Захар Прилепин "Патологии"

Aug 21, 2020 15:01




Захар Прилепин - очень неоднозначная фигура в российской общественной жизни, у него есть очень много сторонников, но не меньше и противников и такая поляризация отношения к нему вполне объяснима. Однако, как бы не относиться к нему, как к общественно-политическому деятелю, очень трудно отрицать его большой писательский талант. Для меня это важно, поэтому несмотря на то, что мои взгляды с ними мало где сходятся, если вообще где-то это происходит, я не отказываюсь от знакомства с его книгами, хотя, не могу сказать, что много их прочитал. На данный момент, если говорить именно о художественной прозе, то до сего момента мной были прочитаны только 2 его романа - "Черная обезьяна" и "Обитель". "Патологии" - дебютный роман Прилепина.
Чем больше я читаю Прилепина, тем очевиднее мне становится следующее - есть 2 главных достоинства его прозы. Первое - это стиль, который фрагментами отсылает даже к русской классике, но и во всех остальных случаях предъявить претензии к его книгам в плане стиля я не могу. Второе - он прекрасный рассказчик, там где надо рассказать историю. Он умеет описать все так, что в рассказываемое "проваливаешься" с головой и безусловно веришь, что все так и могло произойти, даже если разумом видишь некоторые логические нестыковки, которые редко, но у него случаются. Когда же он пытается написать нечто большее, чем просто интересную яркую историю, начинает концептуализировать, то здесь у него порой случаются проблемы, как это, на мой взгляд, произошло с "Черной обезьяной". В этом смысле "Патологии" - лучший образец основных достоинств прозы Прилепина. Здесь все настолько ярко и образно написано, что даже удивительно, что это всего лишь дебют автора в большой форме. Могу представить, какой этот роман вызвал фурор, когда он только вышел. Тем более, что сама тема книги, война в Чечне, дает в этом плане возможности развернуться, а если учесть, что Прилепин сам принимал участие в описываемых событиях, когда в 90-е годы служил в ОМОНе  и участвовал в его составе в командировках в Чечню (роман формально не автобиографический, но думаю, многое автор брал из своих собственных воспоминаний, особенно, когда речь шла о деталях), то ему тем более есть где здесь развернуться.
Сам роман включает в себя 3 линии - сама чеченская командировка российских спецназовцев и два флэшбэка - детские воспоминания главного героя, от лица которого ведется повествование и его воспоминания о своей девушке, с которой он встречался до поездки в Грозный. Если честно, сначала линии флэшбэков мне читать было интереснее, но постепенно и главная линия, военная, меня тоже увлекла мастерским изложением деталей и напущенной автором атмосферой, которой остроту впечатлений добавлял осознание того факта, что это все не выдуманные истории, подобное могло и происходило в 90-е годы, чему автор был прямым очевидцем.
Роман в итоге получился очень сильным, оставившим у меня много впечатлений от прочитанного, к тому же написанным  очень хорошо. Пожалуй единственную претензию к книге, которую я могу привести и которая не дает мне все-таки поставить произведению максимальный балл, это то, что оба флэшбэка, по сути, не были доведены до логического конца. Не то, чтобы они были оборваны, скорее в их историях можно поставить многоточия и я не сомневаюсь, что автор вполне сознательно так сделал, но, по моему мнению, конкретно в этих случаях было бы логичным довести истории до конца, до какой-то логической точки, а не до пресловутого многоточия. Во всем остальном никаких претензий к роману у меня нет, но назвать легким чтением "Патологии" никак нельзя. Это уточнение я сделал на всякий случай, вдруг кто-нибудь еще эту книгу не читал и захочет с ней ознакомиться, чтобы в этом случае было понятно, чего от нее ждать.

современная литература, война, З. Прилепин, современная история

Previous post Next post
Up