Еще один замечательный прием Симмонса по созданию у читателя впечатления того, что он - Симмонс - даже сам от себя однажды проговорился, что Медведь, мол, демон, а не зверь.
Печальная кончина Корнелиуса Хики.
Страница 793-я из 873-х. Злодей Корнелиус Хики, каннибал, сошедший с ума, сидит один-одинешенек в добытом им баркасе, умирая от голода и холода (но не сознавая этого) и находится при последнем издыхании. Тут появляется Медведm. При виде его Хики окончательно умирает, и описано это так. Хики в некоторый момент осознает, что испускает последний выдох - с которым его душа (по его мнению) покидает его тело. Осознавая это, он, естественно, еще жив. Последняя фраза абзаца: "В следующий миг он понял, что это не дыхание навек покидает его, а дух, душа".
Следующие фразы такие:
"Чудовищное существо вдохнуло в себя душу Хики.
Но потом оно отшатнулось, потрясло огромной головой, раздраженно фыркнуло, словно отплевываясь от какой-то мерзости. Оно опустилось на все четыре лапы и навсегда покинуло поле зрения Хики.
Все навсегда покинуло поле зрения Хики. Звезды... застыли... на его широко раскрытых глазах. Ворон [эскимосское обозначение Тьмы-Смерти] опустился на него, как тьма, и пожрал то, до чего не соизволил дотронуться Туунбак [Медведь]. В конце концов незрячие глаза Хики растрескались от мороза, но он не моргнул".
Вопрос: В КАКОЙ МОМЕНТ УМЕР = ПРЕКРАТИЛ ДУМАТЬ И ВОСПРИНИМАТЬ ХИКИ?
Ответ может быть при внимательном чтении только один: этот момент был передан фразой "Ворон опустился на него, как тьма, и пожрал то, до чего не соизволил дотронуться Туунбак" (вкупе с предшествующими фразами о том, как все покинуло поле зрения Хики, относящимися к ТОМУ ЖЕ моменту, что и фраза про Ворона).
В самом деле, что тут и кто пожрал? Никакого реального ворона не было (глаза остались при злодее). Никто физически никого и ничего не пожрал - тело потом остается разлагаться . Остается считать, что смысл фразы такой: "Смерть опустилась на него и лишила его жизни, на которую не посягнул Медведь".
Но построен весь абзац так, что моментом смерти Хики читателю кажется вовсе не это, а фраза про осознание того, что душа из Хики вылетает.
Здесь эквилибристика автора доходит до совершенства. Дело в том, что МЕЖДУ фразой о том, как Хики понял, что его покидает душа (А), и фразами о поле зрения и Вороне, пожравшем то, что не пожрал Медведь (В-Г), стоит фраза: "Чудовищное существо вдохнуло в себя душу Хики" (Б).
Если считать, что Хики умер в момент (В-Г), то эта фраза про вдыхание души [=Б], вполне возможно,передает ЕГО, Хикино угасающее восприятие, ПОСЛЕДНЕЕ впечатление, которое получил _его мозг_. В предыдущей фразе ему казалось, что его душа истекает из тела, в этой - что Медведь вдохнул эту самую душу и выплюнул ее. Все, на этом его мозг прекратил работу = наступил момент В-Г.
Итак, если считать, что Хики умер в момент В-Г, то вполне вероятно, что фраза про вдыхание его души Медведем точно так же передает ЕГО угасающие представления о том, что происходит, как передавала их предыдущая фраза (о том, как из него выходит его душа).
Но если считать, что Хики умер = прекратил всякие восприятия ЕЩЕ ВО ФРАЗЕ А, ТО ЕСТЬ ДО фразы "Чудовищное существо вдохнуло в себя душу Хики" (Б) - то однозначно окажется, что эта фраза (Б) идет прямо от автора! Восприятия Хики она передавать уже не сможет по определению: тот перестал что-то воспринимать еще до того. Значит, это САМ АВТОР сообщает ОТ СВОЕГО ЛИЦА как факт читателю, что Медведь вдохнул в себя душу Хики. То есть, выходит, сам автор наконец-то ВЫСКАЗАЛСЯ о том, демон это или зверь - и высказался определенно в пользу демонической сущности Медведа. Звери не вдыхают душ.
Все. Читатель купился полностью.
И только перечитывание позволяет заметить эту игру и понять, что на самом деле пресловутая фраза о вдыхании души - необязательно от автора, что скорее она продолжает передавать угасающие мысли Хики о том, что происходит с его душой - вот она покидает его тело (А), а вот ее вдыхает Медведь (Б). А помер Хики мигом позже (В-Г):
(А) "Хики понял, что душа его вылетает из тела".
(Б) "Медведь вдохнул душу Хики"
(В) "Медведь опустился на все четыре лапы и навсегда покинул поле зрения Хики".
(Г) "Все навсегда покинуло поле зрения Хики" + далее про Ворона и Туунбака.
Здесь, повторим, есть четыре пункта, ПЕРВЫЙ из которых (А) заведомо написан "от Хики" (передает восприятие Хики), а последний (Г) - от автора (передает описание ситуации автором в "высоком" стиле, приноровленном к месту действия. Как указала Nadia Yar (см.
http://wirade.ru/cgi-bin/wirade/YaBB.pl?board=spoil;action=display;num=1219286422 ), вот это-то описание может идти ТОЛЬКО от лица самого автора, цитирую: "сам Хикки не знаком с эскимосской мифологией, и "образы, посещающие его мозг" в момент смерти, никак не могут содержать отсылки к Ворону и т. д. Хикки не знает даже имени "Туунбак" - для него Медвед только Террор").
Там же справедливо указано, что тут "нет границы, маркирующей чёткий переход от восприятия персонажа к авторской речи". Этот переход осуществился где-то ПОСЛЕ фразы (А), но ДО фразы (Г).
Где же он осуществился? Если между А и Б - то вдыхание души констатируется автором. Если между Б и В, в пункте В или между В и Г, или в начале Г - то вдыхание души есть передача последнего впечатления Хики.
Таким образом, одно точно: автор НЕ ВЗЯЛ на себя ответственности за ясную констатацию от своего лица вдыхания души Медведем. Он построил пассаж так, что принципиально нельзя понять точно, говорится об этом вдыхании как о факте от лица автора или как о впечатлении Хики "за Хики".
При этом вероятнее считать все же, что тут речь идет именно "за Хики", потому что предыдущая фраза о душе (о движении ее из Хики вон) передавала именно его восприятие, и к концу этой фразы он был еще жив и продолжал воспринимать. Тогда, вероятно, и следующая фраза о душе (=фраза о ее вдыхании) передает его же восприятие (окончательное завершение его восприятий). В той он представлял, как душа его выходит из него, в следующей представил, КУДА она уходит - и на этом перестал что-то представлять вообще: "Все навсегда покинуло поле зрения Хики".
Ну а образы, посещающие угасающий мозг Хики в последний момент его угасания, ясное дело, читателя ни к чему не обязывают. В отличие от прямого заявления АВТОРА, что, мол, да, Медвед вдохнул Хикину душу. Какового заявления здесь на самом деле и нет - а кажется, что есть.