Я решил вернуться к автору, которого когда-то любил, но прочитал не так много его произведений, как того хотелось бы в свое время. Этот американский писатель скандинавского происхождения писал преимущественно в двух жанрах - в космической фантастике и фантастике историко-мифологической, напополам с альтернативно-исторической. С первым направлением его творчества я вообще не знаком (аналогичная ситуация, кстати у меня обстоит и с Гарри Гаррисоном, который тоже отметился в обоих этих жанрах, но именно космическая фантастика от Гаррисона прошла мимо меня, хотя читать про космос я в принципе люблю), поэтому после некоторых размышлений я решил знакомиться дальше с привычной мне стороной творчества Андерсона и остановился на романе "Дети водяного" (в другом переводе "Дети морского царя", которое на мой взгляд лучше передает суть книги), посвященному как раз второму направлению его творчества.
Роман, написанный как некая средневековая легенда о гибели Волшебного Мира в столкновении с христианством, мне с самого начала показался несколько простым, но очень грустным и лиричным произведением, очень неспешным по своему ритму. Он действительно чем-то напоминает средневековую легенду, пусть и не является попыткой стилизовать текст под нее. Однако постепенно повествование усложнялось, оно на поверку оказалось не таким прямолинейным, как казалось вначале, в нем обнаружились дополнительные смысловые пласты, которые не казались изначально очевидными. Самое же интересное, что при всей неспешности произведения, оно оказалось наполнено множеством событий и сюжетных поворотов, а также развитием героев, которые изначально выглядели достаточно плоскими и однозначными, как часто и бывает с героями мифов и легенд, но затем автору удалось их раскрыть как более глубоких персонажей, со своими трагедиями, меняющими их внутри.
Какое-то время мне казалось, что в книге действительно мало что происходит и я даже удивлялся, как писателю удалось растянуть историю, в которой немного чего происходит, на 400 страниц не самого скучного текста, пусть и не самого искрометного в плане динамики развития сюжета, но ближе к концу романа я оглянулся назад и понял, что автор незаметно для него погрузил читателя в немалое количество событий, величина которых не кажется очевидной. Просто темп повествования был достаточно медленным, убаюкивающим читателя, что он и не отмечает порой, как часто поворачивался сюжет.
Вот, я подобрал правильное слово, это медленное, убаюкивающее чтение, но очень уютное и постепенно увлекающее за собой. Это не самый лучший роман в жанре историко-мифологической фантастики, возможно даже не самый лучший в творчестве самого автора, первые 2 романа цикла "Королей Иса", например, будут посильнее во всех отношениях, но это безусловно приятное чтение, от которого можно получить удовольствие, если вчитаться в текст и позволить себе плыть по его течению, аналогично тому, как это делал морской народ Лири, о котором и шло повествование в романе.