Определения Умберто Эко с точки зрения неевропейца.

Mar 09, 2016 00:33

С точки зрения человека иной Культуры, т.е. не с субъективной, а условно-объективной точки зрения, определения Эко имеют один принципиальный, коренной недостаток - описательность. Фактически, это литература, не имеющая ничего общего с научным знанием.

Рассмотрим, к примеру, не фашизм, а, допустим, слона.
Что нам поведает о слоне путешествующий философ-литератор Умберто Эко? Он выдаст 14 (5, 10, 20) признаков слона:
1. Слон очень большой.
2. Слон ходит на четырёх ногах.
3. Слон не умеет прыгать.
4. У слона большие уши.
5. У слона длинный вытянутый нос, который называется хобот.
6. Слон имеет очень толстую кожу.
7. Самцы слонов имеют выступающие клыки (бивни).
8. Слон - травоядное животное.
и т.д.

Сможем ли мы, пользуясь этими признаками, идентифицировать увиденного слона, как слона? Скорее всего, сможем. Так в чем недостаток такого описательного метода? В том, что он ненаучен и не создаёт систему знаний.
Глядя на носрога, мы станем задаваться вопросом - почему у этого, по многим признакам, "слона" такие маленькие уши и неразвитый хобот?
Глядя на муравьеда, будем путаться, не зная почему у этого, очевидно хоботного "слона" нет бивней и ушей. И т.д. Всякое большое животное, толстокожее и не способное прыгать, будет вызывать у нас подозрение в способности переродиться в слона.

В то время, как научное, системное определение начинается со слов "Слоно́вые - семейство млекопитающих отряда хоботных. В семействе слоновых три современных вида слонов, относящихся к двум родам, и несколько древних вымерших родов." Всё, список закрыт. И только после этого идут описательные признаки.
Семейство слоновых входит в отряд хоботных, т.е. ближайшие родственники слонов - вымершие мастодонты. А вот уже среди ближайших дальних родственников мы неожиданно обнаруживаем вовсе не бегемотов или муравьедов, а морских сирен, трубкозубов и мелких африканских грызунов - прыгунчиков. Согласитесь, пользуясь только описательными признаками мы бы никогда не выстроили такие связи.

Так и с фашизмом. Нет "родственных" связей, нет внутреней логики, нет привязки к определённой культуре - нет научного описания.

На самом деле "ур-фашизм" - совсем не то, что на основании своих описательных признаков пытается показать Умберто Эко, как некое общечеловеческое явление, разновидность "тоталитаризма". Это явление (аналогия "ур-фашизма" в различных формах) может возникать на строго определённой стадии в каждой мировой культуре. Это стадия поздней цивилизации - стадия, когда уже умерла <религиозная> мораль, когда отшумели страсти Реформации и Просвещения, когда местный либерализм окончательно обессмыслил свободу нравственного выбора и убил остатки культурных смыслов, когда остались только воспоминания о том, что эти смыслы когда-то были и надежда на их реконструкцию.
Когда "доктор Геббельс" каждой Культуры произносит аналог фразы "когда я слышу слово культура, моя рука тянется к пистолету" - он подразумевает именно современный ему либеральный муляж культуры, уже не дающий необходимые настоящему человеку смыслы. Он ещё романтически надеется реконструировать настоящую Традицию, способную питать настоящую культуру смыслов, но увы - это горькое и опасное заблуждение. "Фарш невозможно провернуть назад".
Когда мораль отмерла, а нравственость убита либеральным релятивизмом, единственой опорой цивилизационной конструкции может быть только закон, обеспечивающий порядок. Логика переворачивается с ног на голову, новые "мораль" и "нравственность" объявляются производными от закона. Свобода воли в такой конструкции упраздняется, равно как и связанная с ней совесть. Закон же (формально даже вполне "гуманный"), лишенный источников в виде морали и нравственности, становится аморальным и безнравственным по сути.

Довоенный фашизм и нацизм есть только первая, "романтическая" фаза того сугубо европейского "ур-фашизма", который нам ещё только предстоит увидеть во всей "красе" (надеюсь, что издалека и со стороны).
Так кровавый "фашизм" Суллы был только предвестником античного "ур-фашизма", расцветшего при Августе, реконструировавшем древнеримскую Традицию, установившим в империи верховенство Закона, заполнившего пустоту полной аморальности и безнравственности, то и дело прорывавшейся в непредставимом ранее поведении Тиберия, Калигулы, Нерона, Мессалины и т.д. Постепенно осыпаясь и упрощаясь конструкция продержалась ещё несколько сотен лет, пока на месте античности не возникли новые Культуры.
"Фашизм" "революции раджпутр", положивший конец "засилью либерализма" (буддизма) в Индии был только началом "индуистского ренессанса", реконструировавшего традицию брахманизма, в которой "органичные" варны были заменены "механическими" кастами. Эта конструкция, не сталкиваясь с новыми Культурами,  мумифицировалась.
Европейский "ур-фашизм" явится в совсем другой форме, более "мягкой" по стилю, но столь же античеловечной по содержанию. Его либеральную форму мы можем наблюдать уже сейчас.

Шпенглер, Запад, фашизм, принципы цивилизаций

Previous post Next post
Up