ДВИЖУХА ПИРОЖКОВА (часть 2)

Apr 29, 2013 22:13


Читать с начала


Пирожков переключает слайды на большом экране в аудитории. Ему внемлет молодой менеджмент крупнейших российских энергетических компаний. Через пять-десять лет эти люди будут отвечать за электрификацию всей страны. В Сколково они проходят корпоративный тренинг по «развитию ключевых компетенций и функциональных знаний руководителей».

Лектор рассказывает о своем западном прошлом и российском настоящем. Проводит параллели, делится опытом, дает советы. На экране мелькают силуэты всем известных иномарок, затем новейшие разработки отечественных авто- и авиапрома, судостроительных корпораций.

- А еще мы разрабатываем эксклюзивные и очень дорогие выставочные стенды для серьезных компаний. Вот, например, стенд Сбербанка на Экономическом форуме в Петербурге в 2008 году, - Пирожков останавливается на слайде с изображением автобусной остановки изящной конструкции, раскрашенной в фирменные сбербанковские цвета в унисон с зеленеющим рядом деревом.




- Это автономный энергетический комплекс, - поясняет Владимир. - На крыше установлены солнечные батареи, от которых питается банкомат, вай-фай антенна, биотуалет и розетка для подзарядки мотороллеров. На поверхности батареи происходит конденсация влаги. Геометрия крыши такова, что капели стекают по желобку и кормят деревце. Это как вариант остановки городского транспорта для Сочи-2014.

- По соседству с нами стоял стенд Газпрома, - продолжает лектор. Задача стояла на фоне Газпрома обратить на Сбербанк 15 минут внимания президента. Гапромовцы, видимо, не особо парились, и отгрохали копию Зимнего дворца в миниатюре. Посетители подходили: «Ну да, Зимний дворец, и чё?». И топали к нам. Короче, задачу выполнили, а у Грефа состоялся 15-минутный разговор с Дмитрием Анатольевичем.

- Как приобрести акции вашей компании? Есть ли другие способы в вас инвестировать? - раздаются вопросы.

- Хе-хе… - улыбается Пирожков. - После лекции подойдите, обсудим в частном порядке.

Постепенно Владимир подбирается к сути своего выступления.

- Оказывается, модернизация - это усложнение объекта во времени, при незначительном росте его эффективности. Причем, усложнение иногда принимает абсурдные значения.



Элементарными примерами, он подкрепляют свою точку зрения.

- Переход от наперстка к швейной машине - колоссальный рост эффективности! Затем швейную машину будут модернизировать, подведут электричество, она станет надежнее, производительнее. Но в какой-то момент присобачат радио, тв, интернет и кресло с подогревом - совершенно лишние в плане эффективности шитья. Хотя давно пора использовать технологию изготовления индивидуальной одежды. Когда сканнер сканирует тело, а 3D принтер, знающий малейшие нюансы фигуры, печатает ну очень удобное платье.

- Фишка в том, - подытоживает Пирожков. - Чтобы суметь отследить контрольный параметр - оптимальную сложность объекта, после которой пропадает смысл его модернизировать. И перейти на более высокий технологический уровень. Поэтому давайте сейчас подумаем о будущем энергетики. Об автономных энергосистемах, о сетевой энергетике, о миниреакторах… Давайте посмотрим, что там следует после наперстка в вашей истории.



С аналогичным призывом и с той же трибуны две недели спустя Пирожков обращается к будущим руководителям авиационных предприятий страны. Как и энергетики, управленцы-авиаторы собрались в Сколково повышать проф компетенции и расширять кругозор. Одними воззваниями Пирожков не ограничивается.

- Это мой любимый проект, - Пирожков указывает на изображение нечто одновременно похожего на автомобиль, вертолет и легкий двухмоторный самолет. Объясняет:

- Переход из линейных систем в сетевые, из аналоговых в цифровые - общемировой тренд. В сфере коммуникаций мы перешли с проводной телефонии на мобильные устройства, приобретя очень важную степень свободы. То же самое должно произойти и с перемещением человека в пространстве. Но пока что мы привязаны к проводам-дорогам. Это объект решит давно назревшую проблему, - Владимир скользит лазерной указкой по обтекаемым фюзеляжу и гондолам двигателей невиданного летательного аппарата.



- Вертикальный взлет и посадка как у вертолета. Скорость и дальность самолета - 500 км/ч и 2000 км соответственно. Комфорт и доступность автомобиля - 5 посадочных мест плюс 300 кг груза. Стоить аппарат будет как приличный внедорожник, около $100-150 тысяч. Со временем, при увеличении масштабов производства, цена будет снижена. Двигатель работает пока на повсеместно-доступном дизельном топливе и авиакеросине. В перспективе - гибридная схема. Стоимость пассажирокилометра составит 5 рублей. Такси, для сравнения - 30. Сейчас ведется сборка прототипа 1:4.

Пирожков обводит взглядом аудиторию. Кто-то насторожился, кто-то со скептической улыбочкой посматривает по сторонам.

- Место сборки назвать не могу. Секрет. Над проектом трудится уникальная команда. Генеральный конструктор Автандил Хачапуридзе - в свое время начальник отдела главных видов многоразового космического челнока «Буран» в НПО Молния. Я Пирожков, а он Хачапуридзе. Прикольно!



Едва стихает смех, как на Пирожкова градом обрушиваются вопросы. Об особенностях сборки и используемых материалов, о специфике аэродинамики и двигателях, о системах безопасности полета и о будущей инфраструктуре. Авиаторы входят азарт. И чем больше звучит ответов, тем сильнее озадачивается искушенная аудитория.

- Эй-эй, ребята! Да не ешьте меня так сильно! - в какой-то момент не выдерживает Пирожков. - Я же не технолог, я идеолог проекта. Если вас интересуют инженерные тонкости, я отошлю вас к Хачапуридзе! Скажу только, что экономика проекта предварительно просчитана, ключевые технологии имеются. Мы собрали их со всего мира.

- Вы же автомобильный дизайнер. Кто вас надоумил заняться авиацией? - этот вопрос задевает лектора за живое.



- Я двадцать лет занимался модернизацией автомобиля! И наконец-то пришел к инновациям. Вы думаете, что разрабатывать сейчас какую-нибудь суперферрари - это прогресс? Ничего подобного! Этот Феррари, стоит сейчас в кромешной пробке на Тверской, за рулем сидит блондинка, которой нужно попасть в маникюрный салон на другой стороне улицы; она жмет на газ и космической сложности двигатель издает жалобные: вжиу-вжиу. Вот и весь прогресс. Зато понтов немерено! Но мы никогда не приедем на суперрферари в нашу замечательную Сибирь, потому что никогда ее не заасфальтируем - слишком большие территории. Да и на все человечество в целом никогда не хватит дорог. Посчитано, если каждая китайская семья сядет в отдельный автомобиль, весь мир встанет в глобальную пробку. У нас нет другого выхода, кроме как из двухмерного пространства передвижения перейти в трехмерное. Ареал муравейника - 1 км, ареал пчелиного улья - 200 км. Мы пока - муравьи. Персональный 3D транспорт сделает из нас пчел!..

И пока Пирожков отвечает на бесконечные вопросы, мы общаемся с Андреем Водяником на галёрке аудитории.

- Андрей, а не многовато ли проектов для одного человека? «Технологический спецназ», самолеты, вертолеты, космические корабли, стенды, этот самый «3D транспорт». Как Владимир Пирожков умудряется везде успевать?

- На самом деле, проектов еще больше. Вот буквально на днях к нам обратился ЗИЛ с предложением наладить производство нового автомобиля. Думаешь, Володя будет его рисовать и конструировать? Кончено, нет. Он просто знает к кому обратиться. В его контактной базе адреса лучших дизайнеров и инженеров со всего мира. Стоит ему убедиться, что предложение от ЗИЛа не «бла-бла-бла…», что за ним стоят реальные планы и деньги, он кинет клич и соберется команда, которая выполнит работу на высшем уровне. Главная его задача - организовать процесс и интегрировать в него специалистов.



Приключения продолжаются

За широкими окнами уютного бара NOOR идет холодный дождь, Тверская улица стоит в беспробудной пробке. На мониторе ноутбука Пирожкова улыбчивое и солнечное фото, а рядом на столике - фужер коктейля под пестрым зонтиком.

- Смотри, это Бруно Аматино - он теперь ведущий дизайнер в Mini (BMW), Эджей Джейн - ведущий дизайнер Cherry Motors, а это Жиль Видаль - сейчас главный дизайнер Peugeot. Мои однокашники по группе в Art Center Colledge of Design, в Швейцарии. А вот я и Серега Стрельцов. Здесь мы еще подмастерья в студии Луджи Колани в Берне. Вон он усатый с краю сидит, - Владимир придается воспоминаниям.



«На четвертом курсе мне и моему другу Сергею Стрельцову попался номер «Комсомолки» со статьей о мегадизайнере Луиджи Коллани. Он стоял на фоне шикарного белоснежного автомобиля - новой модели Chevrolet Corvette. «Вот это дизайн! А мы тут над бульдозерами паримся!», - рефлексировали мы. Тогда и родилась «безбашенная» идея напроситься к Коллани на стажировку.

Вновь помог Марк Васильевич Демидовцев. Он как раз отправлялся в Швейцарию на автосалон, и я попросил его отыскать Колани и взять у него визитку. По возвращении я получил карточку с заветным адресом. Безумное везение! И вместе с Серегой мы засели за письмо, примерно такого содержания: «Мы - два студента из Сибири. Хотели бы обменяться с вами нашими уникальными идеями». Отправили, даже не вложив в конверт своих работ. И вдруг, приходит ответ: «Сергей и Владимир, приглашаю вас на два месяца на стажировку. Все расходы беру на себя. Луиджи Колани». И все. Точка. Полгода у нас ушло на мотание по кабинетам, собор документов и оформления дипломатических паспортов. Из Свердловска с его оборонными заводами в те времена было особо не попутешествовать. Но у нас получилось, институт даже авиабилеты оплатил. С пятью долларами в кармане, практически не зная языка, мы спустились по трапу в Цюрихе.

Луиджи Коллани долго ничего не мог понять - про свое приглашение он давным-давно позабыл. Стоит на пороге и сурово нас спрашивает: «А вы кто такие?» - «А мы те самые русские, которых вы пригласили». - «Ничего не знаю. Идите отсюда». - «Мы отсюда н-е у-й-д-е-м». - «Хорошо. Вот вам тряпки. Ступайте мыть машины».



Как ученики при великом мастере, мы готовы были делать все, что прикажут за тарелку супа. Нам и в голову не приходило, что очень скоро нас подключат к реальным проектам, будут даже деньги платить.

За два года, на которые растянулась двухмесячная стажировка, я рисовал совершенно разные вещи - флакончики для духов Yves Saint Laurent, кроссовки Adidas, баскетбольные и футбольные мячи Molten, огнестрельное оружие Browning и велосипеды Treck. Удалось поработать над автомобилем Ferrari Testa d'Oro, который был выпущен всего в нескольких экземплярах и стоил порядка $1 млн. Но если говорить о самом Луиджи Колани, нужно, прежде всего, говорить о биодизайне, о поиске связей между формами живого и неживого мира.

- На что вы с большим удовольствием положите руки? - спрашивал он нас, когда мы разрабатывали клавиатуру для фирмы Olivetti.

Мы: мяч, вата, подушка…

- На женскую грудь и попу! - восклицал Колани.

У него я учился философии дизайна.



Как-то раз он взывает нас с Сергеем к себе и говорит: ребят, если не хотите всю жизнь оставаться подмастерьями, вам нужно учиться. Вот адрес европейского филиала одной из лучших дизайнерских школ мира - Art Center College of Design. Поезжайте в город Monteaux на Женевское озеро, осмотритесь.

Приехали, действительно, все очень круто. «Что нужно для поступления?», - спросили мы в приемной комиссии. «120 тысяч долларов за двухгодичный курс обучения», - ответили нам. Мы, конечно, приуныли. «Тогда у вас есть единственный шанс, - говорит администратор. - Поучаствовать в творческом конкурсе на эскиз лучшего городского автомобиля. Члены жюри - ведущие дизайнеры из Opel, Porsche, Ford… Приз за первое место - бесплатное обучение, за второе - мы скашиваем половину цены, за третье - четверть. Конкурс уже стартовал, срок окончания - deadline: неделя».

Мы активируемся и присылаем свои работы. Я занимаю второе место, а Стрельцов - четвертое. Расстраивался Сергей недолго. Он уехал в Лондон и теперь возглавляет дизайн-отдел Samsung Communication Systems».



- Официант! - поднимает руку Пирожков. - Повторите пожалуйста!

Поцеживая из трубочки новую порцию коктейля, Владимир продолжает:

«Представь ситуацию: передо мной сидят члены приемной комиссии Art Center. Их очень интересует, где я раздобуду 60 тысяч долларов на оплату второй половины обучения. На размышления - 10 минут.

- Вы знаете, - говорю им, немного подумав. - Примерно, в половину ваших предметов я «врубаюсь» легко. Они знакомы мне по первому образованию.

- Какому-такому образованию? - спрашивают.

- Я закончил Свердловский архитектурный институт - нереально-крутую школу дизайна в России.

- Ну, по твоим работам видно, рисовать ты умеешь. Но все же… - и кладут передо мной толстенную книгу, типа «рейтинг всех университетов мира» по версии министерства образования США. Просят найти Альма-матер.



Открываю. Свердловского архитектурного там и в помине нет. Из ближайших территориально - только УПИ (Уральский политехнический институт), на 1856-м каком-то месте.

- Вот, - показываю пальцем.

- Хм, политехнический… И рейтинг не очень…, - засомневались.

- Минуточку, - встреваю я. - Уральский политех - супервуз, 17 тысяч студентов учится! А это - американская книга. Была бы советской, я б поискал там Гарвард ещё.

- Окей, - в конце концов, отвечают мне. - Лети домой, переводи названия освоенных предметов на английский, ставь апостиль и привози обратно. А мы уж разберемся.

- Да не вопрос!

В Свердловске мне пишут соответствующую бумагу. Надо ли говорить, что предметов набралось достаточно? Плюс еще пяток для верности приписали. Первый вопрос решился.

Но тут возникает новая проблема: на что жить во время обучения - целые два года? Швейцария - дорогущая страна!



- Ты выиграл серьезный дизайнерский конкурс, попробуй поспрошать спонсорства у автомобильных компаний, - посоветовали мне в администрации школы. Я так и сделал.

Первыми откликнулись Porsche и Citroen. Выбрал вторых, просто-напросто потому, что штаб-квартира компании находится в Париже, куда меня тянуло со страшной силой. В Ситроене ребята ушлые, сразу ничего не обещали, а предложили приехать на стажировку, мол, посмотрим, так ли ты хорош на самом деле.

И вот сижу я в главном офисе Ситроена под пристальным взглядом шеф- дизайнера Артура Блэксли. Блэксли вертит в руках папку с моим портфолио и говорит:

- Знаю я одного Пирожкова, он танки делал в 60-е. Не твой родственник?

- Ну, вообще-то, мой папа Т-72 разрабатывал, - отвечаю.

У Блэксли глаза на лоб полезли:

- Твой батя - супер инженер, Т-72 - зачет!

Выясняется, в свое время, Артур Блэксли работал дизайнером бронетехники на Крайслере. И как раз проектировал М-60 - американский ответ нашему Т-72. Мир тесен!

- Тест! - на эмоциях продолжает Блэксли. - Вот тебе шесть модельщиков, две тонны пластилина и оборудованный гараж в Тулузе. Задача - сделать рестайлинг интерьера Xantia-X2. Чем черт не шутит, а вдруг у тебя получится!



Xantia-X2 являлась ситроеновским бестселлером, самым продаваемым во Франции автомобилем на тот момент. Каждые 4-5 лет, как и любая другая модель, она подвергалась рестайлингу: ну там, мордочку подкрасить, интерьер продрихтовать. Но все серьезные интерьерщики Ситроена на тот момент были заняты другими проектами. Остальные просто отказывались - все-таки бестселлер, ответственность. К тому же первым дизайнером Xantia был легендарный Бертоне. Добрая треть дизайна культовых машин - его пера дело. Решиться на рестайлинг Бертоне - яйца нужно иметь стальные. Я был молод, терять было нечего, а имя Бертоне мне ни о чем не говорило.

Приезжаю в Тулузу. Меня встречают шесть модельщиков-французов: возраст под пятьдесят-шестьдесят, два больших стакана вина за обедом для них в порядке нормы.

- Ребята, - так наивно обращаюсь к ним. - Вы да я, нам нужно сделать супер машину!
В ответ мне примерно следующее:

- А ты кто такой, Вася, чтоб нам указывать? Ты даже не студент еще.

Справедливо. Понимаю, надо менять интонацию.

- Так, давайте по-другому выстроим нашу историю. Вы опытные мужики, давно работающие в индустрии. Вы знаете про эту машину ну просто ВСЕ. Я про нее не знаю НИЧЕГО, даже пластилин не трогал. Но я круто рисую. Первое: я каждому из вас нарисую шикарную обнаженную mademoiselle.



Мужик оживились: «О, тема! Нам уже нравится!».

- Второе: если на вашем опыте и на моих рисунках мы сделаем Xantia-X2, которая будет лучше Xantia-X1, то в вашей любимой Франции вас ждет слава и почет. А я получу стипендию от компании. И когда, отучившись, буду работать в Ситроене, зуб даю, - лучшие проекты останутся за вами.

Через месяц мы выкатили из гаража новую машину. Руководство дало отмашку, и ее запустили в производство».
Пирожков вынимает из фужера зонтик и залпом допивает остатки коктейля.

Продожение следует...

Иллюстрации - из архива Владимира Пирожкова.
В сокращенном виде материал опубликован здесь









АстраРосса Дизайн, Владимир Пирожков, промышленный дизайн, АстраРосса, withinru, дизайн

Previous post Next post
Up