«Не Америка «заразила нас кризисом», а мы сами залезли в ловушку»

Jun 12, 2012 23:50





Вплоть до конца 2008 года, когда «Америка заразила нас кризисом», высшие должностные лица говорили о быстром развитии российской экономики в последние годы. Из чего же это видно, как вяжутся эти слова с реальностью? Какие великие «стройки капитализма» завершили за эти годы? Если взять реальную экономику, то она в 2000-2008 гг. росла медленнее, чем в 1985-1989 гг., - а ведь тогда нас уговорили сломать нашу экономическую систему из-за «низкого темпа роста».



В 2000-2008 гг. Россия получила подарок судьбы - нефтедоллары. Но где же восстановительная программа? Нет ее, а ведь разрушения в экономике за 90-е годы больше, чем от Второй мировой войны. Эти разрушения явно не собираются ликвидировать. Деньги идут на ледяные дворцы в Сочи и трубу для катания на горных лыжах летом под Москвой, а в Архангельске теплосети уже не поддаются ремонту.

Говорят о ВВП (хотя и он никак не «удваивается»), но это показатель не развития экономики, а движения денег. Надо смотреть на натурные показатели. Посевные площади сократились на 43 млн га, а поголовье крупного рогатого скота - в три раза. У нас его теперь намного меньше, чем в 1916 году! Замечательно, что в России был предпринят приоритетный национальный проект в животноводстве, но сравнима ли эта капля с масштабами провала 90-х годов? А сколько у нас осталось тракторов? А торговый флот, который сократился в четыре раза? А как стареет оборудование промышленности? А кто будет работать на заводах, когда умрут пенсионеры? В ПТУ теперь учатся на официантов.

Вот утверждение В.В. Путина в апреле 2009 года, которое удивило своим оптимизмом:

«Последние годы, благодаря инвестициям и внедрению инноваций, возможности реального сектора страны самым серьезным образом выросли. Наша задача - сохранить и развить накопленный промышленный и технологический потенциал».

Какие инвестиции и инновации! Инвестиции после 2000 года шли в основном в торговлю и добычу нефти и газа, а не в «реальный сектор страны». Вот данные для типичного 2006 года, доли инвестиций по секторам хозяйства:

Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых - 13,3%; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 17%; производство машин и оборудования - 1%.

Да и размеры инвестиций были очень и очень скромными, это видно из рис. 1 (графики на этом и остальных рисунках построены по данным официальной статистики, опубликованным ЦСУ, а затем Госстатом СССР, РСФСР и РФ; в графиках встречаются пробелы, но динамика изменений видна хорошо). Этих инвестиций не хватало даже для скудного содержания «накопленного промышленного и технологического потенциала»: этот потенциал продолжал деградировать.

Какой может быть «рост возможностей реального сектора», если на душу населения в России остается для собственного потребления 0,7-0,9 тонн нефти на душу населения - меньше трети того, что мы имели до реформы? Россия - энергетическая держава! Но это и есть эвфемизм, а реально эти слова означают «сырьевой придаток». Ведь нефть и газ не производятся, а извлекаются из кладовых России. Их «тащат из семьи».

В сентябре 2005 года В.В. Путин сказал: «Проводимый курс обеспечил макроэкономическую стабильность». Это утверждение повторялось буквально до того дня в октябре 2008 года, когда обрушились цены на нефть и российская биржа. Очевидно, что проводимый курс не обеспечил макроэкономическую стабильность, о чем и писали многие российские специалисты и указывали на опасный рост необеспеченных кредитов. Этих предупреждений не отрицали - их просто «не замечали».



Рис. 1. Индекс капиталовложений в основные фонды в России, 1990 = 100
Если посмотреть статистику, то видно, что не «Америка заразила нас кризисом», а сама Российская Федерация лезла в эту ловушку с 2000 года. Именно тогда начался безудержный рост потребительских кредитов. Примечательно, что динамика этого роста ничуть не была поколеблена кризисом, который, как говорилось, поставил банковскую систему на грань катастрофы. Мы видим, что и деньги у банков были, и кредиты они давали в растущих размерах (рис. 2).



Рис. 2. Кредиты физическим лицам в России, млрд. руб.
В послании 2004 года В.В. Путин сказал: «Одной из самых актуальных задач считаю обеспечение граждан доступным жильем». Соответственно это раздували пузырь ипотечных кредитов и цены на жилье, в чем далеко обогнали Западную Европу.

Но главное - тезис неверно передает суть реальной проблемы. Сейчас для большинства населения России главной проблемой является не приобретение жилья, а его содержание (можно даже сказать, удержание). Население с большим трудом выдерживает оплату жилищно-коммунальных услуг, но это мелочь по сравнению с деградацией основных фондов ЖКХ - зданий и инфраструктуры. Это - неумолимый фактор, нужны большие ресурсы и чрезвычайные усилия для восстановления ЖКХ. Но решением власти стало переложить эти расходы на плечи населения. Под разговоры о доступном жилье власть сбросила с себя заботу о ЖКХ, которое за 20 лет сама и поставила на грань краха.

Вот суждение В.В. Путина (в сокращении): «Новый Жилищный кодекс возложил полную ответственность за содержание жилых домов на собственников. Однако эта нагрузка для подавляющего большинства граждан оказалась абсолютно неподъемной. Из 3 млрд кв. м жилищного фонда России более половины нуждается в ремонте. Сегодня объем аварийного жилья - более 11 млн кв. м. Вопрос, который вообще не терпит никакого отлагательства, - расселение аварийного жилья. Невнимание государства к этим проблемам считаю аморальным. Правительство в 2007 году запланировало на расселение ветхого и аварийного жилья всего 1 млрд руб.».

Президент обращается к государству с упреком в аморальности - к государству, главой которого он является! Как это понять? И почему вопрос переводится в сферу морали, если проживание людей в ветхом и аварийном жилье запрещено законом? Государство по закону обязано расселить этих граждан, а угрызения совести - лирика.

Но главное в том, что в качестве доводов президент приводит величины, которые несоизмеримы между собой. Из этого видно, что государство отказывается решать проблему в ее реальных измерениях. Структурируем рассуждение В.В. Путина.

- Государство обязано расселить людей из аварийных домов (забудем о ветхих).

- Для этого требуется построить 11 млн кв. м жилья.

- Денег, выделенных государством для этой цели на 2007 год, достаточно, чтобы построить примерно 20 000 кв. м.

- Это составляет 0,2% от требуемой для расселения площади.

Вывод: если бы старение жилищного фонда с 2007 года чудесным образом прекратилось, граждане из аварийных жилищ были бы расселены, при сохранении нынешних темпов расселения, за 500 лет. Но ведь старение жилищного фонда не прекращается, а идет быстрее, чем люди переселяются в новые дома.

Я уж не говорю, что правительство исходит из данных о размере ветхого и аварийного фонда за 2001 год, хотя в 1999 году темп износа жилья, оставленного без ремонта, вышел в экспоненциальный режим.

Президент констатирует, что население не может оплатить ремонт жилищного фонда: «эта нагрузка для подавляющего большинства граждан оказалась абсолютно неподъемной». Итак, официально признано, что оплата ремонта оказалась неподъемной. Как же у президента повернулась рука подписать закон, возлагающий на население обязанность оплатить ремонт?! Интересно было бы проникнуть в ход мысли людей, стоящих у руля государства, а также всей рати советников, экспертов и пропагандистов.

Подробнее читайте в книге С.Г. Кара-Мурзы «Угрозы России. Точка невозврата»

кризис, россия, нефть

Previous post Next post
Up