Я уже многократно обращался к той теме, заходил с разных концов (
Неоконченный спор с проф. Лопатниковым,
Готическое счастье. Кургинян "Красная весна". Механистичность Запада. и т.д.) И наконец, постепенно кусочки мозаики начинают складываться.
Вынужден, также, признаться, что в посте
Исходная механистичность мира, как источник европейского атеизма, я был, по-видимому, неправ, относительно "источника силы". Но, обо всём по-порядку.
Давайте задумаемся, кто является "центральной фигурой", "основным действующим лицом" Нового Завета? Правильно, Бог. Причем, во всех трёх своих ипостасях - и как Творец, и как Богочеловек, и как Святой Дух. Все смыслы Евангелия (равно как и всего последующего "восточного" христианства) выстроены вокруг "фигуры" Бога, Его сущности, Его личности, Его замысла, прочих Его "свойств".
В этой картине мира дьявол играет роль "вспомогательную", второстепенную, призванную лишь "оттенять"
понятие Бога. Подразумевается, что суть сатаны не в собственном "альтернативном проекте", а лишь в противодействии замыслам Бога. Добро первично, зло вторично. Зло есть отсутствие добра, нарушение божьего замысла. Любить всех, даже собственных врагов, значит проповедовать принцип необходимости распространения добра вне зависимости от наличия/отсутствия зла.
Бог всегда творит что-то новое, Добро всегда наступает, даже кажущиеся победы зла (распятие Христа) превращаются в торжество Добра, победа Добра неизбежна.
Если из этой картины изъять дьявола, ничего принципиально не поменяется, только детали.
А что же мы видим в западной культуре (католичестве и протестанстве)?
"Жизнь в этом мире - постоянная отчаянная борьба с дьяволом, в которой каждый человек, как член Церкви воюющей, обязан наносить свои удары, обязан обороняться, обязан испробовать себя как рыцаря. Сверху на схватку взирает Церковь торжествующая, с ее ангелами и святыми. Небесная благодать играет в этой борьбе роль щита." ("
Готическое счастье").
Замечаете как поменялись роли? Церковь обороняется, зло наступает. Мария, ангелы и святые - уже не то небесное воинство, которое ниспровергает всякое зло и торжественно несет добро, а воинство, титаническими усилиями защищающее человека от наседающего со всех сторон зла. Зло (сатана) - очевидно "перехватывает инициативу". Если Бог - творец мира, "взирающий сверху на схватку", то сатана является истинным властителем материального мира, в котором человек, с помощью бога, отвоёвывает себе пространство, подвергаясь опасности каждое мгновение.
Схватка человека с дьяволом - центральный "сюжет" этой картины мира. И тут уже бог становится фигурой "вспомогательной", фактически второстепенной. С момента начала взрывного развития научно-технического прогресса у его носителей растёт ощущение, сформулированное Лапласом, что Бог - это «лишняя гипотеза». Поэтому, сначала становится популярной теория деизма, затем агностицизма, и наконец - полного атеизма. Но от этого, опять же, ничего принципиально в картине мира не меняется, только детали.
Вся реальная энергия, приводящая в движение материальный мир, оказывается заключена в тёмных силах.
"Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо." - говорит Мефистофель. Замечаете насколько изменилась концепция зла в сравнении с евангелической? Насколько статична роль Всевышнего у Гёте и насколько динамична у Мефистофеля? Вполне логично, что в более поздней "перепевке" - булгаковскм романе "Мастер и Маргарита" бог отсутствует вовсе, Иисус становится обыкновенным "блаженненьким", и от этого в метафизике ничего принципиально не меняется.
Зло всегда фантазирует, творит, пугает, но и развлекает как скучающее человечество, так и престарелого творца.
Добро - лишь то, что борется со злом, но не уничтожает его, а лишь заковывает в определённые формы, обращая энергию зла на пользу (в булгаковском случае даже эта функци передана самому "злу").
Не о том ли теория Т.Гоббса - о зле, владеющем человеческим обществом и государстве-Левиафане, при помощи зла (насилия) совершающего добро - противостояние человеческому злу?
Ровно то же проповедует и
проф. Лопатников "Вы говорите, что со злом надо бороться, чтобы добро победило.
А я вам предлагаю совершенно иную концепцию "добра": Добро - это когда "зло" не побеждает :). То, что зло не победило - и есть ДОБРО. То есть концепция очень понятная: НЕ УХУДШАЙ! - Не делай ничего сам, и не позволяй свершаться тому, что ухудшает ситуацию, увеличивает риски ухудшения и так далее. Консервативная такая позиция.
Ибо мы не знаем, что такое добро, "не знаем, чего хотим", но точно знаем, чего не хотим."
И не в том ли суть и западной науки - механики?;) Механизм - человеческое орудие добра, использующее разрушительную энергию зла на созидание, заставляющая силы зла совершать благо. Впрочем, современный западный кинематограф показывает, что силы зла постоянно овладевают новейшими механизмами, заставляя добро постоянно "быть с кулаками", придумывать и создавать для борьбы со злом всё новые, более совершенные машины.
Согласитесь, что всё это - безумно антихристианская картина мира. Но кто может понять пропасть между настоящим христианством и западным "христианством"? Ничтожное меньшинство. Остальные - только почувствовать при реальном столкновении. По формальным признакам всё похоже, а по факту имеем настоящую "империю зла" в известном смысле.
Все остальные культуры/цивилизации распадаются, теряют смысл существования при изъятии "центрального стержня" - понятия Бога. И лишь западная цивилизация спокойно рассталась с этой "гипотезой", но точно потеряет смысл существования, если вдруг обнаружит, что в мире исчезло "зло".
"Механизм остановится" по причине отсутствия энергии.
Однако, если наши рассуждения верны, из них, с неизбежностью, следует, что описанная метафизика западной цивилизации является причиной расцвета механики Запада. (
см. также).
И тут встаёт глобальный вопрос, который предстоит решить зарождающейся русской Культуре - как вернуть Богу центральное место в метафизической картине мира, но при этом не потерять стимулов для развития научного прогресса? Как быть дальше с "энергией зла"?