Дом Матеуса Франка
Мы находимся напротив массивного двухэтажного дома напоминающего крепость. Это первый дом построенный на территории Немецкой колонии Матеусом Франком в 1873 г. Франк был одним из темплеров, приехавших в Иерусалим с юга России. По профессии он был мельником. Он переселился в Святой Город вскоре после заключения брака со своей женой Гертрудой. Пара сначала жила в Старом Городе, а в 1873 г. они перебрались в Эмек Рефаим, где заложили камень в основание своего будущего дома. Под камень положили записку со следующими словами: "В этот день закладывается камень в основание будущего немецкого поселения в надежде на скорое создание Царства Божьего на земле". Рядом с домом была построена мельница. Сначала это была жерновая мельница, а потом ее переоборудовали в паровую.
Тестем Матеуса Франка был известный в среде менонитов из России общественный деятель Николай Шмидт. В момент закладки здания он как раз гостил в Иерусалиме. Николай Шмидт посчитал, что для Матеуса Франка и его семьи будет небезопасно жить одним на пустынной местности столь далеко от других городских построек. Поэтому он и его зять пригласили других темплеров, проживавших в то время в Иерусалиме, скупать земли на Эмек Рефаим, которые на тот момент были достаточно дешевы. Так возникло поселение темплеров в Иерусалиме.
Изначально Николай Шмидт планировал, что жители Немецкой колонии будут заниматься сельским хозяйством. Он завез в Иерусалим овец из России, но они плохо прижились на скудных в плане растительности Иерусалимских горах. Вторая попытка с высаживанием семян кунжута тоже не увенчалась неудачей. И лишь выращивание виноградников на гористых склонах Иерусалима принесло темплерам успех.
Но, все таки сельское хозяйство не было главной сферой деятельности немецких колонистов. Жителями немецкой колонии в Иерусалиме были, в основном, ремесленники.
Над дверью ведущей в дом мы видим надпись "Eben ezer". Вообще в Германии принято украшать вход в дом надписями, которые отражают жизненное кредо хозяев данного жилища. Это может быть какое-то высказывание или небольшое стихотворение. Но, темплеры были глубоко верующими людьми и поэтому все надписи на их домах это цитаты из Библии. Выражение Эбен эзер встречается в Первой книге Самуила она же первая книга Царств в христианской традиции в главе 7, стихах 11-12. В этой главе речь идет о том, что израильтяне одержали победу над филистимлянами под предводительством пророка Самуила. В память об этой победе пророк Самуил установил камень Эбен эзер-камень помощи ибо "... до сего места помог нам Господь". Высекая такую надпись перед входом в свой дом Матеус Франк хотел сказать, что лишь с божьей помощью он и его товарищи по движению добрались до Святого Города, а так-же выражал надежду, что Господь не оставит их и в дальнейшем.
В последствии семья Франк переехала на участок расположенный ныне на пересечении улиц Дерех Бейт Лехем и Лойд Джордж. Там были отстроены новая мельница и хлебопекарня. Этот же дом сначала сдавали в аренду семье темплера Готхильфа Киршнера, который был директором австрийского почтамта. Затем здесь располагались школьные классы, а так же находился пансионат для школьников приехавших из других мест. В годы Второй мировой войны в доме проживали как британские офицеры, так и представители гражданской администрации. После образования государства Израиль в этот дом поселили несколько семей. И по сей день он является многоквартирным.
Рядом с домом Матеуса Франка темплеры обустроили спортивную площадку, на территории которой было отстроено здание спортивного клуба.
Дом Пауля Аберле
Мы подходим к дому Пауля Аберле. Он был отстроен в 1874 г. На сегодняшний день этот дом двухэтажный. Второй этаж был достроен позже. Над входом в этот дом надпись : "Der Herr libte Tore Zions über alle Wohnungen Jacos" (Господь любил врата Сиона больше всех жилищ Якова) Псалом 86.2 . И если описывать историю жизни Пауля Аберле в двух словах ее можно свести к этой цитате их Библии.
Пауль Аберле был родом из города Нойффен расположенного на юге Германии. Его мать была одной из первых, кто вступил в общину Друзей Иерусалима. Пауль Аберле был дружен с Матеусом Франком, который происходил из того же города, что и он. Он уже собирался последовать призыву своего друга и податься вслед за ним на юг России в Одессу, но жизненные обстоятельства сложились иначе.
Дело в том, что первые представители движения темплеров (в основном молодежь) прибыли в Палестину еще в 1860 г. задолго до начала массового переселения членов этой группы. Часть из них поселилась в небольшой арабской деревушке Медшедель в Изриэльской долине. Один из темплеров очень тосковал по своей невесте, которая осталась в Германии и мечтал, чтобы она последовала вслед за ним. Девушек одних в то время в столь дальнюю дорогу не отпускали и поэтому, руководство движения темплеров попросило Пауля Аберле сопровождать ее. Родители не хотели, чтобы он ехал, но в конце-концов решили отпустить его. Ведь они считали, что разлука с ним не будет долгой. Как только Пауль выполнит возложенное на него поручение, он сядет на корабль и вернется домой.
Этого не случилось. Пауль Аберле присоединился к другим колонистам в Изриэльской долине. Он вспоминал, что условия жизни поселенцев были ужасными. Они жили в какой-то конюшне. Внизу находились стойла для лошадей. Наверху нары, на которых спали люди. На одних нарах помещалась молодая супружеская пара. На других Пауль и еще один темплер. Такого количества блох как там, по словам Пауля, он не видел больше никогда в жизни. Мухтару деревни приглянулся молодой, трудолюбивый юноша. Он даже хотел выдать за него свою дочь. Приглашал его и темплер Хубер, кузнец по специальности, поселившийся в Назарете. Дело в том, что он хотел открыть собственное дело и искал себе компаньона. Но, "Господь любил врата Сиона больше всех жилищ Якова" и при первой же возможности Пауль Аберле переехал в Иерусалим.
Сначала его взял на работу в свою мастерскую Иоган Людвиг Шнелер, руководитель Сирийского сиротского приюта. Инструментов для работы не хватало. Что-то Пауль привез с собой. Что-то сделал сам. Но, даже при той нехватке подручных средств он наловчился изготовлять требуемую продукцию. Шнеллер сказал про него: "Да, именно такие люди и нужны на Востоке, которые все могут сделать сами".
А между тем Паулю Аберле очень понравилась племянница Людвига Шнеллера Кристина, которая руководила всеми работами на кухне Сирийского сиротского приюта. Он сделал ей предложение, но подчеркнул, что от своих религиозных воззрений отказываться не намерен и если она считает, что он с его взглядами не подходит ей в качестве супруга, то может забыть о его словах.
Несмотря на возражения Иоганна Людвига Шнеллера и его жены, которые считали, что Пауль Аберле не подходящая партия для их племянницы как из-за того, что он был раскольником отлученным от официальной церкви, так и из-за того, что он был простым портным, Кристина настояла на заключении брака и свадьба состоялась. При этом Шнеллер дал своей племяннице совет, что если она себя правильно поставит дома, ей удастся вернуть своего супруга в лоно церкви. Впрочем, этого не произошло и со временем все контакты Пауля Аберле с родственниками своей жены свелись к минимуму.
Между тем Пауль Аберле ушел от Шнеллера и открыл свою мастерскую в Старом городе на Христианской улице. Со временем он стал управляющим хозяйственным магазином Вильгельма Дуйсберга, который был основан представителями миссии св. Кришоны. Товары поставлялись из Европы. В магазине можно было приобрести: инструменты для выполнения строительных, сварочных и.т.д. работ.
Дело Аберле продолжили его сыновья. Их торговое предприятие было в свое время одним из самых прибыльных и успешных в Палестине.
Продолжение следует