Савостин

Aug 16, 2009 19:45


Разыскивая в поисковике информацию об Игоре Савостине, моём давнем друге, затащившем меня в Калининград участвовать в фестивале альтернативного кино, вдруг узнал, что он умер. Как умер? Почему умер? Когда умер?


Игорь Савостин был в определённом смысле моим проводником в мир независимости. Конечно, я уже снимал кино, уже существовал независимо от других, уже создал мой собственный мир, который можно, наверное, назвать кинодневниками чувственности. Но я не верил в возможность пробиться с ними в мир живых людей. Игорь привёл меня в Калининград, и там я, похоже, обрёл надежду.

Мы познакомились в Ленинграде, на фестивале Параллельного кино, проходивший в доме Союза кинематографистов, куда меня пригласили братья Алейниковы (родоначальники и идеологи этого движения). Игорь как-то сразу проявил ко мне интерес и в первый же день поведал о своём замысле провести фестиваль альтернативного кино в Калининграде. Он много и взволнованно рассуждал об искусстве, и никогда его слова не были формальными. Он обожал кино, театр, литературу, погружался в мире подлинного искусства с головой. Любил спорить, но обо всём увиденном всегда отзывался в первую очередь восторженно.

Организованный им Калининградский кинофестиваль прошёл с размахом: клубы, кафе, кинотеатры, множество зрителей (зачастую случайных, не понимавших, что им предстояло увидеть и потому шокированных).

Обо мне Игорь сказал в интервью «Митиному журналу»: «Фильмы этого фестиваля демонстрируют разнообразные аспекты исследования человека. Во-первых, с точки зрения того, как человек существует в том материальном пространстве, которое становится средой его обитания или средой, которую он не приемлет. Это в первую очередь картина Димы Баранова: такая плотская радость проживания в этом мире и плотская радость рассказывания об этом. Или, например, Андрей Нефёдов. Год назад, когда он снимал на восьмимиллиметровую плёнку, он ненавидел этот мир. Он создавал жуткий, страшный, корявый, скрежещущий, железистый, ржавый какой-то, мерзкий мир. Но вот он взял в руки видеокамеру - и мир обрёл у него влажность какую-то, дыхание... и он полюбил этот мир. И два его фильма этого фестиваля - «О чувствах и заботах» и «Потуги на любовь» - это очень красивые эротические фильмы (он их, кстати, очень порезал для фестиваля и всю эротику убрал), это мир, в котором человек чувствует себя очень легко. И, может быть, в этом спасение. Если говорить о мессианских функциях видеоискусства».

Андрей Нефёдов - это и есть Андрей Ветер. Почему-то Игорь решил, что я создавал страшный мир  в моих фильмах. Возможно, так и было. Как искусствовед, он лучше понимал такие вещи.

Тонкий, чуткий, нервный, ранимый Игорёк Савостин. Помню, с какой болью он рассказывал, как вытаскивал из котёнка рыбью кость, которая проткнула зверёнышу горло так, что вылезла наружу через шею. Со слезами рассказывал, а потом взял выздоровевшего котёнка на руки: «Вот какой красавчик стал» и предложил выпить за его здоровье.

смерть, параллельное кино, Игорь_Савостин, андеграунд, Калининград, фестиваль

Previous post Next post
Up