Федор Раззаков "Гибель советского кино-2. Тайны закулисной войны. 1973-1991"

Aug 19, 2020 17:59




Все те недостатки 1-го тома работы Федора Раззакова по истории советского кино, которые я отмечал в отзыве на него, во втором томе не только не исчезли, а еще больше усилились, на мой взгляд. Не буду повторять, что именно я относил к  ее недостаткам, они подробно описаны мной в соответствующем отзыве, скажу лишь, что все они стали еще рельефней выражены, когда автор дошел до эпохи перестройки, ради чего, судя по названию книги, он и затевал свой труд. Чем ближе к концу, тем ему все менее интересно было говорить собственно о кино и он все больше начинал говорить о политике. Я уж молчу о том, что он, как мне кажется, чересчур увеличивает значимость "перестроечного" кино в деле распада (развала, как пишет автор) СССР, при этом сам же пишет, что интерес к кино, а значит и цифры проката из года в год падали. У него вообще проблемы с внутренней логикой были еще в 1-м томе, уже там он периодически противоречил сам себе, во 2-м томе этого стало как минимум не меньше. Показательным в этом плане, в том, что его чем дальше, тем меньше  интересовало само кино, стало приложение, где он приводит данные по лидерам проката, начиная с 1940 года, а также по пятилетиям перечисляет самых популярных советских актеров. Чем ближе к концу, тем менее были эти списки подробны, а данные по 1990 и 1991 годам в приложении просто отсутствуют. Не кино для него было важно, не ради него он, как минимум, писал последние главы своей книги.
Достоинств тоже, по сравнению с первой частью, не прибавилось. Понятно, что работа выполнена в рамках очевидной с первой страницы 1-го тома политической концепции, но я все-таки за второй том взялся, поскольку несмотря на множество недостатков, ему удалось все-таки создать более-менее системную историю советского кино и если бы во второй части он хотя бы сохранил эту тенденцию, то мое впечатление от книги было бы все-таки лучше. А так, повторюсь, последняя "пятилетка" советского кино практически была не отражена в этом смысле, ее заменило описание тех самых "закулисных войн", о которых было указано в названии, тогда как и в первой книге все-таки не до конца было системно изложена история кино, там было, что улучшать. Из нее, в частности, практически выпали детские фильмы, а также телефильмы и то, что потом будут называть "телесериалы" и т.п. Во втором томе не только этот недостаток не был устранен, но и усугублен.
Однако еще один положительный момент от чтения этого 2-х томника я для себя еще выделил, правда не знаю, насколько это можно отнести к заслуге автору. Прочитав эти книги, я захотел посмотреть/пересмотреть целую серию советских фильмов. Интерес к советскому кинематографу, который мне всегда был небезразличен, усилился. Не знаю, насколько это выльется в реальное увеличение просмотра советских фильмов, но пока желание определенно есть. Собственно, ради этого я все-таки дочитал этот опус, хотя местами, признаюсь, было непросто это делать, учитывая ряд его существенных недостатков.

история, СССР, нон-фикшн, кино, Ф. Раззаков

Previous post Next post
Up