Общественная нравственность и возникновение морали.

Nov 20, 2021 19:23

По случаю моего очередного изгнания из ФБ, теперь уже на месяц, снова появился повод сделать несколько записей в ЖЖ на темы, излишне серьёзные для мордокниги.
Итак, в развитие темы "О различении морали и нравственности".
Давайте начнём рассуждать "от печки".Изначально, многие тысячелетия до "исторического времени" человечество жило, понятия не имея ни о какой морали (а большинство человечества и до сих пор продолжает так жить). Только простые и понятные нравственные правила - "Что такое хорошо и что такое плохо", где польза, а где вред. В общем, всё это уже есть уже у высших животных, только закреплено на уровне инстинктов, в основном, а не через осмысление.
Человек освящает эти правила, приписывая авторство божественному Тотему. Тотем предписывает, что надо делать и что запрещено (табу). Хранителями эталонов правил становятся люди, непосредственно общающиеся с Тотемом - жрецы. Впрочем, в ситуации, когда надо что-то в правилах изменить, возможность общения с духами появляется и у вождя.:) Так появляется и формируется традиционная общественная нравственность, «правила для всех», сплачивающая общество, повышающая его самоорганизацию, «качество человеческого материала», и улучшающая возможность управления им в обычных ситуациях.
С началом разложения общины возникают сословные нравственности, формально признающие примат общественной традиции, но постепенно выхолащивающие её содержание (в свою пользу). Наступает время, когда на замену власти обветшавшей традиции должна прийти власть закона. И держателем закона однозначно становится светская власть. В Библии это описано как переход власти от судей к царям. Но источником власти продолжает оставаться Бог, а церковь её легитимирует.
И такая устойчивая конструкция держится веками и во многих случаях существует до сих пор. Власть - закон, церковь - традиционная нравственность, вместе - божественный источник власти. «На местах», т.е. в сословиях существуют свои «естественные» нравственности, т.е. «понятия».
Но вот, вдруг, наступает время начала Великой Культуры, в мироощущении возникает новый Образ, пока ещё сильно размытый, но захватывающий всё, по-настоящему мыслящее. Он начинает формировать новые, «нетрадиционные» правила мышления, прежде всего, которые диктуют и новые предписания для действий. Этот «толчок» настолько «перпендикулярен» обычной действительности, что «взламывает плоскость существования», переводя жизнь в трехмерность, открывая новое измерение жизни. Так возникает мораль.
Мораль «перпендикулярна» нравственности (как магнитное поле перпендикулярно электрическому), она объявляет свой примат над нравственностью, провозглашая своё божественное право управлять мышлением. Так возникает то противоречие между моралью и нравственностью, та самая «парадоксальность христианства», те «единство и борьба противоположностей», которые являются двигателями колоссального исторического творческого процесса периода Культуры.
Высоконравственная толпа, ведомая носителями эталонной нравственности - фарисеями, преследовала очевидно безнравственное существо - блудницу, с целью наказать её в соответствии с требованиями общественной нравственности (и закона) того времени. Но тут появляется некий моральный проповедник и провозглашает примат морали, носителем которой сам является, над нравственностью, вводя толпу в ступор.
Однако, проходит всего лишь несколько дней, и держатель нравственного эталона - Синедрион, в полном соответствии с доводами разума («лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб»), посылает морального проповедника на крест, под радостное одобрение вышедшей из ступора толпы, наконец, вернувшей себе душевное равновесие (Распни! Распни!).
Но Образ, в такой ситуации, не убиваем, и вновь проявляется во всё новых местах, захватывая даже своих гонителей (ап. Павел).
(Продолжение следует)..

Религия, культура, принципы цивилизаций, Мораль и нравственность

Previous post Next post
Up