодушный, пренебрегающий близкими, оскорбляющий их, но при этом с постоянным оскорблённым самолюбием, презирающий труд. Он палец о палец не желает ударить, но при этом жаждет внешнего лоска, уважения и положения в обществе, связей, богатства и женщину, любимую женщину. Казалось бы, его может оправдать любовь, но и она, безусловно сильная, какая-то тоже с искусственным блеском - самоуверенная в своей предназначенности Эстелле. Читая, невольно внутренне возмущалась: как может он быть столь убеждённым в том, что на него возложены кем-то большие надежды? Как он, посредственный и никчёмный, мог поверить в свою особенность? И где он черпал силы быть столь уверенным в этом? Возможно, я - чёрствый человек, но в итоге мне никого из них не было жаль. Для того, чтобы поймать в небе журавля, нужно либо научиться летать самому, либо смастерить и умело расставить силки.

В противовес сюжетным перепетиям, погружение в Англию Диккенса - как всегда целая энциклопедия наблюдений, характеров, образов, штрихов, деталей и целых экспозиций. Чего только стоит сцена "унылый мальчик-сирота у могильных плит своих родителей", или миссис Джо, воспитывающая несносного братца "своими руками", контора мистера Джеггерса, съёмные комнаты Лондона, галереи улиц, переулков, набережных, домов... словом, яркие, остроумные и мрачные полотна Диккенса-художника.

Экранизаций романа множество, расскажу о двух из них.

Фильм 1998 года с Робертом де Ниро, Гвинет Пэлтроу и Итаном Хоуком создан по мотивам, ну очень уж сильно по мотивам романа. Строго говоря, он имеет с книгой настолько мало общего, что текст Диккенса лёг на сценарий лишь несколькими, слегка уловимыми, прозрачными штрихами. Но в этом, на мой взгляд, отнюдь не слабость, а особое очарование картины.

Хотя сначала просмотра мне так не казалось, и я в недоумении и ужасе взирала на Пипа, трансформировавшегося в Финна, на Джо, сменившего робу кузнеца на шорты рыбака, а главное, на сестру, вдруг ставшей гулящей бабой и, бросив всех, сбежавшей неизвестно куда. А вообще-то основная задумка - это перестать сравнивать этот фильм с романом Диккенса и искать в нем соответствия /а точнее - несоответствия/ первоисточнику. Потому что "Большие надежды" - не просто фильм, с диалогами, игрой актёров, сюжетом, а удивительная мозаика из картин, музыки, цветов, запахов и даже ощущений, которая пропускает через себя лучи особой, волнующей чувственности.

Это творение будоражит не столько сюжетом, сколько своим исполнением. Стиль, выдержанный в зелёных тонах - одежда, детали, фон, интерьер, акцент - падающий и проникающий свет, ракурсы съёмки...создают сильнейшую ауру юности и весны, безрассудной, недержанной, целомудренной и в то же время бесстыдной, дазнящей. Явственно ощущается запах моря; прелой зелени душного тенистого сада; прошлогодней листвы, гонимой ветрами по просторным залам запущенного paradiso perduto, безумного фантома, вот-вот готового рассыпаться в прах; вороха пылинок маленькой комнаты художника; дождя на улице большого города. И важна погружённость героев в искусство, живопись и танец, их символическое кружение и бегство от реальности, иное познание друг друга детьми, подростками и взрослыми - такой долгий путь навстречу двух людей, близких с самого начала, - одарённого, талантливого Финна и неуловимой и желанной Эстеллы.

Одно искусство может порождать другое. Так роман Диккенса вдохновил режиссёра Альфонсо Куарона, подарившего столь незабываемый киношедевр.

И, конечно же, музыка, прочно и надолго поселившаяся во всех моих списках воспроизведения /а я наконец-то смогла убрать гнусную рекламу из простоплеера, спасибо коллективному интернет-разуму/.






Экранизация Майкла Ньюэлла 2012 года сюжетно очень близка оригиналу. Практически всё в фильме разыграно как по нотам, за исключением, пожалуй, линии, связанной с Орликом. Во всяком случае, отсутствие этого персонажа явственно чувствуется и порождает некие вопросы в сюжетных узлах, должных распутываться именно с его участием. Приятно видеть классику не вызывающую отторжения, хорошо подобранные актёры /особенно старшее поколение/, костюмы, интерьеры, сюжет. Всё чинно и благообразно, хотя всё время кажется, что чего-то неуловимого не хватает. Хорошо, безумно здорово и добротно играют актёры - мой обожаемый Рэйф Файнс, внешнее благородство и врождённые манеры которого совершенно не мешают воплотиться в закоренелого каторжника, Джейсон Флеминг, появлению которого в кадре даже в образе кузнеца несказанно радуешься, Хелена Бонем Картер, пусть и нестандартная мисс Хэвишем, пусть и бёртоновская, пусть и кажется, что Джонни Депп сейчас выскочет из-за угла, но всё равно запоминающаяся, яркая, перезрело-увядающе красивая. Главных героев, конечно, хочется отметить, но как-то не получается... Джереми Ирвин понравился лишь в единственном эпизоде - в самом первом своём появлени во время прогулки с Бидди/Джесси Кейв, как-то получилось у него выглядеть почти импозантно-свеже, совершенно не понравилась Эстелла/Холлидей Грейнджер, не потому что она не красива, нет, просто образу её не хватает чего-то, она как крестьянка, обряженная в дорогие наряды и увешанная драгоценностями - смотрится и дорого и дёшево одновременно. Неожиданно понравились образы Бидди и Бентли Драммла, который, созвучно моему восприятию, оказался действительно похожим на попугая. И больше нечего сказать.








Экранизация, Кинозал, Книги, Я слушаю..., Классика, Муви

Previous post Next post
Up