Ну вот и мы прокатились по Аландским островам.
Я давно не слежу за "трендами" велотуризма, но, как мне показалось, Аланды - это такая велосипедная "классика", как Норвегия, как Крым, как Конаково-Тверь. Может, я и ошибаюсь, но сгонять из Питера на длинные выходные на Аланды - милое дело, я бы так делала, живя я в Питере. Да и количество велотуристов, в частности питерских и петрозаводских, на Аландах зашкаливает. Даже в весьма велосипедной Норвегии ты имеешь полное моральное право считать себя героем, вкручивая педали 3 часа подряд по Лестнице Троллей на скорости 1-1: там, наверху толпы авто-, мото- и лишь немного велотуристов. А на Аландах ты - очередной велосипедист, не более. Их здесь больше, чем автомобилей. Уникально выглядеть удалось лишь Шуше, нашей собаке, которую провезли по всем островам в карете. Немалое количество наших детей удивило кого-то лишь один раз, да и то, по-моему, это были материковые финны (можно так сказать?) и больше всего их впечатлила карета, в которую влезает двое детей и СОБАКА!
Классика классикой, однако, не могу сказать, что Аланды - это прям ВАУ!, что это то место, куда мне хочется вернуться. Материковая Финляндия, в частности, район Лаппеэнранты, где мы катались в прошлом году, единогласно всем участникам обоих походов понравилась больше. Да, на Аландах очень красиво, но ощущение похода, автономности отсутствует напрочь. И дело не в том, что это асфальт, населёнка, магазины и кемпинги, хотя этого достаточно, чтобы стереть вхлам все мои представления о настоящем походе. С первых часов, проведенных на Аландских островах, ты понимаешь, что с этими факторами придется смириться и даже получать от них удовольствие, но тут часто получается облом: блага цивилизации есть, но пользоваться ими на Аландах нужно уметь. Например, почти все магазины закрываются в 6-7 вечера, а по выходным в 4. Сухой закон работает после 9 вечера. Паромы между островами ходят в среднем 4 раза в день и между самым ранним в 8 утра и следующим за ним может быть перерыв в 7 часов. Встать с палаткой на берегу (ох, каком каменистом берегу) по закону как бы можно, как и по всей Скандинавии, но местные относятся к этому с укоризной и сделают так, чтобы вы потопали в кемпинг. Кемпинги я в принципе не люблю, эта романтика с тазиками посуды на общей кухне и горячей водой за монетки меня не привлекает ни за какие деньги, а за финские евро тем более. Мы как могли избегали кемпингов и чаще всего это были самые красивые и настоящие походные ночевки с потрясающим видом на море.
Один раз нам с нашим желанием сэкономить и полюбоваться видами не повезло, и владелец земли попросил нас удалиться. С водой тоже непросто. Она везде, но морская. В одном кемпинге даже в душе вода была соленая. Правда, вода совсем слабосоленая, после купания нет желания срочно сходить в душ. Найти лужу, как в Норвегии, и попить из нее здесь точно не получится. Родников нет, колодцев нет. В одном кемпинге нам отказали в питьевой воде, так как мы не собирались у них останавливаться.
Наверное, я пишу так, как будто поход получился паршивый, но он был офигенный! Мои дети не болели, не капризничали, не сидели на ручках, мы проехали все, что запланировали и даже нигде не лоханулись... ну, почти нигде. Неожиданно жаркое лето, отсутствие дождей тоже можно отнести к плюсам похода. Судя по статьям из интернета, средняя температура июля на Аландах +15 градусов, у нас же дневная температура достигала 30, ночью не было холоднее 20. Теплая одежда пролежала на дне рюкзака весь поход. Мы спали без спальников и часто без тента на палатке. Купались в теплом Балтийском море каждый день. Но и ожидаемых нами ягод и лисичек не было совсем, трава была высушена, березы осыпались как в начале сентября. Костры на Аландах жечь не принято, кострище мы видели лишь один раз.
К старту, ожидаемо, мы опоздали на сутки. С нашей непростой логистикой с выездом на трех машинах из двух городов (Москва и Рига), найденным прямой наводкой в недрах вещей и изъятым радар-детектором и выписанным штрафом на 120 евро и разбитым вдребезги люком в крыше автобуса вообще удивительно, что к вечеру второго дня мы все же почти добрались до Аландов. Но бросать машины и переправляться на острова мы решили уже на следующий день.
Мы проехались, наверное, по максимально возможному кольцу по ключевым островам, а их, на минуточку, аж 6757 штук. Вообще почитать об Аландах стоит до выезда на местность. Тогда можно узнать несколько весьма интересных фактов. Например, что единственный официальный язык тут шведский, а не финский. Что почти 100 лет острова входили в состав Российской Империи. Жители Аландских островов не призываются на военную службу. Город на островах только один - Мариехамн.
Вообще передвигаться на велосипедах по Аландам не так-то просто. Велотурист очень сильно привязан к расписанию паромов и иногда пробег в 20км за день - почти единственно возможный, если нет возможности или желания рвать когти к парому в 7.30 утра. Без детей все гораздо проще, конечно, но оставить детей без утренней каши чревато расточительством в кафе на борту.
Цены везде традиционно финские, а может даже шведские. Единственное, цены на мороженое везде одинаковые: что в магазине, что на пароме - 2-2,5 евро. Местный яблочный сидр, кстати, нас совсем не впечатлил, а вот сок в трехлитровых упаковках весьма вкусный, не зря на островах поголовно выращивают яблоки.
Визу мы получали финскую, конечно, хотя в визовом центре меня попросили уточнить, точно ли Аландские острова входят в состав Финляндии. Этот вопрос меня немного озадачил, но после путешествия по Аландам все встает на свои места.
Мы проехали 425км за 9 дней с учетом паромов и поездки в магазины. Я думаю, такой маршрут реально без детей проехать за 4 дня, если принять во внимание непростое расписание паромов. Паромы "заняли" километров 100 из этого трека. Трек, кстати, есть на джипсис
https://www.gpsies.com/map.do?fileId=cbseueyancbvgselРельеф на Аландах в принципе почти отсутствует, но кататься все же интересно и разнообразно. На островах много достопримечательностей, интересных даже для маленьких детей.
Крепость Бомарсунд мы посмотрели только с дороги, как-то не срослось у нас ней. Там же недалеко от крепости была самая красивая наша ночевка в кустах. Оттуда мы радиально ездили в замок Кастехольм.
В 18 км от Бомарсунда в последние выходные июля ежегодно проходит фестиваль викингов. Дети были в восторге!
Оттуда мы отправились в Йету, к Тропе Троллей. Весьма своеобразное и интересное место для того, чтобы задержать на полдня. Кемпинг довольно странный, местами под палатки они называют наклонные каменные плиты между домиками. За рестораном начинается организованный маршрут Тропа Троллей. В интернете есть информация, что он длиной то ли 1, то ли 2км и считается детским. Нам проверить удалось лишь на половину, потому что потом мы заблудились и выбирались через тундру.
Вообще, идея была почти провальной с самого начала. Мы приехали в Йету в пятницу вечером и, конечно, ни на какую тропу сил идти уже не было. Из Йеты есть паром в Skarpnato, на который мы собирались попасть, хотя в официальном расписании аландских паромов его нет. Мы выяснили тем же вечером, что паром ходит один раз в день (в 11.30 утра), а по вскр не ходит вовсе. Паром маленький, возит только туристов без авто. Следующий день был суббота и на паром нужно было попасть железно, иначе пришлось бы перекраивать маршрут или платить много денег за какую-нибудь лодку. И мы решили, что, встав в 6.30 и оставив двух человек собирать лагерь, мы успеем спокойно пройтись по тропе с детьми и выехать вовремя к парому. Все шло хорошо, тропа была просто прекрасна, пока мы не потеряли из виду стрелки. Времени было уже в обрез, поэтому мы решили идти напрямки. Это у нас вышло не очень здорово и мы порядком подустали, по очереди тащили детей, чуть не оставили под скалой собаку, но к лагерю в итоге вышли, времени в запасе почти не оставалось. К парому приехали вовремя, а он опоздал еще почти на час.
В самом западном месте островов Эккеро мы тоже побывали. Планировали посмотреть там музей почты, но тетенька из магазина нас отсоветовала, сказав, что детям там скучно. Она же рекомендовала сходить в музей охоты и рыболовства, но возвращаться обратно нам было невообразимо лень, хотя, может, и зря.
Из Эккеро по маркированному веломаршруту мы двинулись в Мариехамн. В Мариехамне, кстати, был самый уютный, пусть и самый дорогой, кемпинг. Он находится на берегу залива в городском парке.
Там мы задержались на дневку и скатались в музей мореходства Pommern. Вот где детям был кайф! Музей очень современный, в нем собрано экспонаты разных времен, воссозданы обстановки разных судов. Много интерактивных объектов: можно забраться на мачту, залезть в спасательную шлюпку, поучиться управлять кораблем и многое другое. На первом этаже есть детская игровая комната, имитирующая корабль с множеством укромных уголков. Мы еле вышли из музея под конец дня.
Музей состоит из двух частей: вторая часть - судно-музей Pommern. Он использовался для перевозки зерна из Австралии в Англию и Ирландию до начала II мировой войны. Подняться на корабль можно только с экскурсией, которая проходит несколько раз в день по 40-50 минут.
Из Мариехамна мы двинулись на восток, сделав петельку по общине Lemland. Пожалуй, самая красивая, лесная часть дороги проходила именно тут.
Другой дорогой мы потихоньку возвращались к острову Brando, откуда начинали свой маршрут. На острове мы не задержались и вечером, успев впритык к последнему парому на материк, вернулись к нашим машинам.
На Аланды я больше не поеду, их ресурс для меня исчерпан. Мне показалось, что Аланды больше подходят для самостоятельных детских походов, то есть, когда ребенок едет на своем велике сам. Ну, или их надо "проскакивать" за 5 дней, тогда они не успеют надоесть. В следующем году старшая дочь собирается ехать на своем велосипеде и мыпока не решили, что это будет за район, но с Финляндией, да и Скандинавией в целом, мы пока, думаю, завязали :)