Не могу не поделиться! Все мы слышали (про) Реквием Моцарта. И про красивую историю сопровождающую его написание. Вообще же "реквием" - это такой, скажем, жанр. Причем жанр достаточно структурированный и консервативный. В нем даже названия глав и текст жестко заданы. Конечно, всегда найдется желающий ступить в сторону, но тем он лишь подтвердит правило (широкое использование хора (мужского и женского), сниженная роль оркестра).
Может возникнуть вопрос - что же интересного в реквиеме для композитора? Во-первых, музыка - твоя. Во-вторых, пропорции - оркестр, хор, солисты. Я бы сравнил "реквием" с хайку - ты чувствуешь себя свободно в жестких слоговых рамках.
В мире пользуются особой известностью два реквиема - Моцарта и Верде. Что там было у Совершенного Композитора доподлинно не известно. Зато мы точно знаем что было у Верди - он страдал. Реквием - служба за упокой. По кому либо. Но Верди начал с посвящения Россини, а закончил - Мандзони. Первый был для него великим почитаемым композитором. Второй - образцом для подражания, как человек. И эта вторая смерть была действительно глубокой раной. Я уверен, что именно поэтому Верди всё дальше и дальше отходил от принятых канонов насыщая службу драмой и чувствами, концентрация которых действительно запредельная. На столько, что до сих пор многие причисляют его Реквием к опере, комментируя свои действия тем, что слишком много чувств, слишком оголены нервы, слишком явны страдания. Что ж, не считаю себя в праве спорить о терминах, но всё, что они говорят в оправдание своих действий - истина.
И пару слов об исполнении. Дирижер Claudio Abbado. Как про него пишут - спокойный, властный, сдержанный. Занимает третью строчку в списке лучших дирижеров за всю историю. Я признаться еще его не слушал.
Сопрано (и солист в данном фрагменте) - уже известная нам Angela Gheorghiu.
Click to view
P.S.: Общеизвестно состояние холодной войны в котором пребывали Вагнер и Верди. Вагнер, судя по всему, вообще частенько проходился по различным композиторам. Вне зависимости от заслуг и званий. Так вот после Реквиема спросили его мнения. И он ответил "Лучше ничего не говорить".