Путеводитель по Немецкой колонии в Иерусалиме

Oct 07, 2021 11:42


Введение

Движение темплеров или друзей Иерусалима, как их еще называют, возникло в 19 веке на юго-западе Германии в королевстве Вюртемберг. Представители этого течения утверждали, что главная цель, ради которой был создан человек, это установление Царства Божьего на Земле. Каждый человек должен стремиться к осуществлению этой цели. Идея установления Царства Божьего на Земле не была новой. Она была распространена в среде пиетистов (течение в протестантизме), но для темплеров она становится главенствующей, центральной в христианстве. Основателем этого движения был Христоф Гоффман. Христоф Гоффман родился в 1815 г. в городе Леонберг. Когда ему было три года, его семья переселилась в местечко Коронталь, которое должно было стать центром вюртембергского пиетизма. Во главе общины поселенцев стоял его отец Готлиб Вильгельм Гоффман, крупный религиозный лидер своего времени.

После окончания школы Гоффман поступил в один из старейших университетов Германии Тюбингенский университет, где изучает теологию. Однако, после окончания учебы он не выбрал карьеру служителя церкви, а стал преподавателем в школе в Людвигсбурге, которая носила название "Салон". Школа эта принадлежала братьям Паулус.



Еще во время учебы в университете Гоффман столкнулся с преподавателями представителями "тюбингской критической школы" и в частности с Давидом Фридрихом Штраусом, который утверждал, что новозаветные сообщения о жизни Иисуса из Назарета всего лишь миф и вымысел. Для Гоффмана, глубоко религиозного человека, это учение было неприемлемо.

Для того, чтобы бороться с распространением антирелигиозного учения, Гоффман и братья Паулус начинают выпускать газету "Зюддойче Варте" (Южнонемецкая сторожевая башня). Таким образом имя Христофа Гоффмана становится известно широкой общественности. Во время революции 1848 г. Гоффман был избран делегатом во Франкфуртский национальный парламент-первый демократический парламент Германии. Участие в работе парламента приводит к тому, что Гоффман разочаровывается и в немецком государстве, хотя до этого он всячески поддерживал власть земли Вюртемберг, и в протестантской церкви. Ему кажется, что эти структуры перестали выполнять свою задачу к приведению человечества к Царству Божьему на Земле. В это время Гоффман начинает публиковать в газете "Зюддойче Варте" статьи, в которых подвергает сильной критике протестантскую церковь. Гоффман так-же порицает церковь за то, что она не пытается решать социальные проблемы (т.н. социальный вопрос), которые особенно обострились в Германии 19 в. Переосмысливая заново библейские пророчества, Гоффман приходит к выводу, что поскольку церковь отошла от первоначально возложенных на нее задач, необходимо создание Божьего народа, который бы вел образ жизни первых христиан и тем самым приблизил наступление мессианских времен, а значит и Царства Божьего на Земле. После создания такого идеального общества и социальный вопрос исчез бы сам собой. Свои идеи он изложил в книге: "Голоса пророчеств". Там есть, в частности, такие слова: "" Основной идеей этой книги является то, что необходимо существование народа, подобного тому, каким был еврейский народ до появления Христа. "

Вообще, милениарные течения были распространены в протестантизме в первую половину 19-ого века. Предполагалось, что мессия придет в 1836 г, но ожидания оказались тщетными. В отличии от своих предшественников Гоффман не называет точную дату наступления мессианских времен а значит и царствия Божьего на земле, но выдвигая идею создания божьего народа он тем самым предлагает вместо пассивного ожидания перейти к активным действиям, приближающим эти благословенные времена.

Политические причины, такие как Крымская война 1853-1856 гг., поводом для начала которой послужили конфликты между католиками и православными в святых местах Иерусалима и Вифлеема, приводят к тому, что Ближний Восток привлекает к себе внимание многих европейцев. В это время Гоффман опять вчитывается в текст Библии и приходит к выводу, что библейские пророчества о возвращении еврейского народа на Святую Землю надо понимать на самом деле буквально, а не аллегорически, как это принято в церковных кругах. Но, речь в них идет не о еврейском народе, который согрешил и потерял свою избранность, а о Народе божьем, которому Земля Обетованная и должна принадлежать. Особую роль, гораздо большую чем церковь, Христоф Гоффман придавал библейским пророчествам о Иерусалиме. Гоффман писал так-же следующее: "Христианином можно быть в любой точке земли, но христианским народом, Божьим народом мы сможем стать только в земле прародителей этого народа, окруженные памятниками божественных деяний, местами, где верил Авраам, сражался Давид, был ведом на казнь Христос. Только в этих местах мы постигнем наше предназначение".

Примерно в это же время Гоффман знакомится с Давидом Хардегом, который в последствии стал вторым лидером движения темплеров. Давид Хардег родился в 1811 г. в Эглосхайме. По профессии он был продавцом. За участие в революционной деятельности он был брошен в тюрьму и 7 лет провел в заключении. Будучи в тюрьме Хардег углубился в изучение Библии , ища в этой книге ответы на мучившие его вопросы. Впоследствии он прочел книгу Гоффмана "Голоса пророчеств" и мысли изложенные в ней оказались ему близки. По сравнению с Гоффманом, Хардег был человеком действия. До встречи с ним Гоффман надеялся, что его идеи, его публикации, возможно заинтересуют какого-то богатого человека, который поможет воплотить их в жизнь. Хардег сумел убедить его, что осуществить задуманное могут только они сами. Вера Хардега, в отличии от Гоффмана, носила мистический характер. Он считал, что Божий народ, люди вернувшиеся к образу жизни первых апостолов будут обладать "дарами Святого духа". Такими, как дар пророчествования, дар исцеления больных и.т.д. И хотя Гоффман не очень разделял его убеждения, он решил не вступать в полемику со своим другом и соратником.

24 августа 1854 г. Гоффман и его сторонники провели публичное собрание, на котором разъяснили широкой публике свои идеи насчет переселения в Палестину, создания Божьего народа и решения таким образом социального вопроса. Был избран исполнительный комитет а так-же составлена петиция поданная во франкфуртский национальный парламент. В ней содержалась просьба отнестись к делу переселения большого числа немцев в Палестину, как к проекту национальной важности и оказать этому проекту поддержку на государственном и политическом уровне. Под этой петицией поставили свои подписи 439 человек. Этот момент можно считать началом зарождения движения темплеров. Петиция так и осталась без ответа.

Многие видные люди путешественники, протестантские миссионеры, посетившие Святую Землю,всячески отговаривали Гоффмана от планов переселения в Палестину. Они указывали на отсталость этой земли, на непригодность заселения ее людьми из Европы, привыкшим к жизни в другой, более цивилизованной среде. Для того, чтобы самим оценить существующие условия и лучше подготовиться к переезду было решено снарядить небольшую экспедицию в Палестину. В ее состав входили: Гоффман, Гардег и винодел Иосиф Бубек. После возвращения со Святой Земли члены экспедиции рассказали об увиденном. Их вердикт был неутешительным и обнадеживающим одновременно. Да, эта земля пребывает в запустении, в ней не развито современное сельское хозяйство, свирепствуют инфекционные заболевания, не проложены дороги и.т.д. С другой стороны об опустошении Святой Земли говорят пророчества, но они же предсказывают и ее возрождение. В итоге было решено: 1) Переезд в Палестину на время отложить; 2) Послать на Святую Землю некоторых представителей движения, чтобы они получше изучили местные условия жизни, арабский язык и подготовили почву для переезда всей группы; 3) Основать экспериментальное поселение в деревушке на юге Германии Киршенхардхоф и там заняться подготовкой группы к дальнейшему переселению в Палестину.

Примерно в это же время Гоффман начал называть друзей Иерусалима Темплерами. Это название восходит к отрывку из Библии, где речь идет о том, что Иисус изгнал торговцев из Храма. При этом, говоря о Храме Иерусалимском, Христос произносит следующие слова: "Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его". (Иоанн 2, 19). На немецком Храм-Темпель. Вообще, на основании этого отрывка, любая церковь называется Храмом, т.е. церковь новый Храм Иерусалимский. Но, церковь это в первую очередь люди, христианская община, а не только стены здания. Поскольку Гоффман считал, что церковь отклонилась от истинного учения Христа, значит она больше не является Храмом о котором говорил Иисус. А если они, Друзья Иерусалима, последователи Христа, значит они и есть Храм. И каждый член общины живой камень этого Храма.

Критика Гоффманом недостатков церкви становилась все более ожесточенной. Это привело к тому, что его сначала отлучили от лютеранской церкви земли Вюртемберг, а затем и от лютеранской церкви вообще. Вместе с Гоффманом покинули ряды церкви и все члены движения темплеров.

В 1865 г., так и не дождавшись массового переезда всех членов движения в Палестину, несколько молодых людей, вопреки воле руководства темплеров, уезжают на Святую Землю и основывают поселение в Изриэльской долине. Тяжелые условия жизни, свирепствовавшая в тех местах малярия приводят к гибели большинства поселенцев. В связи с этими печальными событиями движение темплеров оказалось фактически на грани распада.

Гоффман и Хардег понимали, что если они отложат переезд всей группы на еще какое-то время, движение лишиться большинства своих сторонников и практически прекратит свое существование. Поэтому, в 1868 г. руководство движения темплеров Гоффман и Хардег переезжают в Палестину. За ними последовали рядовые члены движения.

Незадолго до отъезда между Гоффманом и Хардегом произошла ссора. Причиной ее стало то, что Хардег всячески насаждал среди темплеров веру в "дары святого духа", которыми должны были быть награждены члены Божьего народа. Поскольку сам Гоффман такими дарами не обладал, его оттерли от руководства. Один из членов движения, якобы, обладавший этими сверхестественными способностями исцелил от падучей болезни девочку. Гоффман решил поехать и проверить все на месте. Исцеление оказалось блефом. Хардег раскаялся в своих заблуждениях, но былой дружбы между лидерами уже не было.

Первая немецкая колония на Святой Земле была основана в Хайфе. Но, поскольку отношения между Гоффманом и Хардегом были достаточно сложными, Гоффман со своими сторонниками вскоре покидает Хайфу и перебирается в Яффо.

Многие темплеры до переезда занимались сельским хозяйством, кроме того они мечтали о возрождении Святой Земли предсказанной пророками и которое должно было осуществиться благодаря им. И несмотря на то, что Гоффман, помнил о трагической судьбе поселенцев в Изриэльской долине и поэтому не торопился с созданием новых сельскохозяйственных поселений, они стали подталкивать его к этому шагу. Так был куплен участок земли на некотором расстоянии от Яффо. Там была основана сельскохозяйственная колония Сарона. Темплеры не знали, что в ущелье рядом с колонией находилось малярийное болото и потому первые годы в поселении были очень тяжелыми. Множество поселенцев, особенно детей, погибло. Сарона, а вместе с ней и весь проект переселения темплеров на Святую Землю практически оказался на грани провала. Но, движению удалось преодолеть эти трудности. Малярийные болота были осушены с помощью эвкалиптов. Как только поселенцам удалось справится с первыми трудностями и хоть как-то финансово стать на ноги, Гоффман призвал членов своего движения основать самое главное поселение темплеров на Святой Земле в Иерусалиме. В 1879 г. все руководство движения, чьей резиденцией ранее был Яффо, переезжает в Святой город. В Иерусалиме уже была на тот момент небольшая колония темплеров. Первые представители Друзей Иерусалима появились в городе еще в 60-е годы 19 в. Огромную помощь в обустройстве первых двух членов движения поселившихся в Иерусалиме оказал директор Сирийского сиротского приюта Людвиг Шнеллер. Сначала темплеры проживали в домах, расположенных на территории Старого города, а в 1873 г. Матеус Франк приобрел участок земли в районе Эмек Рефаим, на котором возникла со временем Немецкая колония. Немецкие колонии в Иерусалиме и Яффо были колониями ремесленников, т.к. большую часть доходов жителям этих колоний приносили ремесла и торговля. В этом их отличие от жителей Сароны и Хайфы, которым наибольшую прибыль приносило сельское хозяйство, а именно выращивание виноградников. В годы наибольшего расцвета, перед Первой мировой войной, количество жителей Немецкой колонии в Иерусалиме достигло 400 человек. Немецкая колония в Иерусалиме носила название "Колония Рефаим". Это название восходит к следующему отрывку из Иссаи: "И это будет как после сбора колосьев в долине Рефаим". Считалось, что рефаимы-гиганты проживавшие на севере в районе Голанских высот и в Заиордании, предводителем которых был великан Ог, пришли и расселились в районе Иудейских гор в том месте, где ныне расположена Немецкая колония. Поскольку, темплеры были людьми глубоко верующими, они увековечили это предание в названии своего поселения. Большинство домов Немецкой колонии расположены вдоль улиц Газаштрассе (ныне Дерех Бейт Лехем), (ныне Дерех Рефаим) и в переулках между ними.

Продолжение следует

Previous post Next post
Up