Разыскивая в поисковике информацию об Игоре Савостине, моём давнем друге, затащившем меня в Калининград участвовать в фестивале альтернативного кино, вдруг узнал, что он умер. Как умер? Почему умер? Когда умер?
про Игоря Савостинаwind_veterAugust 17 2009, 13:56:16 UTC
Некто yatep написал в ЖЖ: «1970-е - 1980-е. Журналист Юрий Шебалкин по своей комсомольской линии сопровождал приехавшего в Кёниг Андрея Вознесенского. Говорят, комсомольцы “оберегали” Вознесенского от местной “левой” молодежи. От тех, кому он был нужен больше всего. Игорь Савостин, уже небезызвестный тогда театральный критик, “отбил” Вознесенского. Увёз то ли в общагу, то ли на чью-то квартиру. И поэт наконец-то общался со своей аудиторией без заготовленных вопросов. Живьём.
Мама говорила, что одни из самых тонких спектаклей ставил именно Савостин. Причём, не только в Калининграде. Да, большое видится на расстоянии. Когда все были живы, он даже попадал в анекдоты. Так же, как все, кто был причастен к празднику под названием Литературный театр. К празднику, в котором выросли все мы. В котором появился и я. Тогда, когда Савостин был в расцвете, моя мама еще носила свою родную, девичью, фамилию - Васильева. Поскольку играла в Литературном, была в движухе, попадала в литтеатровские анекдоты. Один из них связан с легендарным Савостиным. Копипейст с сайта Дворца культуры моряков.
Как Савостин вводил в спектакли эротику?
Тарковскому, значит, можно, Кончаловскому можно, Бергману, там, Феллини всяким. А Савостину? Ему тоже хотелось. Ещё на “Золотой шпаге”. Стал он юных школьниц Полину, Демчик да Васильеву уговаривать. Ну, вы там высоко на балконе будете. Ну мы вас так высветим, что лица не видно будет. Уговорил Васильеву. До первой репетиции. Потом: «Нет, - говорит, - не смогу». Не смогла. Долго Савостин терпел, дотерпел до Блоковского. Уговорил Полину. До пояса. Пока он там почитает, она просто так постоит. Спиной, разумеется. Савостин своего добился. Чего он в этот момент читал - мало кто помнит. Им было весело. Наверное, как нам сейчас. А потом, жизнь у каждого, пошла, поехала, поплыла по-своему. И те университеты (порядочность, кино, театр, литературоведение), которые студенты 70-х - 80-х получили от него начали работать на личную жизнь. Каждого и каждой, кто ещё недавно сидел на его лекциях, показах, собирушках. Университеты работали, а он оставался... С чем оставался? Извините, это за скобками.
Однажды, незадолго до того, как его не стало, я увидел Савостина на Комсомольской. Его переводил через дорогу молодой парень. Перевёл, и ушёл. А он побрёл в сторону своего дома. Я не знал, как далеко тогда у него всё зашло. Я просто окликнул его. Он не обернулся. Ещё раз. Ноль внимания. Я не проявил настойчивости, и пошёл своей дорогой. Успокаивал себя тем, что до его дома - никаких дорог, лишь два двора. Должен ли я был идти за ним? Мог ли я что-то сделать? Не знаю. До дома он дошёл. Ничего не случилось. Вернее, то, что случилось, происходило с ним уже давно. Он прожил ещё какое-то количество месяцев. Его хранил друг. Наверное, единственный. А потом я думал: это мы, молодые конца XX - начала XXI века прохлопали его. Отпустили ТУДА своим безразличием. А может быть, нет?»
Режиссёр Альберт МИХАЙЛОВ: «Когда в коллектив приходят такие умницы, как Игорь Савостин, Валентин Егоров, Владимир Сухов, Елена Кайданова, Сергей Кузьмин, Эдуард Войтехович, Марина Солодовникова, Валерий Анискевич, Александр Смирнов, энциклопедически образованные, думающие, талантливые, этого достаточно, чтобы стихийно возник реактор, распираемый безумными идеями. Хватало одного лишь их присутствия, чтобы в театре воцарился дух высокой культуры, интеллигентности, требовательности к себе, желания творить и экспериментировать».
Мама говорила, что одни из самых тонких спектаклей ставил именно Савостин. Причём, не только в Калининграде. Да, большое видится на расстоянии. Когда все были живы, он даже попадал в анекдоты. Так же, как все, кто был причастен к празднику под названием Литературный театр. К празднику, в котором выросли все мы. В котором появился и я.
Тогда, когда Савостин был в расцвете, моя мама еще носила свою родную, девичью, фамилию - Васильева. Поскольку играла в Литературном, была в движухе, попадала в литтеатровские анекдоты. Один из них связан с легендарным Савостиным. Копипейст с сайта Дворца культуры моряков.
Как Савостин вводил в спектакли эротику?
Тарковскому, значит, можно, Кончаловскому можно, Бергману, там, Феллини всяким. А Савостину? Ему тоже хотелось. Ещё на “Золотой шпаге”. Стал он юных школьниц Полину, Демчик да Васильеву уговаривать. Ну, вы там высоко на балконе будете. Ну мы вас так высветим, что лица не видно будет. Уговорил Васильеву. До первой репетиции. Потом: «Нет, - говорит, - не смогу». Не смогла. Долго Савостин терпел, дотерпел до Блоковского. Уговорил Полину. До пояса. Пока он там почитает, она просто так постоит. Спиной, разумеется.
Савостин своего добился. Чего он в этот момент читал - мало кто помнит.
Им было весело. Наверное, как нам сейчас. А потом, жизнь у каждого, пошла, поехала, поплыла по-своему. И те университеты (порядочность, кино, театр, литературоведение), которые студенты 70-х - 80-х получили от него начали работать на личную жизнь. Каждого и каждой, кто ещё недавно сидел на его лекциях, показах, собирушках. Университеты работали, а он оставался...
С чем оставался? Извините, это за скобками.
Однажды, незадолго до того, как его не стало, я увидел Савостина на Комсомольской. Его переводил через дорогу молодой парень. Перевёл, и ушёл. А он побрёл в сторону своего дома. Я не знал, как далеко тогда у него всё зашло. Я просто окликнул его. Он не обернулся. Ещё раз. Ноль внимания. Я не проявил настойчивости, и пошёл своей дорогой. Успокаивал себя тем, что до его дома - никаких дорог, лишь два двора. Должен ли я был идти за ним? Мог ли я что-то сделать? Не знаю. До дома он дошёл. Ничего не случилось. Вернее, то, что случилось, происходило с ним уже давно. Он прожил ещё какое-то количество месяцев. Его хранил друг. Наверное, единственный.
А потом я думал: это мы, молодые конца XX - начала XXI века
прохлопали его. Отпустили ТУДА своим безразличием. А может быть, нет?»
Режиссёр Альберт МИХАЙЛОВ: «Когда в коллектив приходят такие умницы, как Игорь Савостин, Валентин Егоров, Владимир Сухов, Елена Кайданова, Сергей Кузьмин, Эдуард Войтехович, Марина Солодовникова, Валерий Анискевич, Александр Смирнов, энциклопедически образованные, думающие, талантливые, этого достаточно, чтобы стихийно возник реактор, распираемый безумными идеями. Хватало одного лишь их присутствия, чтобы в театре воцарился дух высокой культуры, интеллигентности, требовательности к себе, желания творить и экспериментировать».
Reply
Leave a comment