Все это время от нас скрывали правду о революции 1917 года
отсюда Алексей дал
убийственные цитаты из Шолохова. нисколько не возражая по существу, всё же хочу пояснить:
говорить требуется правду, только правду и ничего кроме правды. желательно - всю правду. а вся правда о Революции* не умещается двух-трёх абзацах/цитатах. поэтому я добавлю свой пазл в общую мозаику:
в 1923 г. вышла повесть Владимира Зарубина "Щепка", как раз о "работе" работе губчека. писал современник, вероятно - очевидец, и поэтому можно считать это как свидетельство об эпохе.
вот размышления начальника губчека о Революции:
А Она не идея. Она - живой организм. Она - великая беременная баба. Она
баба, которая вынашивает своего ребенка, которая должна родить.
Да... Да... Да...
Но для воспитанных на римских тогах и православных рясах Она, конечно,
бесплотная, бесплодная богиня с мертвыми античными или библейскими чертами
лица в античной или библейской хламиде. Иногда даже на революционных
знаменах и плакатах Ее так изображают.
Но для меня Она - баба беременная, русская широкозадая, в рваной,
заплатанной, грязной, вшивой холщовой рубахе. И я люблю Ее такую, какая Она
есть, подлинную, живую, не выдуманную. Люблю за то, что в Ее жилах,
огромных, как реки, пылающая кровяная лапа, что в Ее кишках здоровое
урчание, как раскаты грома, что Ее желудок варит, как доменная печь, что
биение Ее сердца, как подземные удары вулкана, что Она думает великую думу
матери о зачатом, но еще не рожденном ребенке. И вот Она трясет свою
рубашку, соскребает с нее и с тела вшей, червей и других паразитов - много их
присосалось - в подвалы, в подвалы. И вот мы должны, и вот я должен, должен,
должен их давить, давить, давить. И вот гной из них, гной, гной.
кому как, а мне никакой Потрошитель в той кровавой каше не видится. наоборот, в этом есть какая-то своя логика. пусть иррациональная и нам не понятная. это было убийство не ради убийства, а ради чего-то... высшего, что ли. во всяком случае, "просто убийца" не придерживается каких-либо принципов:
Заключительная фраза протокола дает полное право Коллегии Губчека
приговорить к высшей мере наказания.
...участвовал в расстрелах, порках, истязаниях красноармейцев и
крестьян, участвовал в поджогах сел и деревень.
Срубов прячет бумагу в портфель. Небрежно бросает:
- Следующего.
А об этом ни слова. Что был он, что нет. Срубов не любит слабых, легко
сдающихся. Ему нравились встречи с ловкими, смелыми противниками, с врагом
до конца.
Допрашиваемый ломает руки.
- Умоляю, пощадите. Я буду вашим агентом, я выдам вам всех... - Срубов
даже не взглянул. И только конвойным еще раз. настойчиво:
- Следующего, следующего.
После допроса этого жидкоусого в душе брезгливая дрожь. Точно мокрицу
раздавил.
Следующий капитан-артиллерист. Открытое лицо, прямой, уверенный взгляд
расположили. Сразу заговорил. Долго у белых служили? С самого начала.
- Артиллерист?
- Артиллерист.
- Вы под Ахлабинным не участвовали в бою?
- Как же, был.
- Это ваша батарея возле деревни в лесу стояла?
- Моя.
- Ха-ха-ха-ха!..
Срубов расстегивает френч, нижнюю рубашку. Капитан удивлен. Срубов
хохочет, оголяет правое плечо.
- Смотрите, вот вы мне как залепили.
На плече три розовых глубоких рубца. Плечо ссохшееся:
- Я под Ахлабинным ранен шрапнелью. Тогда комиссаром полка был.
Капитан волнуется. Крутит длинные усы. Смотрит в пол. А Срубов ему
совсем как старому знакомому:
- Ничего, это в открытом бою.
Долго не допрашивал. В списке разыскиваемых капитана не было. Подписал
постановление об освобождении. Расставаясь, обменялись долгими,
пристальными, простыми человечьими взглядами.
Остался один, закурил, улыбнулся и на память в карманный блокнот
записал фамилию капитана.
А в соседней комнате возня. Заглушенный крик. Срубов прислушался. Крик
снова. Кричащий рот - худая бочка. Жмут обручи пальцы. Вода в щели. Между
пальцев крик.
Срубов в коридор.
К двери.
ДЕЖУРНЫЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ
Заперто.
Застучал, руки больно.
Револьвером.
- Товарищ Иванов, откройте! Взломаю.
Не то выломал, не то Иванов открыл.
Черный турецкий диван. На нем подследственная Новодомская. Белые, голые
ноги. Белые клочки кружев. Белое белье. И лицо. Уже обморок.
А Иванов красный, мокро-потный.
И через полчаса арестованный Иванов и Новодомская в кабинете Срубова. У
левой стены рядом в креслах. Оба бледные. Глаза большие, черные. У правой на
диване, на стульях все ответственные работники. Френчи, гимнастерки
защитные, кожаные тужурки, брюки разноцветные. И черные, и красные, и
зеленые.
Курили все. За дымом лица серые, мутные.
Срубов посередине за столом. В руке большой карандаш. Говорил и черкал.
- Отчего не изнасиловать, если ее все равно расстреляют? Какой соблазн
для рабьей душонки.
Новодомской нехорошо. Холодные кожаные ручки сжала похолодевшими
руками.
- Позволено стрелять - позволено и насиловать. Все позволено... И если
каждый Иванов?..
Взглянул и направо и налево. Молчали все. Посасывали серые папироски.
- Нет, не все позволено. Позволено то, что позволено. - Сломал карандаш.
С силой бросил на стол. Вскочил, выпятил лохматую черную бороду.
- Иначе не революция, а поповщина. Не террор, а пакостничанье. - Опять
взял карандаш.
- Революция - это не то, что моя левая нога хочет. Революция...
- Черкнул карандашом.
- Во-первых...
И медленно, с расстановкой:
- Ор-га-ни-зо-ван-ность. - Помолчал.
- Во-вторых...
Опять черкнул. И также:
- Пла-но-мер-ность, - в-третьих...
Порвал бумагу. - Ра-а-счет.
Вышел из-за стола. Ходит по кабинету. Бородой направо, бородой налево.
Жмет к стенам. И руками все поднимает с пола и кладет кирпич, другой, целый
ряд. Вывел фундамент. Цементом его. Стены, крышу, трубы. Корпус огромного
завода.
- Революция - завод механический.
Каждой машине, каждому винтику свое.
А стихия? Стихия - пар, не зажатый в котел, электричество, грозой
гуляющее по земле.
Революция начинает свое поступательное движение с момента захвата
стихии в железные рамки порядка, целесообразности. Электричество тогда
электричество, когда оно в стальной сетке проводов. Пар тогда пар, когда он
в котле.
Завод заработал. В него. Ходит между машинами, тычет пальцами.
- Вот наша. Чем работает? Гневом масс, организованным в целях
самозащиты...
Крепкими железными плиточками, одна к одной в головах слушателей мысли
Срубова.
Кончил, остановился перед комендантом, сдвинул брови, постоял и
совершенно твердо (голос не допускает возражений):
- Сейчас же расстреляйте обоих. Его первого. Пусть она убедится.
Чекисты с шумом сразу встали. Вышли, не оглядываясь, молча.
но для полноты правды необходимо выслушать и другую сторону. точнее, о другой стороне:
Потом, что такое колчаковская контрреволюция? Это небольшая комната, в
которой мало воздуха и много табачного дыма, водочного перегара, вонючего
человечьего пота, в которой письменный стол весь в бумагах - чистых и
исписанных, в бутылках - пустых и непочатых со спиртом, с водкой, в нагайках
- ременных, резиновых, проволочных, резиново-проволочно-свинцовых, в
револьверах, в бебутах, в шашках, в гранатах. Нагайки, револьверы, гранаты,
винтовки, бебуты и на стенах и на полу, и на людях, сидящих за столом и
спящих под ним и около него. Во время допроса вся комната пьяная или с
похмелья набрасывается на допрашиваемого с ремнями, с резинами, с
проволокой, со свинцом, с железом, с порожними бутылками, рвет его тело на
клочья, порет в кровь, ревет десятками глоток, тычет десятками пальцев с
угрозой на дула винтовок.
Колчаковская контрразведка - еще другая комната. В той письменный стол в
зеленом сукне и бумагах. За столом капитан или полковник с надушенными
усами, всегда вежливый, всегда деликатный - тушит папиросы о физиономии
допрашиваемых и подписывает смертные приговоры.
кстати, о папиросах: нигде в "Щепке" не описаны пытки. и ещё: Шульгин в "1920" упомянул, что в том году в Одесской чека уже не пытали. между тем, нынешние белые ту чеку приводят чуть ли не как образец комуняцких зверств. значит, комуняки всё-таки наводили какой-никакой порядок.
ну и несколько замечаний:
1. в описываемой губчека начальник - русский, но из интеллигентов. есть один еврей - его зам. есть некто Ян Пепел, наверно латыш. остальные все русские. ну, может ещё один поляк.
2. параллели между Революцией и женщиной возникли ещё в 19-м веке во Франции. всем известная "Свобода на баррикадах":
без сисег ну никак.
а вот это фото ещё не стало неким символом:
3. в 1991 г. по повести был снят фильм "Чекист". в сети он, кажется есть. но если кто захочет его посмотреть - я настоятельно рекомендую сначала прочитать "Щепку", а то у киношников получился обыкновенный перестроечный ужастик:
это вытаскивают расстреляных из подвала и грузят в грузовик:
______________
* Революция написана с большой буквы, чтобы подчеркнуть её как исторический процесс и не путать с октябрьским переворотом.