Хозяин Львиной башни

May 05, 2020 17:24




На тихой окраине исторического центра Петербурга, на Исполкомской улице, когда-то называвшейся Консисторской, расположен примечательный дом-замок, который наводит на мысли о европейском средневековье. Если уж давать домам названия, то это здание хочется назвать “Львиной башней” - ведь под колоннами предпоследнего этажа примостились две головы львов, которые не сразу и разглядишь. Так и думаешь, что дом принадлежал какому-нибудь одинокому и гордому рыцарю, который иногда за пределы дома все-таки выезжал, причем обязательно на коне и в доспехах. В действительности, если начать изучать прошлое этого дома, перед нами предстанет совсем другая история, хотя, при наличии фантазии, в ней тоже можно уловить романтические нотки.



Впрочем, перед тем как обратиться к истории владельцев дома, следует сказать пару слов по поводу его архитектора, Петра Петровича Бука, тем более что построить ему в Петербурге довелось совсем немного. Петр Петрович происходил из семьи петербургских немцев, так что его обращение к средневековым мотивам было вполне закономерно. Отец Петра Петровича был садовым архитектором (ландшафтным дизайнером, как мы бы сказали сегодня), братья Федор и Отто еще до Первой мировой войны переселились обратно на историческую родину, в Германию, где Федор приобрел известность как гитарист, а Отто - как философ. А вот Петр всю жизнь прожил в Петербурге. По окончании знаменитой школы Петришуле он учился в Академии Художеств, в 1897 был удостоен звания художника-архитектора и со временем стал владельцем собственной строительной конторы “Бук П.П.” [7]

Сплав неосредневековых мотивов с новейшими для того времени веяниями “северного модерна” для творчества Бука вполне типичен. Своеобразным “братом” дома на Исполкомской можно считать вот этот дом по проекту Бука на Лермонтовском, 49:



Пусть вас не сбивает дата “1986” на флюгере этого дома: это - дата капремонта, а сам дом значительно старше. Впрочем, список строений Бука в Петербурге ограничивается всего пятью домами, возможно, потому, что он сочетал архитектуру с другими родами деятельности - в частности, он был заведующим Петроградской конторой паркетной фабрики и лесопильных заводов Ю. Л. Кенига. Бесспорно, самым эффектным из творений Бука была дача А.А.Рейнбота в Метсякюля (ныне - поселок Молодежное) http://www.citywalls.ru/house26573.html . Это удивительное здание, в архитектуре которого, кстати, тоже не обошлось без средневековых мотивов, пережило две войны, но сгорело в 1990-х, но если вы, подобно автору этих строк, посещали санаторий “Черная речка” в советскую эпоху, у вас был шанс увидеть это выдающееся творение Бука собственными глазами.

После революции Петр Петрович Бук остался в Петербурге. Он умер в блокадном Ленинграде в 1941 году. Каких-то дополнительных подробностей о его послереволюционной жизни и карьере узнать пока не удалось. Справочник “Весь Ленинград” за 1928 год скромно сообщает: “Бук Пет. Петр. Архит. Гатчинская 8”
Интересно, что помимо дома на Лермонтовском, есть у дома на Консисторской еще один архитектурный “родственник”. Здесь же, в районе Песков-Советских, на улице Моисеенко 2а, находится здание, в декоре которого использован тот же прием - колонны на одном из верхних этажей, в основании которых находятся львиные головы. Более того: львы с дома на улице Моисеенко выглядят точной копией львов с дома на Исполкомской.

Вот лев с Исполкомской:



А вот - львы с улицы Моисеенко:



Можно бы подумать, что перед нами - еще одно творение архитектора Бука, но нет, дом на улице Моисеенко числится в послужном списке другого незаурядного архитектора немецкого происхождения: Сергея Владимировича Баниге. Да и построено здание на Моисеенко аж 10 лет спустя здания на Исполкомской, хотя в архитектуре обоих домов есть нечто общее. Оба являются вариациями на темы средневековой архитектуры, вот только Бук вдохновлялся скорее готическими мотивами, в то время как Баниге - скорее романскими. В итоге у Баниге получился очень экстравагантный и незаурядный памятник “неороманского” стиля, в архитектуре которого, очевидно, не обошлось без влияния “Львиной башни” Бука.



Однако вернемся к дому на Исполкомской (Консисторской). Как выясняется, владельцем этого здания явился не какой-нибудь потомок средневековых рыцарей, а купец второй гильдии Тимофей Дмитриевич Ерофеев. Правда, без будоражащих воображение деталей в истории купца Ерофеева все же не обошлось. Но обо всем по порядку.

То, что владелец этого дома - исконно русский купец, вряд ли станет сюрпризом, если взглянуть на историю соседних домов. Иноземцы и аристократия на этом дальнем краю Рождественской части не особенно селились, слишком уж тут было далеко для центра города, да еще и вблизи от Александро-Невской лавры. Занимался купец Ерофеев “торговлей шорным товаром”, то есть конской упряжью. То, что совсем недалеко от дома на Исполкомской проходит Конная улица, скорее всего - не просто совпадение: название улицы происходит от Конной площади, на которой располагался конный торг. В конце 1860-х территорию площади отдали под застройку, а рынок для торговли лошадьми переехал на площадь за Крестовоздвиженским собором [ 10, стр.94]. Возможно, тогда-то купец Ерофеев, имевший непосредственное отношение к конной торговле, и прикупил себе земельных владений. Закупился Тимофей Дмитриевич, надо отдать ему должное, знатно: в 1889-м он уже числится владельцем участков по Консисторской улице 4,6 и 10, а позже приобретет еще и участок за номером 8, став владельцем чуть ли не целого квартала.

Другие строения на принадлежавшем Ерофееву участке в наши дни частично были снесены для постройки современного дома, частично же продолжают свое существование в глубине квартала, скрытые от глаз проходящих по улице людей. Дом номер 10 по проекту Бука, о котором у нас идет речь, был построен в 1903-1904 годах. Вскоре после этого, в жизни владельца дома произошел трагический поворот.



Через два года после постройки дома, в 1906-м году, “Справочная книга о купцах” сообщает, что купец Ерофеев находится “под опекою по умопомешательству”. Достаточно скоро после этого, в 1908-м, 74-х лет от роду, Тимофей Дмитриевич по-видимому скончался, а его владения были разделены между многочисленными родственниками.  Владельцами домов 4 и 6 стали Ерофеев Дмитрий Петрович и, судя по всему, его дети: Павел, Иван, Василий и Мария Дмитриевны. Дом 8 перешел к Ерофеевым Ивану Ивановичу и Пелагее Алексеевне. Дом 10 - к Ерофеевым Егору и Дарье Петровне.

Не правда ли, достаточно драматичная картина - постройка этого дома, наводящего на ассоциации с замком одинокого и непонятого рыцаря, а через два года - умопомешательство, а еще два года спустя - смерть. В голове невольно возникает образ, схожий с образом Егора Булычова из пьесы Горького - образ эксцентричного умирающего купца, окруженного чуждыми ему по духу, жадными и мелкими людьми. Еще и готическую башню на своем участке построил - еще одно чудачество! И не было ли это умопомешательство мнимым, не явилось ли оно скорее следствием попыток жадных родичей поскорее отстранить эксцентричного главу семейства от дел и прибрать к рукам его состояние? Кто знает, может быть отстраненный от дел купец Ерофеев в последние годы жизни сидел, подобно заключенному, у сдвоенного окна на верхнем этаже башни, как феодал на вершине донжона, и подводил грустные итоги своей долгой жизни. И, может быть, не зря башню украшают грустные лики львов, которые словно бы сочувствуют своему хозяину.



Но на этом история дома на Консисторской не окончилась. Наследники Ерофеева, похоже, не были особенно предприимчивы, и домовладение продолжало дробиться между владельцами. В 1909-м году только у дома 10 числится уже не двое, а пятеро владельцев: Егор и Федор Петрович Ерофеев, Дарья Петровна Смирнова, Евдокия Петровна Кулакова и Александра Егоровна Шелупаева. Судя по отчествам, очень похоже, что все пятеро - тоже представители многочисленного семейного клана Ерофеевых, и дом строился прежде всего не с целью получения дохода, а с целью размещения семейства Ерофеевых на принадлежащем главе семейного клана участке. Возможно, этим объясняется и тот факт, что вход в дворовый корпус оформлен на удивление парадно - эффектным порталом в стиле модерн, не иначе как чтобы подчеркнуть, что здесь живут не какие-нибудь квартиросьемщики, а представители семьи владельца дома.



Однако сколько бы ни было на свете родственников купца Ерофеева, многовластие в его бывших владениях не продолжалось долго. Получается, что истинным преемником дела Тимофея Ерофеева стал Иван Иванович Ерофеев - возможно, дальний родственник, у него даже фамилия пишется через “ять”, в отличие от остальных Ерофеевых (хотя в списках домов составители часто путаются и пишут всех Ерофеевых через “ять”, алфавитный список недвусмысленно отделяет Ивана Ивановича от всех остальных его однофамильцев с Консисторской улицы). В завещании Тимофея Ерофеева Иван Иванович, видимо, фигурировал, так как получил дом 8 по Консисторской вместе с Пелагеей Алексевной Ерофеевой - видимо, его супругой. Однако к 1916-му Иван Иванович, видимо, выкупил у пяти владельцев и главное наследие Тимофея Ерофеева - дом 10. Род занятий Ивана Ерофеева непонятен, но подозреваю, что именно он по-настоящему продолжил семейное дело.



Возникает ощущение, что словно бы дух главы семейного клана остался жить в его основном детище, Львиной башне на Консисторской, наблюдая за своими родичами и выбирая себе истинного преемника. Впрочем, это - не более чем романтические выдумки, основанные на тех немногих фактах, что нам известны. Истинный свет на то, что происходило внутри Львиной башни, способны пролить лишь воспоминания очевидцев, которые, кто знает, может еще и появятся к вящей радости историков и краеведов. А пока - вырастающая из скупых фактов легенда про умопомешанного купца и его истинного преемника все же слишком красива, чтобы на нее хотя бы не намекнуть в этой статье.

домовладельцы, Санкт-Петербург, легенды

Previous post Next post
Up