Владимир Мединский "Стена"

Jul 12, 2015 13:04




В моей жизни былот 2 периода, когда я читал исторический романы. Первый  - в детстве, когда в том числе и с их помощью знакомился с историей. Делать это было интересно, а художественная форма превращала этот процесс в еще более увлекательное действо. Затем, уже в студенчестве, когда я формировался как профессиональный историк, мне было интересно, при чтении подобной литературы, проверять себя, определять, что в тексте какого-нибудь исторического романа соответствует научным представлениям о той или иной эпохе или событии, а что является чистым вымыслом автора, что называется, я занимался тогда в некотором смысле "играми разума". Затем мне все это основательно наскучило, и я, если читал что-то близкое к историческим романам, то преимущественно в жанре АИ, что несколко раздвигало горизонты в восприятии истории, а иногда позволяло взглянуть по другому на имеющиеся у меня знания и представления о прошлом. И вот, похоже, у меня начинается 3 период обращения к историческим романам. Теперь мне стало интересно, как писатель занимается репрезентацией историей, какой формирует ее образ у читателя, какие преследует в этой связи цели. Это уже определенного уровня научный интерес. В этой связи роман достаточно одиозного историка, а заодно и министра культуры, Владимира Мединского, репутация которого достаточно неоднозначная в академической среде, более чем показателен. Что из себя предствляет Мединский и каких взглядов придерживается, мне прекрасно известно, захотелось посмотреть, как это все у него преломляется в художественном произведении, к жанру которого, я думаю, он обратился не случайно.
Итак, перед нами его роман "Стена", посвященный знаменитой обороне Смоленска в 1609-1611 гг., в разгар Смутного времени. Время, кстати, думаю, тоже было выбрано Мединским неслучайно. Начну с литературной составляющей романа. На удивление, роман, написанный в  авантюрно-приключенческом жанре, в этом смысле оказался неплох. Написан он хорошим языком, с довольно таки интересным приключенческим сюжетом. Однако, и это бросается в глаза с самых первых страниц, все это является лишь фоном, завлекающим читателя, основное же для автора - изложить свои взгляды на историю и политику. Здесь присутствует вполне себе стандартный набор из конспирологических идей, антизападных настроений, тенденций к всяческой пропаганде православия и противопоставление его католицизму, патриотических лозунгов и т.п. Все это было интересно находить и вычленять, тем более, что Владимир Мединский не особо их и зашифровал, а наоборот, всячески акцентировал. Единственное, что откровенно коробило, что автор периодически увлекался настолько, что осовременивал события, думаю, вполне сознательно, в результате, сама эпоха начала XVII века начинала приобретать черты конца XX-начала XXI века. Примеров того в романе было более, чем достаточно.
В результате получился вполне яркий пример попытки осуществления исторической политики, предпринятый человеком, занимающий вполне конкретный пост в государственной системе управления, направленный на решение вполне понятных задач. Но сделано это, повторю, довольно таки талантливо, на вполне достойном литературном уровне. А значит книга должна найти своего читателя.

современная литература, исторический роман, В. Мединский, история России, Смута, историческая политика

Previous post Next post
Up