С творчеством этого молодого австралийского автора (в разных переводах его фамилию в России указывают по-разному, иногда Зузак, иногда Зусак, я больше привык к первому варианту) я впервые познакомился, когда прочитал его "Книжного вора", который произвел в свое время на меня очень сильное впечатление как литературное произведение, после чего я стараюсь знакомиться со всеми его романами, коих пока не очень много. Ни один из них, на мой взгляд, уровня "Книжного вора" не достиг, однако я готов признать, что в целом он пишет вполне неплохие произведения. "Глиняный мост", крайний на данный момент его роман, по моему мнению, получился слабее всего остального, что он написал. Нет, я не могу отнести его к числу провальных, речь идет о сравнении с остальным творчеством автора, но так получилось, что именно он мне понравился меньше всех.
С самого начала у меня сложилось впечатление, что Зузак хотел написать серьезный, сложноустроенный, чуть ли не модернистский роман (ничего модернистского в нем, разумеется, нет, это просто мои ассоциации такие), однако по большому счету это у него не получилось. Особенно это касалось линии, связанной с заглавной темой, со строительством моста силами отца и одного из его сыновей-подростков. Ее было читать хуже всего, именно в ней есть главная претензия на сложность, которой, на самом деле нет, как бы автор не хотел этого добиться, от этого текст и воспринимался подобным образом. Вот так называемые флэшбэки, в которых рассказывается о предыстории событий, приведших к строительству этого пресловутого моста, получились у него гораздо лучше, но они и были исполнены в другой, более традиционной манере рассказывания истории, в чем Зузак силен, я неоднократно в этом убеждался. Получилась у него и концовка, которая тоже исполнена во вполне себе традиционной технике изложения. Она такая, какой и должна быть, местами грустная, местами трогательная и светлая, а самое главное, заканчивающая повествование, сводящая все линии воедино.
В результате низкую оценку книге я бы не стал ставить, хотя какое-то время размышлял об этом, но и высокую я тоже ей ставить не готов. От Маркуса Зузака я ожидал чего-то большего, видимо это главная причина моего довольно таки прохладного отношения к роману.