Квентин Тарантино "Однажды в Голливуде"

Feb 12, 2022 22:15




Я не то, чтобы с предубеждением отношусь к новеллизациям фильмов и сериалов, просто не вижу в них какого-то смысла, кроме коммерческого. Другими словами, я вижу смысл в них для авторов и издателей, но не вижу смысла мне, как читателю, тратить свое время на них. Однако я неоднократно читал, что "Однажды в Голливуде" - это именно что роман, расширяющий вселенную одноименного фильма, а не простая новеллизация и, поскольку фильм является моим самым любимым у Тарантино, я не смог пройти мимо и книги.
Роман действительно не является новеллизацией в чистом виде. Если переходить на "киношный" язык, я бы назвал его режиссерской, да еще и основательно перемонтированной версией фильма. В результате, есть сцены, которые практически полностью копируют сцены из него, есть сцены, которых в самом кино нет, в этом смысле они правда расширяют наше знание о фильме. Например, в книге есть истории, описывающие, как у Клиффа Бута появилась собака, что на самом деле стало с его женой и т.п. Ну и, само собой, в романе отсутствует ряд сцен из фильма, в том числе ключевых, в частности, экшен-развязка фильма описывается в виде упоминания в один абзац в первой трети книги, не более того, а многое из него даже не упоминается. В результате в романе даже смещены некоторые акценты, которые не изменяют концепцию самой истории, но в первую очередь раскрывают некоторые другие сюжетные линии, которые кратко упоминаются, или вообще не упоминаются в кино.
Начало романа, если оценивать его с художественной стороны, мне напомнило не очень хорошо переделанный сценарий, однако постепенно это ощущение исчезло, а сама история, прекрасно мне известная, поскольку я уже дважды смотрел фильм, все более увлекала. Даже те сцены, которые в самом кино были, перенесенные на бумагу в формат прозы, было интересно читать, что уж говорить о том, чего на экране не было. Редкий случай, меня даже не напрягало достаточно большое количество мата, что меня в литературе обычно раздражает. У Тарантино это было как-то настолько уместно, что даже трудно в итоге представить диалоги героев без них. В результате книга мне нравилась все больше и больше и когда я дошел до финала романа, то его оценка остановилась буквально в одном шаге от максимальной, хотя сначала так совсем не казалось.
Стоит ли читать роман, если еще не видели фильм? Трудно сказать, поскольку я все-таки его уже видел задолго до выхода книги, но пытаясь абстрагироваться от знания всей истории, известной мне заранее, я все-таки пришел к выводу, что скорее всего без просмотра фильма чтение романа теряет всякий смысл. Опять же, это не новеллизация в обычном смысле этого слова и сюжет книги не очень понятен без книги, но вот если фильм смотрели и он, как и мне, понравился, то роман настоятельно рекомендуется к прочтению, а потом идеально было бы еще раз пересмотреть кино, уже зная что-то новое о героях придуманной Тарантино альтернативной истории печально знаменитых голливудских событий весны-лета 1969 года. Я вот точно собираюсь еще раз пересмотреть в ближайшее время и рискну предположить, что несколько иначе взгляну на многое происходящее на экране.

современная литература, АИ, кино, К. Тарантино, американская литература

Previous post Next post
Up