Сделай себе гроб и живи спокойно. С иноверцами не ешь. Репортаж из старообрядческой деревни

Oct 11, 2020 15:42


В сарафане поверх расшитой рубахи, да в платке, украшенном бисером и брошами, стояла я под звездным небом Забайкалья. В избе ждала заварная халва, пироги с черемухой да каша, томлёная 5 часов печи. Старообрядцы. Кстати, с их точки зрения, я так себе девица. Уж больно тоща. Говорят, в былые времена, на сватовстве таким как я, побольше юбок надевали для объёма:)

А я стояла у расписной избы и думала о гробе.





По традиции глава семьи делал себе гроб сам, выдалбливая цельное дерево. Примерял на себя, отесывал и хранил потом в амбаре до тех пор, пока не понадобится…



гроб

Культура забайкальских старообрядцев - занесена ЮНЕСКО в список шедевров всемирного нематериального наследия человечества.



люлька возле хозяйской кровати

Напомню, что началось всё на Руси в далеком 1662 году, в год церковного раскола, когда патриарх Никон ввел реформы, внес изменение в церковные книги и обряды. Но многие из православных христиан отказались их принимать, став врагами церкви и государства. Ссылки, казни, сожжения. Спасаясь, старообрядцы бегут к западным границам Руси и за их пределы. Они расселились на территориях современных Украины, Белоруссии и Польши. Там на протяжении 100 лет строят дома и обживают земли, пока в 1762 году Екатерина II не издала указ о возвращении старообрядцев в Россию.



Власть обещала простить им «прегрешения» и не наказывать за веру. Но выманить людей с уже обжитых земель для переселения в Сибирь не получилось. Погнали силой. Перевозили семьями. Со всем добром, что успевали взять с собой. Примерно через год до Бурятии добралось 40 000 человек. Год они шли сюда через всю страну.



Место сейчас называется Тарбагатай - по названию сибирского сурка тарбагана.

И до крестьян русских земледелием тут никто не занимался.

Старообрядцы не сдались. Смогли заниматься земледелием. Первыми в Сибири стали использовать плуг, для боронования - плетеные бороны с деревянными зубьями. Построили новые расписные избы.



Запрет на алкоголь и табак. В домах на видном месте держали полную бутылку водки - это означало, что хозяин дома не пьёт водку.

Межэтнические и межрелигиозные браки были запрещены. Запрещался приём пищи совместно с иноверцами.



И за счет удаленности и закрытости для чужаков деревень-сохранили свою культуру. Долгое время детей обучали старославянской грамоте.

Когда в Советское время были закрыты все старообрядческие церкви, тайно молились по домам и крестили детей.

Двуперстие боярыни Морозовой, помните же со школы? Невзгоды и гонения сближают рода, как ни что другое.

Как только гонения прекратились, стала постепенно исчезать и культура.



Если сравнить с другими северными старообрядческими селами, то две Забайкальские деревни достаточно открыты для гостей. Но, как и положено у староверов не до конца.

Первая -Тарбагатай. Здесь есть отличный музей, где собраны, привезенные почти 300 лет назад еще на тех самых извозах вещи.



Здесь же находится и Никольский храм Русской Древнеправославной Церкви. Нам все показал Александр, сын отца Сергия. В храме фотографировать нельзя, он не большой, но уютный внутри. Сохранились древние иконы, которые староверы привезли с собой.



Никольский храм Русской Древлеправославной Церкви

Вокруг ухоженные подворья, избы старинные - перевезены из дальних сел. Орнаменты вырезает зимними долгими вечерами сам Александр.



Он отвечает нам на все вопросы о приходе, показывает упитанных гусей и его бабушкины сарафаны.



Но, я чувствую, что душа его не готова в первый же час принять чужака.



Оно и понятно, туризм- туризмом, а их культура была закрыта сотни лета, за то, что порывом души «неправильно» покрестился в сложный момент- могли и убить.



И честно говоря, у меня нет идеального рецепта для тех, кто хочет сохранить свою культуру, но при этом не превратится в Диснейленд.

Что думаете? Насколько закрытой или наоборот открытой должна быть община, как с молодежью работать?

А продолжение истории про старообрядцев в следующем посте - Десятниково Тарбагатайского района. И не просто, деревня- а имеет статус и входит в ассоциацию «Самых красивых деревень России».



Я побывала у старообрядцев во время экспедиции #дальневосточныйэкспресс проекта Живое наследие

Об этой поездке и пишу серию рассказов

Бурятия, Дальневосточный экспресс, Живое наследие, старообрядцы, #дальневосточныйэкспресс

Previous post Next post
Up