Брэйн Даун "Код Онегина"

May 02, 2020 15:40




Начну с пары уточнений. Первое, это роман, на обложке которого стоит говорящий псевдоним. Под ним не особо скрываются два соавтора -  Дмитрий Быков и Максим Чертанов, последний из которых сам является псевдонимом некой Марии Кузнецовой, если опять же это правда, а не очередная мистификация. И второе, это роман постмодернистский насквозь, в котором авторы "подмигнули", всем, кому смогли.
Если честно, я бы никогда не взялся за этот роман, если бы не упомянутые выше соавторы, у которых я уже читал как-то роман "Правда", мне понравившийся. Более того, я не уверен, что вообще бы о нем услышал, если бы не упоминание этой книги в их библиографиях. Однако сочетание ряда факторов способствовало тому, что я с этим произведением ознакомился.
В самом начале книги соавторы, "подмигнув" читателю, в первый и далеко не в последний раз, заявили, что будут писать сознательно простой по задумке, "попсовый" конспирологический роман, отсылающий к творчеству Дэна Брауна (хотя лично у меня в процессе чтения все больше возникали ощущения неких аллюзий скорее на "Маятник Фуко" Умберто Эко) и первые главы, надо отдать им должное, именно так и были стилизованы, как и было обещано. Однако меня не оставляло ощущение, что дальше все окажется сложнее и интереснее, на то это и постмодернистское произведение. И это действительно произошло. Не могу сказать, что получился шедевр, но все получилось гораздо качественней сделанней, как то казалось вначале и чем дальше, тем книгу было интереснее читать. Правда у меня периодически возникало подозрение, что авторы придумали идею, которая им очень понравилась, но не очень понимали, куда именно все должно в итоге прийти, уповая на то, что это как-нибудь само собой получится. На мой взгляд, до конца "само собой" не получилось, отсюда мои самые большие претензии к роману относятся в первую очередь к его концовке. Я не то, чтобы был против открытого финала, хотя действительно недолюбливаю подобные решения в романах, мне не понравилось не то, что действие, по сути, оборвалось, не смотря на несколько промежуточных финалов, а то, как именно оборвалось, по моему мнению, это можно было бы сделать как-нибудь поинтереснее. В результате как некая "игра разума" роман неплох, но мог бы быть более интересно придуманным, материал позволял это сделать.

Д. Быков, современная Россия, роман в романе, постмодернизм, современная литература, конспирология, писатели, М. Чертанов

Previous post Next post
Up