Фундаментальное исследование этого известного французского историка, представителя так называемой школы "Анналов" стоит у меня на полке давно, покупалась книга еще в период, когда я учился в аспирантуре (немало уже времени с тех пор прошло, однако), но вот добрался я до нее только сейчас.
То, что Дюби представитель школы "Анналов" здесь важно, посколько уже одно это намекает, что не нужно, ориентируясь на название работы, ожидать от текста повестовательного нарратива, простой рассказ об истории Франции периода с 987 по 1460 годы, обозначенного в подзаголовке к изданию книги. Уже первые главы доказывают, что этого не будет, что акцент автор будет делать на те вещи, которые в первую очередь и интересуют "анналистов". Речь идет преимущественно о социальной истории, но не в марксистстком ее понимании, а в том, основы которого закладывали основатели этой научной школы и их первые последователи, где акцент делается на социокультурные аспекты, тесно связанные с ментальностью средневекового человека, в первую очередь религиозной, а также на идеологию и всякого рода подобные сюжеты. Особенно это было заметно в первой части книги, условно говоря, до описания правления Филиппа II Августа. Начиная с этого момента повествовательного становится больше, но именно больше, если сравнивать с предшествующими страницами, на самом деле повестовательное не начинает и здесь преобладать.
Вместе с усилением повествовательного растет и неоднозначность тех выводов, которые делает автор. По крайней мере у меня количество вопросов к исследователю росло от главы к главе. Но это не означает, что я категорично не согласен с ним, скорее здесь идет речь о поводах для дискуссий, приглашении к разговору. К примеру, трактовки автором роли французской короны в альбигойских войнах, предполылок и оценок Столетней войны и т.д., оставляли меня несогласным с ними. Но, еще раз повторю, это лишь повод для заочного спора, не более того.
Зато я обнаружил в этом исследовании ряд интересных новых для себя мыслей, с которыми я внутренне согласен и которые можно использовать для моих преподавательских целей, а уже одно это означает, что взялся я за нее не зря.
Книга достаточно сложна для понимания, вряд ли ее можно рекомендовать для широкого знакомства неподготовленному читателю, это точно не научно-популярное издание. Но вот историкам-профессионалам она будет, на мой взгляд, небезынтересна, она как минимум провоцирует работу мысли...