Александр Зорич "Карл, герцог"

Jun 27, 2021 16:22




Для начала видимо нужно дать краткую справку: Александр Зорич - это псевдоним писательского дуэта в лице Яны Боцман и Дмитрия Гордевского, украинских писателей, которые, если верить тому, что я нашел о них в интернете, приняли в 2010 году российское гражданство.
Интерес к этому роману у меня возник очень давно, более 10 лет назад (сам роман 2001 года, тогда вышедший в 2-х книгах и позже переизданный одним томом), но как-то все не складывалось с ним ознакомиться. Однако состоявшееся в итоге знакомство получилось очень неоднозначным, вызванное в первую очередь абсолютным несовпадением того, что я от него ожидал с тем, что получилось на самом деле. Я в принципе ждал, что несмотря на то, что на обложке стоит надпись "исторический роман", в центре которого стоит судьба бургундского герцога Карла Смелого, чистого исторического романа ждать не стоит, что это скорее историко-мистическое произведение, а возможно даже историческое фэнтези. По формальным признакам все так и есть, здесь вроде бы я угадал с жанром, однако то, с чем именно я столкнулся, для меня оказалось абсолютно неожиданным. Я ждал чего угодно, только не постмодернистский текст, написанный сознательно сверхсовременным языком, с применением огромного количества каламбуров, отсылок ко всей мировой элитарной и массовой культуре, обсценной лексики и много каких еще литературных экспериментов, ломающих всевозможные каноны любого из жанров, в которые как-бы пытаются играть авторы. И все это на 700 с лишних страниц произведения.
С самого начала у меня полезли брови кверху от того, что я увидел в этой книге, я какое-то время даже ждал, что вот-вот это все закончится и начнется "нормальное" повествование. Однако этого не случилось. Дополнительная сложность заключалась в том, что в книге не было ярко выраженного цельного сюжета, он разбивался на эпизоды, которые склеивались разного рода кинематографическими приемами (сначала мне так показалось, а затем авторы напрямую об этом написали), монтаж которых мне не показался слишком уж удачным. В результате я неоднократно терял и неоднократно же находил нить повествования и не могу сказать, что мне это сильно понравилось.
На самом деле, я не могу сказать, что роман получился неудачным, более того, даже мне он понравился бы, если бы был более компактным, а так меня просто раздавило, но не от интеллекта авторов, безусловно присутствующий в немалых дозах, а от их многочисленных экспериментов, коих, на мой взгляд, хватило бы не на одну книгу. Видно было, что дуэт "Александр Зорич" получал огромное удовольствие от того, что они делали, но я разделить с ними их восторг не смог, по крайней мере не смог в полной мере. Во многом это и объясняет, что читал я книгу беспрецедентно для меня долго, хотя здесь были и иные сопутствующие причины, в первую очередь большая загруженность по работе в этом месяце.
В итоге мне понравилась книга по задумке, чего я не могу сказать насчет ее реализации и, впервые познакомившись с этими авторами, я остался в недоумении, знакомиться ли дальше с их творчеством, или все-таки этого не делать...

историческое фэнтези, фэнтези, исторический роман, постмодернизм, мистика, А. Зорич, средневековье

Previous post Next post
Up