Леонид Леонов "Вор"

Feb 16, 2018 20:44




О творчестве Леонида Леонова достаточно много и в хвалебных тонах говорит Дмитрий Быков, в еще более хвалебных выражениях высказывается о нем Захар Прилепин, который о Леонове даже целую книжку написал, отзыв на которую есть в моем ЖЖ, т.к. я в свое время ее уже прочитал. Это тот случай, когда такие два разных писателя, а с некоторых пор еще и ярых антагониста, сходятся во мнениях. Разумеется, меня это не могло не заинтересовать, дошло дело и до творчества самого Леонова. Начать я решил с одного из самых знаменитых его романов, написанного им в 1927 году и дважды им переработанного, романа "Вор". Я читал версию 1959 года.
Первое, что мне бросилось в глаза, по своей стилистике роман совсем не напоминает то, что принято называть "советским реалистическим романом". Не могу сказать, что я много читал в этом жанре, но в том, что я читал, что-то такое есть, что объединяет их, позволяет определить, книгу в каком жанре и каком временном промежутке ты читаешь, встроить ее в общую цепочку. И дело даже не в том, что в "Воре" практически нет советской идеологии, тут все гораздо сложнее. Роман "Вор" другой, более четко я на данный момент сформулировать свою мысль не смогу.
Далее, надо сказать, что роман мне понравился. Он очень хорошо написан, в нем хорошо прописаны герои, которым правда практически всем не хочется сочувствовать, за исключением цирковой гимнастки Татьяны и ее циркового учителя Пугля, хорошо подана интрига повествования. Я уж молчу про размывание границ между самим автором романа, Леонидом Леоновым, писателем Федором Фирсовым, который в романе пишет свой роман, в котором главные герои - это герои романа Леонова, и самими героями, которых описывает  Леонов и Фирсов. Не знаю, кто первый в истории мировой литературы написал "роман в романе", не факт, что это был Леонов, да это и не важно, главное, что у него получилось это сделать интересно.
Пожалуй лишь одно замечание я готов сделать этой книге. Автору, на мой взгляд, все-таки не удалось везде выдержать динамизм повествования, местами, по моему мнению, можно было бы подсократить текст и от этого роман бы только выиграл. Но если и сокращать, то немного. И вообще, очень трудно писать реалистический роман на 700 с лишним страниц и сохранить динамизм на всем протяжении повествования, поэтому это замечание достаточно условное. То, о чем я только что написал, никак не портит общую картину восприятия этого текста.
Однозначно, что это не последний роман Леонова, который я собираюсь прочитать, первое знакомство с писателем оказалось положительным и к его творчеству я планирую возвращаться и дальше.

советская литература, криминальный мир, Л. Леонов, роман в романе, НЭП

Previous post Next post
Up